В Казахстане предложили ужесточить требования к размещению рекламы
На заседании правительства министр национальной экономики РК Тимур Сулейменов также рассказал о новых изменениях, вносимых в Закон «О защите прав потребителей».
По его словам, по итогам 2016 года государственными органами рассмотрено свыше 23 тысяч обращений потребителей.
«Из них на Национальный банк Республики приходится 56% обращений, уполномоченный орган в сфере защиты прав потребителей – 23%, Министерство здравоохранения и социальной защиты – 11%, Министерство энергетики и Министерство финансов – по 3% от всех обращений», – отметил Сулейменов. Министр выделил, что в сфере финансовых услуг наибольшее число обращений касаются вопросов рефинансирования задолженности и обслуживания банковских займов.
«В здравоохранении объектом жалоб являются качество и своевременность оказания медицинских услуг. В сфере ЖКХ – повышение цен и тарифов на услуги естественных монополий и общественно значимых рынков, а также качество услуг КСК и управляющих компаний.В розничной торговле – невыдача контрольно-кассовых чеков, обвешивание, обсчет потребителей, отсутствие сертификатов качества», – выделил глава министерства наиболее крупные жалобы.
Сулейменов также рассказал об условиях договоров, нарушающих права потребителей.
«В их числе удержание более 30% стоимости услуги или товара в случае отказа от них потребителя, увеличение в одностороннем порядке стоимости услуг или товара. Установлены новые требования к оформлению, содержанию текста договора с потребителем, такие как удобный для чтения шрифт, четко сформулированные положения. Введены дополнительные требования к продаже, возврату и замене товаров, такие как предоставление информации о продавце, устранение недостатков товара по требованию потребителя», – пояснил он.
В связи с участившимися жалобами потребителей услуг в сфере ЖКХ введен запрет на отключение подачи электричества при задолженности за тепловую энергию и наоборот в случаях одновременного оказания обоих видов услуг.
Сулейменов для улучшения прав потребителей предложил создать эффективный механизм общественного контроля, реализуемого как объединениями предпринимателей (НПП), так и потребителей.
Не менее важно определить устойчивые источники финансирования. Это размещение государственного заказа и развитие института подачи групповых исков в интересах неограниченного круга граждан.
«Решение вопроса финансирования одновременно позволит возложить на объединения потребителей части функций государства, таких как выявление нарушений прав потребителей, представление интересов потребителей в государственных органах и судах, просвещение и консультирование», – отметил Сулейменов. Он также предложил усилить защиту прав потребителей на отдельных товарных рынках. Для этого необходимо регламентировать деятельность участников электронной торговли с определением гарантий соблюдения прав потребителей.
«Необходимо ужесточение требований по размещению рекламы, в том числе по времени ее размещения, достоверности и потребительским свойствам товаров», – пояснил министр, добавив, что также нужно привести национальное законодательство в соответствие с международными нормами защиты прав потребителей. Также он отметил необходимость повышения уровня потребительского образования через внедрение учебных курсов в образовании, а также гражданской активности потребителей и их информированности о товарах, правах и обязанностях.