«Легитимизация» приписок: кто снимает миллиарды со счетов казахстанцев?

Системное хищение бюджетных средств в медицине, по словам эксперта, это тщательно выстроенная схема, которая приносит доход влиятельным группам.
Более 200 тысяч приписок на сумму свыше 2,2 миллиарда тенге за пять лет — это сумма незаконных снятий денег за неоказанные услуги в сфере здравоохранения казахстанцам. Причем растет она с каждым годом. Экс вице-министр здравоохранения РК Олжас Абишев считает, что «приписки в системе здравоохранения — это не случайные ошибки или вынужденная мера со стороны медицинских организаций, а результат системных схем хищения бюджетных средств», передает корреспондент Total.kz.
Поводом обратиться в НАО «Фонд социального медицинского страхования» (ФСМС) стала жалоба сотрудницы редакции на приписки (фальшивые записи) в приложении Damumed. Она случайно обнаружила, что ее несовершеннолетней дочери врачи одной из поликлиник Алматы систематически оказали услуги, даже когда ребенок находился с родителями за границей. К примеру, в ноябре 2024 года девочке оказали массу консультационных услуг, начиная от хирурга и офтальмолога, заканчивая стоматологом и оториноларингологом. Впрочем ситуация никого не заинтересовала (даже не стали делать вид): ни руководство управления общественного здравоохранения Алматы, ни фонда. Если первые просто промолчали, то вторые ограничились сообщением, что для проведения внепланового мониторинга необходимо официальное обращение пациентки или ее официального представителя через платформу eOtinish.
К слову, ранее глава ФСМС Абылкаир Скаков заявлял, что контролировать приписки в сфере медицинских услуг должны сами казахстанцы.
На фото: Абылкаир Скаков.
Бывший аким Павлодарской области занимал пост председателя правления НАО «Фонд социального медицинского страхования» с сентября 2023 года. В январе 2025-го стало известно, что Абылкаир Скаков покидает пост якобы по собственной инициативе. Сейчас обязанности главы ФСМС исполняет один из заместителей Индира Саркенова.
Напомним, в июле 2024 года Высшая аудиторская палата провела проверку в фонде. Аудиторами были выявлены многочисленные нарушения бюджетного и иного законодательства, а также внутренних нормативных документов. В октябре 2024 года ВАП сообщила, что 11 представителей руководящего состава ФСМС и его региональных филиалов привлечены к дисциплинарной ответственности, в том числе один из заместителей председателя правления фонда.
Казнить нельзя помиловать
Между тем, по данным фонда, всего за последние 5 лет в Казахстане выявлены сотни тысяч приписок на миллиарды тенге. Так, в 2020 году обнаружено 20 тысяч приписок на сумму 209,4 миллиона тенге, в 2021-м — 35 тысяч на 240,7 миллиона тенге, в 2022 году еще больше — 57,6 тысячи на 400 миллионов тенге.
«2023 год стал рекордным по количеству приписок и сумме снятых средств. За этот год было выявлено 46 тысяч приписок, сумма снятия составила 818,5 миллиона тенге, что почти в два раза больше по сравнению с 2022-м, — отмечает заместитель председателя правления НАО «Фонд социального медицинского страхования» Индира Саркенова. — К тому же, в 2024-м количество приписок незначительно снизилось до 43,3 тысячи, а сумма снятия составила 550,2 миллиона тенге, что на порядок меньше по сравнению с предыдущими годами. Это может свидетельствовать о повышении эффективности профилактических мер (QR-кодов, FaceID), а также об успешных мерах по сокращению случаев нарушений».
По итогам анализа, как оказалось, в 90% случаев «приписки» допускаются при оказании консультативно-диагностических услуг. При этом базовый комплексный подушевой норматив первичной медико-санитарной помощи на одного прикрепленного человека в месяц составляет 1 675,70 тенге. Оплата производится с учетом поправочных коэффициентов, уточнили в ФСМС.
При этом в фонде отметили, что не имеют права отзывать лицензии у медицинских организаций за приписки, но штрафовать могут. За некорректное внесение информации (речь идет не о приписках) штрафы не предусмотрены, так как считается, что этот дефект не влияет на сам факт и качество оказания медицинской помощи. Однако за неподтвержденный случай оказания медицинской помощи (услуги) сумма штрафа составляет 300% от стоимости «приписанной» услуги. Всего за последние 5 лет медицинские организации Казахстана оштрафовали из-за приписок на 2,3 миллиарда тенге.
«Эти средства затем перераспределяются среди медицинских организаций по приоритетным направлениям медицинской помощи путем проведения процедур закупа. 5 регионов аутсайдеров с наибольшей долей снятий от суммы закупа по выявленным припискам — области Абай и Улытау, город Астана, Мангистауская и Жамбылская области», — указала Индира Саркенова.
Лавочку не прикроют
Впрочем, если планируемые объемы закупа медицинских услуг в системе ОСМС вынуждают медицинский персонал прибегать к нечестным методам, то для чего они устанавливаются и кто несет ответственность этом случае за плохое планирование? На этот вопрос в ФСМС не дали четкого ответа. Заявки по потребностям в план закупа, как выяснилось, подаются региональными управлениями здравоохранения. При этом в планировании объемов медицинской помощи принимают участие уполномоченный орган, ФСМС и его филиалы, местные органы управления здравоохранением, а также агрегатор персональных медицинских данных. Соответствующие объемы одобряются уполномоченным органом и утверждаются ФСМС, после доводятся до его филиалов.
«Планирование объемов медицинской помощи осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством, нормативно-правовыми актами уполномоченного органа в области здравоохранения (стандарты по каждому виду медицинской помощи), правилами планирования объемов медицинской помощи в рамках ГОБМП и в системе ОСМС на основе потребности в видах медицинских услуг в динамике, с учетом приоритетов в соответствии стратегическими планами, программами развития региона, прогнозами социально-экономического развития, целевыми индикаторами региона, — пояснила зампредправления НАО. — Кардинальное решение проблемы с приписками затрудняется отсутствием контроля со стороны руководства медицинских организаций и сложностью выявления нарушений, особенно когда пациент не информирован о предоставленных услугах. Кроме того, отсутствие заинтересованности самих сотрудников также создает барьеры для эффективного решения проблемы, требующего комплексного подхода, усиления контроля и повышения наказаний».
В фонде утверждают, что проблему приписок может решить только «глубокая цифровизация системы здравоохранения в целом» (правда, тут же возникает вопрос: уверено ли руководство фонда в том, что не станет ли это очередной кормушкой и не осядет ли часть выделенного на эти цели бюджета в чьих-то карманах).
Сейчас, по словам Индиры Саркеновой, ФСМС предлагает ужесточить меры к медорганизациям, внеся изменения в нормативно-правовые акты по ужесточению мер к медицинским организациям, в которых выявляются приписки. В том числе в части передачи информации по припискам в правоохранительные органы в случае превышения суммы нарушений более 200 МРП и расторжения договора закупа в случае повторных нарушений (1 МРП в 2025 году — 3 932 тенге, 200 МРП — 786 400 тенге).
«В декабре 2024 года разработан и утвержден план организационных мероприятий по совершенствованию мониторинга качества и объема медпомощи, который наряду с другими мерами направлен на снижение фактов приписок. Так, в прошлом году были внесены изменения в договор присоединения, который позволяет фонду официально публиковать данные недобросовестных поставщиков, в том числе список злостных «приписочников» на сайте фонда», — пообещали в ФСМС.
Токсичный схематоз
Между тем Олжас Абишев, экс вице-министр здравоохранения РК, а ныне независимый эксперт в сфере здравоохранения, знающий систему изнутри, считает, что «приписки становятся удобным инструментом для вывода бюджетных средств».
На фото: Олжас Абишев (был заместителем экс-министра здравоохранения РК Елжана Биртанова в 2018-2020 годы).
«Приписки в системе здравоохранения — это не случайные ошибки или вынужденная мера со стороны медицинских организаций, а результат системных схем хищения бюджетных средств. Финансирование медицинских организаций через фонд социального медицинского страхования (ФСМС) устроено таким образом, что создает благоприятные условия для приписок. Деньги выделяются путем авансирования, а контроль за их реальным освоением остается формальным и на бумаге. В результате приписки становятся удобным инструментом для вывода бюджетных средств», — пояснил он, отвечая на вопросы редакции Total.kz.
Олжас Абишев задается вопросом: почему за последние четыре года, несмотря на рост числа приписок и колоссальные суммы ущерба, никто не был наказан?
«Ответ прост: эти схемы выгодны тем, кто их организует и покрывает. Приписки — это не проблема отдельных врачей или больниц, это налаженный процесс освоения бюджетных денег без реального наказания для участников, — делится своим мнением эксперт. — Система остается такой же, никакие проверки и выявления приписок ситуацию не изменят. Необходима тотальная цифровизация всех процессов, включая финансирование, независимый контроль и реальная ответственность для тех, кто организует эти схемы. Без этого приписки будут только расти, а бюджетные деньги — осваиваться в чьих-то карманах, а не идти на реальное медицинское обслуживание населения».
По его словам, руководство ФСМС и Министерства здравоохранения РК прекрасно осведомлено о проблеме приписок и масштабах хищений, но не предпринимает решительных действий. Причина, на его взгляд, проста: бороться с этими схемами опасно.
«Системное хищение бюджетных денег в медицине — это не стихийный процесс, а тщательно выстроенная схема, которая приносит доход влиятельным группам. Любая попытка вмешаться может привести к репрессиям против самого чиновника, который решится это сделать. Прецеденты уже были: сфабрикованные дела против Елжана Биртанова и Олжаса Абишева стали четким предупреждением всем, кто пытается навести порядок. Эти дела показали, что можно посадить любого, кто попытается остановить потоки «освоения» бюджетных средств», — считает экс вице-министр здравоохранения РК.
Кстати, в январе 2025 года мажилисмены также отмечали, что «кому-то выгоден такой беспорядок». А приписки – это «законный» способ зарабатывать деньги, так как только 1% выплат проверяется государством. Поэтому клиники продолжают зарабатывать деньги, не опасаясь рисков. К примеру, по информации депутатов, через ОСМС лечили зуб от кариеса пятимесячному ребенку, другому пролечили 82 зуба, а одна больница за сутки оказала 32 услуги человеку.
На фото: Акмарал Альназарова (занимает пост министра здравоохранения РК с февраля 2024 года).
В итоге, как отмечает Олжас Абишев, «чиновники, даже если хотят изменить систему, вынуждены либо молчать, либо участвовать в схеме».
«Никто не хочет повторить судьбу тех, кто пытался противостоять этой системе. Пока медицинская сфера остается одной из самых коррумпированных, а механизмы расправы над неугодными работают безотказно, проблема приписок не будет решена, а деньги продолжат уходить мимо реальных нужд пациентов», — констатирует спикер.
Каким образом можно решить вопрос с приписками? Олжас Абишев назвал несколько факторов, которые, по его мнению, могут помочь казахстанцам избавиться от фальшивых записей: первое — это тотальная цифровизация всех бизнес-процессов и защита честных чиновников. Следующие важные элементы этой борьбы — полная прозрачность услуг, блокчейн и ИИ-контроль, централизованный реестр пациентов и услуг, а также жесткая ответственность — не просто возврат денег, а реальные сроки для организаторов схем.
«Пока все вышеуказанные проблемы не будут решены, приписки будут только расти. В 2024 году общий бюджет здравоохранения составил 3,3 триллиона тенге, и эта сумма будет увеличиваться. А значит, будет расти и интерес к ее фиктивному «освоению». Без цифровизации, прозрачного контроля и защиты честных чиновников любые попытки борьбы с приписками останутся формальностью», — уверен Олжас Абишев.
Напомним, в январе 2025 года мажилисмены предлагали трансформировать деятельность ФСМС, освободив его от несвойственных ему функций и пересмотрев стратегию инвестирования активов. Депутаты отметили, что фонд стал не только казначейством Министерства здравоохранения РК, но и «рабочим органом» по прямым функциям ведомства.