Топ-100 На что будут делать упор в развитии туризма в Казахстане?
  • 26 апреля, 13:44
  • Астана
  • Weather icon +11
  • 444,22
  • 476,38
  • 4,82

На что будут делать упор в развитии туризма в Казахстане?

Фото: Sputnik Казахстан

Проект обновленной Концепции развития туристской отрасли до 2023 года включает в себя также Карту сакральных объектов Казахстана.

Документ, разработанный в рамках реализации шага №86 Плана нации «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ» президента РК Нурсултана Назарбаева, был представлен на днях министерством культуры и спорта Республики Казахстан. Реализовать концепцию предполагается в два этапа: 2018-2020 годы и 2021-2023 годы.

«В соответствии с поручением главы государства от 24 ноября 2016 года правительству Республики Казахстан совместно с акимами областей и гг. Астаны, Алматы поручено обновить Концепцию развития туристской отрасли до 2020 года с учетом развития внутреннего туризма и создания региональных культурно-туристских кластеров с необходимой инфраструктурой. В настоящее время министерством в тесной координации с компанией «Реформатикс» проведена соответствующая работа по ее обновлению. В Концепции полностью актуализирован анализ развития туристской отрасли в республике с учетом статистических данных за 2016 год, пересмотрены прогнозные показатели, ожидаемые результаты, а также предусмотрены конкретные меры по развитию отрасли туризма», –  рассказал министр МКС РК  Арыстанбек Мухамедиулы.

Туристская отрасль, по словам главы министерства культуры и спорта РК, стала одним из драйверов развивающихся экономик мира, ведущих за собой развитие национальных телекоммуникаций, транспорта, логистики, строительства, торговли, сельского хозяйства и других смежных отраслей, имеющих прямое влияние на социально-экономическую и политическую стабильность: «В мире множество успешных примеров становления и развития туризма в качестве ключевой отрасли, диверсифицирующей национальную экономику. И формула успеха достаточно проста: политическая воля и мощная финансовая поддержка государством отрасли, формирование действенного партнерства с бизнесом и международными донорами», – продолжил глава МКС РК.

Отметим, что, в 2017 году согласно Индексу конкурентоспособности путешествий и туризма Всемирного экономического форума Казахстан занимает 81 место среди 136 стран. Для сравнения: в 2015 году наша страна находилась на 85-м месте, в 2013 году – на 88-ой строчке, а в 2011 году занимал лишь 93-ую позицию среди 139 стран.

В настоящее время, по информации министерства культуры и спорта РК, отрасль туризма в республике характеризуется следующими основными показателями:

  • количество внутренних посетителей в 2016 году составило 9,6 млн человек;
  • количество иностранных посетителей – 6,5 млн человек.

Согласно статистике, 90 процентов иностранных посетителей  – граждане стран СНГ, таких как Россия, Кыргызстан и Узбекистан. Оставшиеся 10 процентов – это граждане Китая, Турции и Ирана, развитых стран и прочие.

«Здесь у нас возникают вопросы относительно учета трудовых мигрантов, следующих транзитов через Казахстан в Россию из Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана, которые сегодня нашими статистическими органами рассматриваются в качестве туристов», – отметил министр Арыстанбек Мухамедиулы.

Возникшая проблема, по его словам, решается следующим образом: так, для формирования более корректных статистических данных возглавляемое им ведомство в настоящее время совместно с комитетом по статистике министерства национальной экономики, компаниями «Маккензи» и «Реформатикс», а также экспертами ЮНВТО (UNWTO – United Nations World Tourism Organization; Всемирная туристская организация) и Всемирного банка проводят работу по изменению методологии учета туристов.

Привел глава МКС и данные касательно выездного туризма. По его информации, количество выездных посетителей составило 9,7 млн человек. Причем, 92% казахстанцев, согласно статистическим данным, посещают страны СНГ, такие как Россия, Кыргызстан и Узбекистан, оставшиеся 8% –  Китай, Турцию, европейские страны и прочие.

Посетовал министр и на, что Казахстан, имея богатый туристско-рекреационный потенциал, характеризуется недостаточным уровнем развития приоритетных для нашей страны видов туризма. Но, по его мнению, новые внедряемые виды туризма будут способствовать пропаганде ценностей общенациональной идеи «Мәңгілік Ел». 

«Мы предполагаем, что потенциальный рынок сбыта туристских услуг Казахстана это Россия, Китай, Турция, Иран, Индия, страны Персидского залива  и небольшая доля развитых стран», – заверил главу правительства в своем выступлении Арыстанбек Мухамедиулы.  

Стоит отметить, что обновленной концепцией предусмотрено развитие перспективных для Казахстана видов туризма – это культурно-познавательный и этнографический туризм, событийный (Event-туризм), детско-юношеский, медицинский, кемпинговый, автотуризм и караванинг, охотничье-трофейный и спортивный туризм.

В настоящее время в отрасли разрабатывается новый туристский продукт под названием «Сакральный пояс Казахстана».

По информации министерства культуры и спорта РК, в этом направлении проводится широкомасштабная работа: составлен предварительный список макросакральных объектов,  разработана рабочая Карта, где по каждому региону определено порядка 5-10 объектов. Таким образом, на сегодняшний день в предварительный список вошло более ста объектов.

В 2017-м для реализации проекта МКС РК планирует проведение научно-исследовательских и полевых экспедиций по шести направлениям (Южный, Северный, Восточный, Западный, Центральный и Юго-Восточный Казахстан) страны, включая особо охраняемые природные территории Национальных парков, заказников, труднодоступные места.

«Конкретные мероприятия по формированию туристского продукта «Сакральный пояс Казахстана» мы планируем отразить в Плане мероприятий по реализации Концепции», – подытожил министр.

В рамках реализации 86 шага Плана нации пересмотрены туристские кластера, изменены их наименования и добавлен шестой кластер.

Кластер Астана разделен на два культурно-туристских кластера:

  1. «Астана – сердце Евразии» включает город Астану;
  2. в кластер «Единство природы и кочевой культуры» вошли ключевые места туристского интереса, а также добавлены следующие туристские объекты: Улытауский государственный природный заказник (зоологический), Северное Прибалхашье.

В кластер «Алматы – свободная культурная зона Казахстана» добавлены международный туристский центр «Акбулак», Жонгар-Алатауский ГНПП, ГНПП «Көлсай көлдері», бальнеологическая курортная зона «Кара Дала», Пик «Хан Тенгри».

В кластер «Возрождение Великого Шелкового пути»«Аксу-Джабаглинский» государственный природный заповедник, горный курорт «Каскасу».

К основным туристским продуктам, которые будут разработаны в кластере «Каспийские ворота» (Мангистаускую область и часть Западно-Казахстанской и Атырауской областей) относятся пляжный туризм, культурный туризм и турне.

Кластер «Жемчужина Алтая» (северные и восточные части Восточно-Казахстанской области) будет позиционироваться как «Мир чудес природы» и станет в будущем центром развития экологического туризма.

«В целях дальнейшего развития отрасли туризма нам необходимо решать административные барьеры, – отметил глава МКС РК. – Подписаны ADS Меморандумы с Китайской Народной Республикой и Ираном. Считаем целесообразным продолжить подписание подобных документов в первую очередь с приоритетными для Казахстана рынками. Также необходимо продолжить работу по внедрению безвизового режима, электронных виз, электронных гейтов и др. Опираясь на опыт Малайзии».

Кроме этого, в пилотном режиме на период проведения ЭКСПО-2017 запущен проект для граждан Китая, следующих транзитом казахстанскими авиакомпаниями через международные аэропорты городов Астаны и Алматы, действует семидесяти двухчасовой безвизовый режим въезда, пребывания и выезда из Казахстана в период с 00.00 часов 9 июня до 23.59 часов 12 сентября 2017 года. Анализ, планируемый провести в сентябре текущего года, по мнению министра, должен показать эффективность данного пилотного проекта.

«Разделы «Меры по дальнейшему развитию туристской отрасли»  и «Имиджевая стратегия» переработаны в соответствии с предложениями заинтересованных государственных органов и консалтинговой компании «Реформатикс», – сообщил Арыстанбек Мухамедиулы. – В рамках развития имиджевой стратегии будут пересмотрены подходы к продвижению казахстанского турпродукта за рубежом посредством разработки единого национального бренда для работы на международных рынках. В разделе «Институциональные преобразования» для обеспечения благоприятного продвижения имиджа и маркетинга предусмотрено создание Организации по управлению и маркетингу  дестинаций».

Работу в этом направлении планируется проводить поэтапно:

1 этап – создание Организации по управлению и маркетингу  дестинаций;

2 этап – создание региональных офисов по опыту «Астана Конвеншн Бюро»;

3 – этап внесение предложений поэтапному внедрению финансирования Организации по управлению и маркетингу  дестинаций.

Какие же функции будут возложены на новую организацию?

  • продвижение Казахстана в качестве международной туристской дестинации;
  • профессиональное управление туристским брендом Казахстана;
  • формирование и реализация стратегии маркетинга;
  • привлечение въездных и внутренних туристов;
  • стимулирование притока внешних и внутренних инвестиций в туристскую индустрию;
  • участие на миноритарной основе в инвестиционных проектах;
  • создание центров по подготовке квалифицированных специалистов для туристской отрасли.

В качестве дополнительных функций планируется, что:

  • В 2018 году Организация выступит в качестве оператора-лизингополучателя по Программе поддержки отечественного производителя. Участники проекта станут министерство культуры и спорта РК, Организация по управлению и маркетингу  дестинаций, Национальная палата предпринимателей «Атамекен» и БРК «Лизинг».
  • Организация выступит в качестве координатора пилотного проекта по охотничье-трофейному туризму в рамках ГЧП. Участники проекта – министерство культуры и спорта РК, Организация по управлению и маркетингу  дестинаций и министерство сельского хозяйства.

Завершая свое выступление Арыстанбек Мухамедиулы отметил, что Концепция согласована всеми государственными органами и акиматами. Также по рекомендациям администрации президента Концепция была усилена в части формирования «Сакрального пояса Казахстана», привлечения якорных инвесторов и создания Организации по управлению и маркетингу дестинаций. 

Напомним, в своей статье глава государства Нурсултан Назарбаев «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» поделился своим видением того, как нам, народу Казахстана, вместе сделать шаг навстречу будущему, изменить общественное сознание, чтобы стать единой Нацией сильных и ответственных людей.

По его мнению, общественное сознание требует не только выработки принципов модернизации, но и конкретных проектов, которые могли бы позволить ответить на вызовы времени без утраты великой силы традиции.

«… Наряду с проектом «Туған жер», который направлен на местные, локальные объекты и поселения, нам необходимо укрепить в сознании народа и другое – общенациональные святыни. Нам нужен проект «Духовные святыни Казахстана», или, как говорят ученые, «Сакральная география Казахстана», – говорится в статье. – ... Когда сегодня говорят о воздействии чуждых идеологических влияний, мы не должны забывать, что за ними стоят определенные ценности, определенные культурные символы других народов. А им может противостоять только собственная национальная символика.  Культурно-географический пояс святынь Казахстана – это и есть такая символическая защита и источник гордости, который незримо несет нас через века. Это один из элементов каркаса национальной идентичности, поэтому впервые за тысячелетнюю историю мы должны разработать и осуществить такой проект».

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×