Топ-100 Поручение президента находится под угрозой срыва — эксперт
  • 04 мая, 11:39
  • Астана
  • Weather icon +16
  • 444,14
  • 477,05
  • 4,85

Поручение президента находится под угрозой срыва — эксперт

Фото: baigenews

К шаткому финансовому положению бизнес подводит занижение стоимости проектов на этапе госэкспертизы, дефицит и удорожание стройматериалов.

«Дорожную карту» по изменению правового регулирования для поддержки отрасли транспортного строительства утвердили в соседней России после жалоб Владимиру Путину подрядчиков. Автодорожные компании заявляли об убытках и росте долгов, что создает «неприемлемые риски» как для национальной экономики, так и для социальной сферы и безопасности страны.  Из основного, в рамках документа предусматривается ценовое регулирование госконтрактов из-за роста цен на строительные материалы и премирование за досрочный ввод объектов, сообщает корреспондент inbusiness.kz

Стоит отметить, тарифы по строительству одного километра автодорожного полотна в соседнем государстве, если сравнивать с ближайшими зарубежными странами, не самые низкие. В РФ его размер составляет 2,09 млн долларов, в Кыргызстане — 2,4 млн долларов, в Беларуси — 2,9 млн долларов, в Украине — 6,1 млн долларов. Чего не скажешь о Казахстане, где он утвержден на уровне 1,1 млн долларов. Уложиться в норматив казахстанским автодорожным компаниям и не уйти в минус, проблематично.

Автодорожные компании не могут завершить строительство объектов, зачастую уходят в убытки и пребывают на грани банкротства. К шаткому финансовому положению бизнес подводит занижение стоимости проектов на этапе госэкспертизы, дефицит и удорожание стройматериалов.  К слову, о последнем. С 2020 по 2021 год цена на арматуру (А3 д.14-32) увеличилась с 294 643 тенге до 400 000 тенге за тонну (рост на 35,7%), на цемент с 23 500 тенге до 25 900 тенге за тонну (рост на 10,2%), на бетон с 15 261 тенге до 15 997 тенге за тонну (рост на 4,8%). Битум, взлетел по стоимости с 86 000 тенге за тонну до 140 000 тенге.

Дорожно-строительная техника тоже головная боль для господрядчиков. Ее большая часть приобретается в Китае. Однако о качестве говорить не приходится. Импорт выходит из строя уже через пять лет, а то и через три года. На развитии отрасли негативно сказывается и прессинг со стороны правоохранительных органов.

В Ассоциации автодорожников Казахстана просят правительство принять меры, чтобы решить накопившиеся проблемы. Одним из выходов может стать внедрение механизма компенсации затрат подрядчикам. В частности, имеется необходимость в предоставлении возможности упрощенной корректировки действующей и разрабатываемой в дальнейшем проектно-сметной документации с учетом коэффициента роста цен на строительные материалы и услуги.

«Если строительная компания привлекла дополнительные ресурсы и построила дорогу, то разницу, которая была в смете, и фактический объем работ государство должно восполнить. Это международная практика. Нас успокаивают тем, что удорожание компенсируют за последний период работы. Несмотря на то что проект начался в 2019-2020 годах, берутся расценки 2022 года, оплачивают только за последний период работы, а предыдущие затраты повисают в воздухе», — сетует президент Ассоциации автодорожников Казахстана Баглан Баймагамбетов.

Госэкспертиза проектов также действует не в пользу автодорожников. ПСД зачастую урезается, а расценки заменяются на более дешевые, не соответствующие принятым техническим решениям.

«Над проектировщиками довлеет экспертиза. Если проектировщик делает детальный проект с учетом всех работ, включая мелкие, то экспертиза в целях экономии срезает все эти виды работ. Если проектировщик получает два предупреждения, он теряет лицензию, поэтому он вынужден плясать перед экспертизой и делать не то, что требуется, а то, что ему указывают. Отсюда и дефекты дорожной отрасли. То есть дополнительные виды работ не учитываются, бюджет срезают, и подрядчик вынужден делать то, что не запроектировано, за собственный счет», — детализирует проблему Баглан Баймагамбетов.

Имеются и факты необоснованного занижения коэффициента удорожания объекта. Усугубляет ситуацию отсутствие своевременного финансирования подрядчиков, что неизбежно приводит к фактическому росту стоимости проекта.

«Цены меняются, а нормативы все остались с 2017 года. За это время инфляция идет, ежедневно. Расценки сегодня отстают от потребности, которая нужна для строительства автодорог», — добавляет глава ассоциации.

Представители автодорожного бизнеса не раз обращались к президенту Касым-Жомарту Токаеву, в профильное Министерство индустрии и инфраструктурного развития, Агентство по защите и развитию конкуренции РК,  НПП «Атамекен». Однако изменений в сфере регулирования отрасли пока не наблюдается. В стране по программе «Нурлы жол» запланирована реконструкция 90 тыс. километров дорог местного значения, 25 тыс. километров — республиканского. Но если сдвигов в сторону решения наболевших вопросов отрасли в преддверии строительного сезона не будет, то поручение президента находится под угрозой срыва.  

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×