Фейк: Осторожно – подделка Эксклюзив
Корреспондент Total.kz дал оценку новому отечественному фильму
10 июля в казахстанском прокате стартовал отечественный фильм «Fake: береги себя» режиссера Салтанат Мурзалиновой-Яковлевой. По ее признанию, фильм делался в расчете именно на коммерческий успех, но с долей риска. На исходе первой недели проката корреспондент Total.kz побывал в одном из алматинских кинотеатров и посмотрел не только сам фильм, но и его посещаемость публикой.
На премьерный показ фильма попасть не удалось, но и задачи такой перед собой я не ставил. Мне было интересно сходить на него именно как простому зрителю и оценить реакцию не специалистов, а тех, на кого данный продукт расчитан. Ведь Салтанат сама в интервью призналась, что ее целевая аудитория - не эстеты и ценители авторского кино, а рядовой, грубо говоря, обыватель.
Наш обыватель кино это просто игнорирует. Когда я брал билет, кассирша удивленно переспросила: «Вам именно на «Фейк»?» «Да», - ответил я.
Она немного извиняющимся тоном сказала: «Знаете, вы готовьтесь к тому, что фильм могут отменить. Уже несколько раз отменяли, не могут собрать нужное для показа количество зрителей».
Как выяснилось, количество это – всего три человека. Но звезды мне в этот вечер благоволили, и кворум был собран: билеты купила молодая пара.
Причем это проблема не только «Фейка», который, несмотря на довольно хорошую рекламную поддержку, идет, а точнее - не идет, при пустых залах, а всего казахстанского кино. Это выяснилось в беседе уже с билетером. Нет ни одного случая, когда отменяется зарубежная картина, независимо от времени показа: днем, в будни и т. д. Но вот казахстанские фильмы зритель откровенно игнорирует. При этом действительно в кинотеатре народу хватало, были даже очереди, люди активно обилечивались, но все мимо «Фейка».
Так что пока делать ставку на отчественное кино прокатчику не приходится. Мир бизнеса суров: нет прибыли – нет любви. А зачем нести убытки ради пустых слов о высоком, когда проще выгодно перепродать? Благо товар в ассортименте.
Что касается самого фильма: чувства глубокого разочарования я не испытал. Но мною тут скорее руководила способность найти хорошее для себя во всем, что происходит, тем более что пищу для размышления он дать способен.
Но сам фильм, увы, подобен своему названию. Он, с точки зрения меня, то есть казахстанца, абсолютно безликий. История, показанная в нем, могла произойти где угодно, и, скорее всего, если бы на ней стоял лейбл «made in Hollywood», с соответствующими актерами и уровнем съемок, то залы были бы забиты, причем молодежью.
Здесь же история, лишенная нашей казахстанской реальности даже в визуальном отображении. Хотя город - позиционируется как один из главных героев картины - напоминает дешевую подделку под «фирму». Увы, но это так. Еще одно, что откровенно вызывает недоумение, но объяснимо с точки зрения маркетинга, – привлечение российских звезд. Конечно, имя Алексея Кравченко или Юлии Зиминой на афише - еще одна приманка для зрителя с точки зрения маркетинга, но с точки зрения меня как зрителя – легкий обман. Во-первых: абсолютно непонятно, зачем тащить на роль, которая, может, и основа для одной из сюжетных линий, но крайне эпизодическая, актеров первого уровня? Только ради имени? Во-вторых: присутствие таких звезд, на мой взгляд, имеет откровенно противоположный эффект: ведь воспринимаются они именно как чужеродные вкрапления в нашей реальности.
Ну и уровень съемок, особенно компьютерной графики, оставляет желать лучшего.
Разбирать сам сценарий и говорить о странных моральных качествах героев я уже не буду. Спойлерить задачи нет. А множество огрехов и несостыковок целевой аудитории фильма, а это, по словам самой Салтанат, молодежь до 20 лет, при надлежащем визуальном ряде и актерской игре просто были бы незаметны.
И напоследок о хорошем. Фильм, если отбросить всю шелуху, посмотреть можно. Лично у меня он оставил послевкусие именно в плане размышлений, как от кино и судьбы героев. Но зрителю придется проделать в своем воображении именно то, что делал Микеланджело: «Я беру камень и отсекаю все лишнее».
А это уже явно не признак игрового, развлекательного кино…
Сергей Алексеенок