Топ-100 Родители не хотят отдавать детей в классы с казахским языком — эксперты
  • 29 марта, 11:51
  • Астана
  • Weather icon +4
  • 448,15
  • 483,46
  • 4,86

Родители не хотят отдавать детей в классы с казахским языком — эксперты

Фото: eurasia.expert

Обращение казахстанца к российским губернаторам вызвало широкий общественный резонанс.

После публикации сообщения о письме жителя Астаны Ержана Батешова на имя губернаторов приграничных областей России о поддержке в их регионах казахского языка в редакцию Total.kz поступает множество откликов.

Как отмечает активист Омской региональной общественной организации «Казахи Омска» Торгын Ашенова, «в письме затронута важная тема, и эту проблему надо решать на уровне властей».

«Надо признать, что за последние пять лет ситуация с изучением казахского языка в Омской области изменилась. Причем в худшую сторону: если раньше в сельских школах, в частности в аулах, язык преподавался в качестве предмета, то сейчас этого практически не осталось. В лучшем случае остался язык в качестве факультатива», — заявила Торгын Ашенова.

Молодежный лидер напомнила, что в Омской области проживает одна из крупнейших казахских диаспор в России.

«Для решения проблемы два года назад прежним губернатором Омской области Виктором Назаровым был подписан акт, по которому в пяти районах открылись центры изучения казахского языка и культуры и один в центр в Омске. Однако, по нашему мнению, если в аулах язык еще смогли сохранить,  то в городе, к сожалению, нет. Одного центра явно недостаточно. Ведь из 78 тысяч казахов, проживающих в области, 42 тысячи живут в Омске. Есть один положительный опыт — в 130-й городской школе второй год ведется казахский язык как второй иностранный на выбор. Причем язык выбирают не только дети казахи, но и русские. Думаю, это связано с приграничным состоянием Казахстана и расширением бизнес-связей, культурных и торговых взаимоотношений».

А вот какое мнение высказал другой молодежный лидер, который многие годы учился в Омске, Максим Споткай. Молодой человек после окончания российского вуза вернулся на родину и сейчас работает в Астане. Отметим, что во время обучения Омске Максим открыл собственные авторские курсы по изучению казахского языка.

«Проблема, если честно, намного глубже. Возможно, автор письма не совсем знаком с реалиями российской казахской общины. Вопрос стоит не только в том, чтобы открывать казахские школы. По моему мнению, есть большая проблема в сохранении казахского информационного пространства в России. Открытие казахской школы, в которую не будут ходить дети, не решит вопрос сохранения и развития родного языка. Такие попытки уже предпринимались. Сами родители не хотят отдавать детей в классы с казахским языком обучения, потому что боятся, что их дети дальше не смогут поступить в российские вузы. Вот в чем проблема! В казахстанские же университеты российские казахи не слишком спешат из-за мифа о некачественном образовании. К тому же в самом городе Омске казахская община территориально не сконцентрирована в одном месте, а возить ребенка в единственную казахскую школу в другом районе мегаполиса для них будет проблемным», — отметил Максим Споткай. В настоящее время он возглавляет новое Республиканское молодежное движение «Жаңғыру жолы».

«Нужно поднимать вопрос не о школе, а о введении уроков (не факультативов, как сейчас) казахского языка в районах. В регионах России есть аулы и поселки с преимущественно казахским населением. Там эти уроки необходимы как воздух. Если казахский в России умрет в районах, то о городской среде и говорить нечего. И самое главное — нужно менять сознание казахской общины, знать казахские обычаи и традиции должно быть модно. Последнее время среди молодежи интерес к языковым курсам и разного рода этническим мероприятиям возрастает, но нужна поддержка и с нашей стороны. Казахстан мог бы содействовать развитию зарубежных казахских центров и объединений, в том числе материально. Активное развитие культуры, «мягкая сила» и поддержка общественных социальных инициатив местных казахов автоматически привели бы к буму в стремлении знать родной язык», — подчеркнул Максим Споткай.

Его мнение поддерживает и автор трехтомника «Ситуативный казахский» Канат Тасибеков. Известный ученый и писатель часто бывает в приграничных российских регионах и хорошо знаком со сложившейся ситуацией.

«Я не знаю автора этого письма, но очень ему благодарен, и хотелось бы с ним познакомиться. Он набрался смелости и высказал боль многих энтузиастов, кто переживает за будущее языка. Во время встреч с российскими казахами я видел, насколько у них есть интерес к родному языку, к его более глубокому изучению. У людей на моих лекциях и беседах просто глаза горели, в одном зале собирались по 300-400 человек», — рассказывает Канат Тасибеков.

По его словам, в 2017 году им было направлено письмо в Министерство иностранных дел Казахстана с просьбой содействия в организации встреч в казахских центрах Российской Федерации для  презентации авторской методики изучения языка.

«Я все расписал, описал ситуацию, что российские казахи проявляют интерес. Не подумайте, я не просил денег, мне нужна была просто дипломатическая поддержка, чтобы не возникало ни у кого вопросов. В наше же время все должно быть официально и согласовано. Так вот, после этого со мной связывались из Москвы, из посольства Казахстана в России господа Асфандиярова и Сейдуманова. Сказали: «Получили из Астаны письмо, но бюджет не заложен». Время идет, сейчас пишу — ответа нет! В начале этого года я направил письмо уже в акимат Западно-Казахстанской области, которая граничит сразу с пятью российскими регионами, чтобы помогли мне во встречах с казахскими национальными культурными автономиями этих областей. Аким Алтай Кульгинов дал поручение помочь мне, но никаких конкретных шагов так и не было предпринято», — привел свой пример неудачных инициатив по популяризации казахского языка в России Канат Тасибеков.

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×