Бурное строительство на Кок-Жайляу может вызвать сели Эксклюзив
Архитектор Старков: Надо развивать Чимбулак, а не Кок-Жайляу
Строительство горнолыжного курорта на Кок-Жайляу может спровоцировать большие сели, уверен алматинский архитектор Андрей Старков. К тому же создание такого объекта, как ни парадоксально, может погубить его. Чтобы выявить все плюсы и минусы, необходимы многолетние исследования. Об этом он сообщил в интервью корреспонденту Total.kz.
- Андрей Александрович, чем опасно создание на Кок-Жайляу горнолыжного курорта?
- На сейсмоопасность никак, по идее, не повлияет. А вот сели – другое дело. По прогнозам специалистов, основная проблема селей в наших горах имеет ливневый генезис, то есть сели могут быть вызваны осадками. Изменения климата приводят к тому, что твердая фаза осадков уменьшается. И ливни будут приводить к катастрофическим селям. Там, где нет ручья или ледникового озера, как это было в 1921 году, сель, вышедший из речки Чимбулачка, был вызван катастрофическим ливнем. Площадь водосбора на площадке Кок-Жайляу в принципе может являться участком, где произойдет скопление ливневой влаги. Оттуда сель может пойти в реку Большую Алматинку.
- А что станет с самим курортом, если он будет построен, конечно?
- Строительство курорта предусматривает около миллиарда долларов инвестиций. И, в принципе, сель все это может снести, хотя сель может в любом месте произойти. На Кок-Жайляу в том числе. Этому может способствовать хозяйственная деятельность, если там будут пробиты трассы, технологические дороги, будет нарушен естественный травяной покров, возможность опасности многократно возрастает. На самой плоской территории на Кок-Жайляу, где планируется гостиничный комплекс, там огромное количество мелких ручьев, сухие русла, которые наполняются только в весенний период талыми водами. Они являются местом водосбора и если там пытаться организовать горнолыжные трассы, планировочные работы коснутся этих ручьев. И даже без сильных ливней это может привести к катастрофе. Будет нарушен естественный гидрологический баланс. Это можно сравнить с закупоркой сосудов.
- Это точная информация, то есть все так и будет происходить?
- Мы сейчас не сможем даже спрогнозировать полностью, что будет. Что-то чрезмерно засушливым станет, что-то чрезмерно увлажненным. Если будет баланс нарушен, мы не сможем знать, где оно вылезет, где слабое место. И небольшое даже землетрясение может привести к оползням. Нужны многолетние исследования. Просто посмотреть на склоны и что-то сказать невозможно. Многие закономерности вообще еще не изучены людьми. А в природу вмешиваться себе дороже.
- Можно ли считать, что проект по Кок-Жайляу принесет убытки в экономическом отношении?
- Проект может оказаться без сомнений убыточным. Он будет нерентабельным. Громоздкая структура и мало посетителей. У нас Чимбулак не наполнен. В будние дни там катается 50-60 человек, в выходные до 3 тысяч человек, но он в основном пустует. У Чимбулака есть возможности для развития – это левый Талгар. Он может принимать в два раза больше, чем сейчас, просто надо включить территории в зону катания. Вы же не будете, например, покупать второй холодильник, если у вас первый только наполовину наполнен.