Неожиданный поворот в деле Челаха может пошатнуть позицию обвинения Эксклюзив
В распоряжении редакции Total.kz попал любопытный документ – копия постановления о возбуждении уголовного дела по факту бойни на пограничном посту «Аркан-Керген»
В распоряжении редакции Total.kz попал любопытный документ – копия постановления о возбуждении уголовного дела по факту бойни на пограничном посту «Аркан-Керген». Документ датирован 30 мая, то есть, тем днем, когда были обнаружены трупы четырнадцати пограничников и егеря, за подписью военного прокурора Талдыкорганского гарнизона, полковника юстиции Секенова. Описанные в постановлении события, заметно отличаются от официальной версии, которую позже озвучило следствие. В частности, в документе указано, что в последний раз пограничный пост «Аркан-Керген» выходил на связь с заставой «Сары Боктер» в 2 часа ночи 30 мая, а не 28 мая, как заявляет Главная военная прокуратура. Там же указывается, что когда через четыре часа, то есть в шесть утра того же дня, пост не вышел на связь, начальник погранзаставы «Сары Боктер» Алексей Фомин направил двух военнослужащих - связистов для выяснения обстоятельств произошедшего. Они же, следует из документа, и обнаружили обугленные останки пограничников и труп егеря. Впрочем, вскоре следствие заявило, что на самом деле Алексей Фомин умышленно в течении двух дней скрывал отсутствие связи с погранпостом. Затем офицера арестовали и поместили в СИЗО.
По мнению правозащитника Василия Резвана, этот документ может серьёзно пошатнуть позицию обвинения и сыграть в пользу рядового Челаха. Господин Резван уверен, что военный прокурор просто не мог выписать данное постановление без серьезных доказательств, в частности, без документально подтвержденных записей в журналах полетов и радиопереговоров. «Я имел дело с армейской радиосвязью и знаю, что каждый сеанс отмечается во множестве документов, которые на момент произошедшего Фомин вряд ли успел подделать, - убежден правозащитник. - Сам Челах мало что может рассказать, поскольку просто не владеет всей информацией, а вот арестованный начальник заставы носитель больших знаний, потому мы и добиваемся очной ставки с ним. Но в любом случае для защиты Челаха, это постановление серьёзный аргумент».
Другой адвокат пограничника Серик Сарсенов, придерживается несколько иной позиции и считает, что серьёзно повлиять на ход следствия, обстоятельства описанные в постановлении вряд ли смогут. «Не думаю, что мы будем использовать этот документ в суде в качестве одного из аргументов защиты,- говорит господин Сарсенов. - Эти показания были сняты в самый первый день, видимо со слов самого Фомина или кого-то из его подчиненных, которые, как позже выяснилось, врали и пытались скрыть, что два дня связи с заставой не было. Но пока мы не изучили все материалы уголовного дела, трудно говорить детально по каждому пункту защиты. Но наша позиция остается неизменной в том, что Владислав Челах не совершал данного преступления».
На редакционный запрос Total.kz Главная военная прокуратура пока не ответила.
Напомним, по официальной версии, трагедия на высокогорном пограничном посту «Аркан-Керген», где в летнее время несли службу пятнадцать пограничников, произошла 28 мая. Через два дня радиомолчания, вышедший к погранпосту поисковый отряд обнаружил сгоревшие постройки и трупы четырнадцати военнослужащих. Неподалёку поисковики нашли тело местного егеря. Через несколько дней был задержан рядовой Владислав Челах – единственный из оставшихся в живых пограничников с «Аркан-Кергена». Он же и стал главным подозреваемым в убийстве сослуживцев и егеря, а вскоре и сознался в содеянном. Однако, спустя несколько месяцев, после проведенной психолого-криминалистической экспертизы, по результатам которой он был признан вменяемым, Владислав Челах заявил, что не убивал пограничников и отказался от ранее данных признательных показаний.