Антрополог Даремского университета Джейми Теграни убежден, что волшебные сказки сопровождали человечество с позднего бронзового века. Если верить результатам исследования Королевского общества открытой науки, заслуги Шарля Перро и братьев Гримм ограничиваются лишь литературной обработкой, тогда как записанные ими сюжеты гораздо древнее. Прийти к таким выводам позволило применение принципов филогенеза к развитию индоевропейских языков, отмечает Росбалт.
Теграни и его коллега Сара Граса да Силва из Нового университета в Лиссабоне выделили 275 сюжетов из более чем 2000 различных сказок. Эти истории упоминают волшебных существ или предметы со сверхъестественными свойствами. Возраст 75 сказок удалось определить относительно точно.
Как оказалось, четыре сказки с высокой степенью вероятности были распространенными еще во время существования протоиндоевропейского языка. Так, можно предположить, что сказке «Кузнец и дьявол» о хитрой сделке не менее шести тысяч лет, «Красавице и чудовищу» и «Румпельштильцхену» - от трех до четырех тысяч лет. А истории о Джеке и бобовом стебле больше пяти тысяч лет.
Стоит признать, не все ученые поддержали теорию Теграни. Так, Джон Линдоу, фольклорист из калифорнийского университета Беркли, указывает, что в индоевропейском словаре довольно ограничен запас слов, относящихся к работе с металлом. И, возможно, самого понятия «кузнец» не существовало.
Впрочем, Теграни непоколебим в своей уверенности. Он предложил относиться к сказкам как к генетической информации, которая передается от поколения к поколению. «Мы не изобретаем заново культуру каждое поколение. Мы получаем многое в наследство», - говорит он.
Предыдущее исследование антрополога, опубликованное, как отмечалось в Popular Science в 2013 году, касалось происхождения сказки о Красной шапочке. Он проследил распространение сказки в Европе, Африке и Азии, опубликовав своего рода генеалогическое древо. Одной из неожиданностей в этой работе стало выявление сходства сказки о Красной шапочке и истории о волке и семерых козлятах.
ИА Total.kz