Топ-100 Кривошеев: Жомарт Ертаев — самый искусный интриган банковской сферы
  • 27 апреля, 04:12
  • Астана
  • Weather icon -1
  • 443,35
  • 475,54
  • 4,82

Кривошеев: Жомарт Ертаев — самый искусный интриган банковской сферы Эксклюзив

Фото: Forbes

История создания банка RBK печальнее повести о Ромео и Джульетте.

Помещенный в Москве под домашний арест бизнесмен Жомарт Ертаев накануне распространил объемное заявление по поводу своего задержания. ИА Total.kz предлагает комментарий экономического обозревателя Дениса Кривошеева по ситуации вокруг Жомарта Ертаева и банка RBK.

Ертаев был и пока остается самым искусным интриганом в банковской сфере. Его последнее публичное заявление — это серьезный политический шаг, пусть даже он и уверяет в обратном. К тому же это шантаж — грубый, безыскусный, но шантаж, и звучит он так: отпустите меня с миром либо я начну говорить. Так поступает каждый, кто украл в Казахстане, смог вывести нажитое непосильным трудом, но по тем или иным причинам не «зачистил» хвосты. У Ертаева много банковских историй и много покровителей, он был на вершине славы и после выкручивался из серьезных переделок. Например, в «Альянс-Банке», который в конечном итоге почил. В «Евразийском», где он «продиректорствовал» немногим больше года, «большой тройке» пришлось разгребать завалы. Последним пристанищем стал Bank RBK. И это трагическая история для всех, кто так или иначе участвовал в ней. Казалось, только Жомарт слишком легко из нее выпутался и смог преспокойно жить в Москве.

То, как появился Bank RBK, повесть куда более печальная, чем шекспировские «Ромео и Джульетта». Был такой Абдулгани Ниязов, крупный бизнесмен из Темиртау, владелец частного металлургического завода и небольшого банка. Однажды ему предложили банк продать. Последствия этого решения для него были катастрофичны. От имени покупателей говорил Ертаев, и он согласился на условия, выставляемые Ниязовым — 10 миллионов долларов, 15% «не размываемых» акций остаются за ним, членство в совете директоров и назначение одного из сыновей управляющим директором. Но кто держит обещания? После того, как акции были размыты, сын уволен, а Абдулгани Ниязов выведен из совета директоров, он попросил вернуть хотя бы остаток денег, но вместо этого его «упаковывают» на 10 суток.

У Ниязова диабет, в камере ему не оказывают должную медицинскую помощь, а, по рассказам родственников и сокамерников, поят сладким чаем. Даже воду ему приходится пить из унитаза. Через десять дней выясняется, что его посадили за «организацию похищения человека». Этим человеком был некий Данияр Т., член совета директоров, подставная фигура, через которого Ертаев и осуществлял операционное управление. В личной беседе сын Абдулгани Ниязова рассказал: чтобы не платить за акции, было решено посадить его отца за решетку. Никакие доводы о невиновности ни на следствии, ни в суде не помогли. Абдулгани Ниязов получил 11 лет строгого режима и до сих пор отбывает наказание в одной из колоний ВКО.

Как известно, Ертаев не мог официально работать в банке, так что ему досталась роль консультанта, с которой он справился весьма успешно. Нет смысла отрицать, что он прекрасный маркетолог и знает толк в «понтах». Bank RBK взял имидж «королевского» банка со львами на гербах, дубом на стенах и договорами в специальных тубах. Невероятные рекламные акции, сказочные проценты по депозитам, премиальные акции на грани фола привлекали тысячи людей, они несли деньги в банк чемоданами. Но это тот самый случай, когда начинаешь верить или в карму, или в теорию бумеранга. Хотя в большей степени это то, что называется «слабоумие и отвага». Оставить в управлении бизнесом человека, который помогал, так сказать, «отжимать» этот бизнес у предыдущего владельца, это все равно что жить с неизлеченным «французским насморком». Фарид Люхудзяев неглупый человек, растущее медийное влияние Ертаева, его публичные конфликты и противостояние регулятору стали угрозой и раздражали акционера.

Ертаев же, судя по всему, чувствовал растущее между ним и основным владельцем банка напряжение и понимал, что с ним могут скоро расстаться. Более того, дело он сделал, банк запущен, растет – значит, он должен уйти. Правда, если есть желание не уходить, то всегда можно найти способ остаться, пусть даже и незаконный. При росте банка допускаются дополнительные эмиссии простых акций, размывающие доли владельцев.

Естественно, существуют варианты защиты от подобных операций, например, в соглашении прописывается, что доля закрепляется в процентах и не меняется несмотря ни на что, но, как мы знаем из истории, эти договоренности не всегда соблюдаются. В ином случае акционерам предлагают преимущественное право выкупа заново выпущенных акций.

Ертаев при эмиссии этого не сделал, и некоторые из акционеров стали еще более миноритарными, чем были ранее. Сами бумаги были проданы поставным лицам, которые оказались его охранниками, причем на деньги, взятые в кредит. Естественно, разгорелся серьезный скандал, который удалось замять с огромным трудом. Лехудзяев потерял контроль над банком. А через некоторое время скончался. По сути, Фарид Лехудзяев оказался на месте Абдулгани Ниязова и, можно предположить, не пережил «перста судьбы».   

Удивительным было письмо Жомарта, так сказать, «на смерть друга»:

«Скончался Фарид Рамзанович. Его больше нет с нами. Это значит, две недели назад я его видел в последний раз. И это значит, что я не смогу его больше обнять, спросить у него совета, послушать его рассказы. Хотя рассказчик из него тот еще, зато содержания самих рассказов хватило бы не на одну книгу. Книгу о борьбе добра со злом».

Удивительный человек Жомарт Ертаев! Даже сейчас, когда выяснилось, что во времена его руководства он нещадно выводил деньги за рубеж, на что жил и строил бизнес в Москве, он ищет способ выйти сухим из воды. Надо отметить, что у него уже был подобный опыт. После его «руководства» Альянс-банком он просидел несколько месяцев в СИЗО, но был выпущен. Близкие к банку люди говорят, что накануне национализации 2009 года он изъял из хранилища несколько кредитных дел на огромные суммы, а тут, как говорится, если нет дела, то нет и долгов.

Откуда же политический флер в последнем заявлении? Возможно, он научился этому, пока работал с Аблязовым и возглавлял украинский филиал БТА. Ведь Мухтар умело прикрывает свое воровство и последующее бегство политическими мотивами. Так же поступает Жомарт.

Он говорит, что на него оказывалось беспрецедентное давление, и сводит все к межнациональному конфликту: «Сразу хотел бы обозначить свою позицию относительно межгосударственных взаимоотношений. Я всегда поддерживал и поддерживаю политику президентов Казахстана и России, направленную на создание общего экономического, культурного, правового и информационного пространства. ...Вызывает озабоченность, что отдельные группы лиц и некоторые сотрудники правоохранительных органов Казахстана дискредитируют идею...». Речь идет о кабельном операторе «Алма-ТВ», которому никогда не препятствовали в праве на трансляцию российских телеканалов, кроме ТНТ. И только из-за того, что между казахстанским телеканалом НТК и российским вещателем существовал договор о сотрудничестве и ретрансляции развлекательных программ. Если бы российский канал начал вещать, то покупка контента теряла бы смысл. Правда, этот вопрос решен уже несколько лет, ТНТ вещает в премиальном пакете кабельного оператора.   

Сам Ертаев говорит и о том, что ему вменяют следующее: «Будучи советником председателя совета директоров Bank RBK, пролоббировал получение банковского займа подставным ТОО на сумму более 80 миллионов долларов США, а также осуществлял действия с целью невозврата заемных средств» — и акцентирует, что никогда не работал в Bank RBK, не значился в штате организации, не получал там зарплату и не был в составе акционеров банка. Правда, он забывает и про историю создания, попытки захвата акций банка, про свою супругу, которая числилась в совете директоров. Всю вину перекладывает на Динмухамеда Идрисова и компанию «Ордабасы Комьюникейшенс» и указывает, что эти деньги были перечислены на его личные счета. По мнению Ертаева, все вышеизложенные факты указывают на то, что целью задержания и дальнейшей экстрадиции в Казахстан является попытка оказать на него давление. И говорит о том, что общая сумма, которую якобы вымогает у него Bank RBK, около трехсот миллионов долларов.

По его мнению, есть лица, заинтересованные в сокрытии реальных фактов возникновения проблем данного банка. Чтобы скрыть их личную ответственность за совершенные деяния, они пытаются найти «козла отпущения». Таким образом, мы видим рождение второго мифа о якобы политически преследуемом банкире, чистом как стекло перед законом и преследуемом властью за убеждения.

Вся эта история дурно пахнет. Еще один беглец, который пытается найти политический подтекст в его преследовании, — уже опасная тенденция. Насколько известно, Динмухамед Идрисов — один из акционеров «Алма-ТВ», и именно он назначал Ертаева президентом телекоммуникационной компании. Как тогда говорили, это был «золотой парашют», способ отблагодарить за «создание» банка и тихий уход. Но и здесь не получилось, все помнят позорный побег Ертаева через черный ход, когда в компанию пришли с обысками, и последующий срочный выезд в Москву. Да, за это время он умело использовал российское законодательство и стал фактически гражданином России.

Изворотливый, прагматичный, беспринципный — что лучше: оставить его без наказания или попытаться экстрадировать и в случае неудачи получить еще одного «борца за свободу», да еще и харизматичного и с прекрасными знаниями маркетинга? Это выбор тяжелый, Россия не выдает своих, а вот насколько Жомарт Ертаев свой в рамках последней политической повестки, сейчас сложно сказать. Но только то, что его выпустили под домашний арест и он может свободно распространять информацию, уже настораживает.

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×