Как казахстанцы отмечают Курбан айт
24 сентября мусульмане всего мира отмечают один из самых больших праздников – Курбан айт. В этот день правоверные идут в мечеть и совершают праздничную молитву, а затем приступают к обряду жертвоприношения. Однако не все верующие следуют этим правилам и требованиям шариата: одни не признают традиции, другие – мечети и имамов Духовного управления мусульман Казахстана.
Праздник жертвоприношения считается частью мусульманского обряда паломничества в Мекку. Отмечают его в долине Мина вблизи Мекки на десятый день 12-го месяца мусульманского лунного календаря Зуль-хиджа, и длится он два-три дня. Однако не всем верующим удается попасть на этот праздник в долину Мина, так же как и совершить паломничество в священный для них город. Поэтому, по канонам ислама, мусульмане могут выполнить кульминационную часть обряда независимо от местонахождения.
В этот день правоверные идут в мечеть, после праздничного намаза и проповеди муллы возвращаются домой и приступают к обряду жертвоприношения. Отметим, в этот праздник принято угощать всех, в первую очередь, бедных, ходить в гости к родственникам и друзьям. По словам религиоведов, не все мусульмане идут в мечети и читают праздничную молитву, такие есть и в Казахстане.
«Такфириты, например, не ходят в мечети и не читают айт-намаз, не признают имамов и мулл. Все-таки это представители секты. Поэтому они не следуют требованиям традиционного ислама», – говорит религиовед Мухитдин Паттеев.
Среди такфиритов много тех, кто уезжает в Сирию. Они по-своему трактуют каноны ислама и живут по своим законам. Среди мусульман Казахстана можно встретить и тех, кто со всеми ходит в мечеть, читает намаз и следует правилам священной книги, но не соблюдают традиции народа.
«Они не признают традиционный ислам. А что такое традиционный ислам? У казахского народа были свои большие ученые, свои фетвы. Например, нельзя казахам жениться на родственниках до седьмого колена или же разрешается есть конину. Правила, которые позволяют соблюдать традиции, не противоречащие религии. Салафиты, к примеру, их не признают и не соблюдают. Поэтому они будут в Курбан айт читать наравне с нами молитву, совершать жертвоприношение, но праздновать, как все мусульмане Казахстана, не будут», – говорит Мухитдин Патеев.
По казахским традициям, в праздник Курбан айт верующие должны побывать в семи домах. 42-летний Серик этих традиций не придерживается. Он уверен, что надо следовать только требованию шариата.
«По этим правилам не указано, в скольких домах нужно побывать в этот священный праздник. Главное, надо побывать и узнать как дела у родственников. Если кого-то обидел или человек сам обижен, то в этот праздник надо друг друга прощать и просить прощения. В этот день и вообще в целом нельзя пить спиртные напитки», – говорит Серик.
В отличие от Серика 54-летняя Нурша не знает канонов ислама, но в праздник Курбан айт накрывает стол и ждет гостей. Приходят обычно родственники и соседи.
«Я не люблю ходить по гостям. У нас в ауле соседи толпами заходят в каждый дом. Я встречаю их, угощаю, чем могу, а вечером иду к своим родственникам, на этом и заканчиваются мои праздничные мероприятия», – говорит Нурша. Семь лет назад умер ее муж, она одна воспитывает двух дочерей. Поэтому Нурша не совершает обряда жертвоприношения. Иногда на Курбан айт приглашает муллу и читает молитву по умершему мужу.
По словам религиоведов, особенностью этого праздника считается то, что в этот день и последующие два дня мусульмане приносят в жертву барана и раздают мясо родным, близким, а также нуждающимся, даже если это посторонние для них люди.
Сара Исаева