Русская келін в казахской семье: как стать своей навечно
Смешанные браки в нашей стране уже не редкость. Когда в казахскую степь начали прибывать первые переселенцы, то поначалу коренное население с некоторым недоверием относилось к чужакам. Ну кого из капризных детей не пугали выражением: «Тыңдамасан, орыс алып кетеді» (Не будешь слушаться, русский заберет - прим. ИА Total.kz). Неизвестность пугала, впрочем, пугала она и переселенцев. Со временем недоверие исчезло, и стали появляться красивые истории любви. Пример тому песня «Дударай» - о любви автора и исполнителя казахских народных песен Марии Егоровны Рыкиной к казахскому парню Дуйсену. Но это все поэзия, в реальной жизни не все так просто и гладко. Русская келін с 40-летним стажем в казахской семье Валентина Муканова (фамилия и имя изменены - прим. ИА Total.kz) рассказала свою историю. Когда казахская девушка выходит замуж, ей желают: «Судай сіңіп, тастай бат», что означает «впитайся в эту семью, как вода, и погрузись (утони) в эту семью, как камень». Народной мудрости последовала и тетя Валя.
В Казахстане офицерская дочь Валентина оказалась по воле случая.
«Моя старшая сестра Виктория влюбилась в парня из Казахстана. Саша служил в полку на Дальнем Востоке, которым командовал отец. Вика у нас была слабенькой с детства, болела, поэтому на семейном совете решили, что я поеду вместе с ней. В то время как раз шло распределение в пединституте, который я заканчивала. Викиному мужу оставалось служить полгода, поэтому я попросилась в ту же область, откуда родом Саша. Так я оказалась распределена учителем химии и биологии в небольшое село в окрестностях Павлодара», - начала свой рассказ тетя Валя.
Будущий муж молодой учительницы тоже преподавал в школе и был из категории «первый парень на деревне».
«Я была дурнушкой, если честно, ну я себя так ощущала, красавица и умница в семье была Виктория. Кстати, Саша по окончании службы не захотел возвращаться на родину, и Виктория осталась жить в военном городке», - смеется собеседница.
Сказать, что родственники жениха были против брака с приезжей девушкой, не сказать ничего. Единственной заступницей оказалась его мама, которая встала на сторону сына.
«Я решила для себя, что мои родители далеко, и если я хочу жить здесь, то должна принять все правила. Моя новая мама во всем меня поддерживала. В жизни мне не доводилось видеть домашних животных. Молоко в родном доме было в консервных банках, а масло в брикетированных пачках. А тут на второй же день нужно было доить корову. Я с деловитым видом взяла ведро, табуреточку и пошла «доить корову». Конечно же, животное меня к себе не подпустило. Я плакала в сарае, пришла мама, подоила корову, дала мне ведро с молоком и отправила в дом, где еще не разъехались многочисленные родственники. Сама вышла с заднего двора и вошла во двор через ворота, как будто к соседям сходила. Аташки и апашки начали меня хвалить, а я получила первый урок: «Жаманды жасырып, жақсыны асырып» (Плохое скрыть, а хорошее удвоить)», - с благодарностью вспоминает тетя Валя.
Девушка, всю жизнь прожившая с родителями в военных гарнизонах, долго не могла привыкнуть к казахским традициям и обычаям.
«Когда на пороге появлялись гости, я, конечно же, начинала накрывать на стол и спрашивала: «Вы чай пить будете?», а мама с улыбкой поправляла: «Не говори шай пить будешь, говори шай пей», - улыбается Валентина Муканова.
«Пока была жива мама, я не знала горя. Работала в школе, домой приходила - все готово, дети под ее крылом. Они даже около меня и не спали с рождения. Я управлялась по хозяйству, научилась доить корову, в общем, следовала указаниям мамы. Расширили дом, ауыз ашар, айт, все другие праздники проходили как положено. Мы пекли бауырсаки, сепарировали молоко, делали курт, коспа и все, что положено. Когда приехала моя мама, она удивилась, какой хозяйкой я стала, и сказала: «Доча, ты уже настоящая казашка!». Но однажды моей мамы-апашки не стало», - вздыхает собеседница.
Именно с этого момента началось настоящее испытание для русской келін. Многочисленным родственникам мужа хотелось верить в то, что Валентина - чужачка, а все ее успехи - это только умелая маска, создаваемая свекровью.
«Тогда я поняла, что десять лет, проведенные с моей апашкой, на самом деле были раем. Каждый пытался «ткнуть меня носом» даже по мелочам, но я не сдавалась. Оступиться означало не оправдать доверия моей второй мамы. Помню один случай: летом скончался один родственник-аксакал, жара была неимоверная, его дети решили хоронить на следующий же день. Моего мнения никто не спрашивал, но я все же сказала: «Мама говорила, во вторник хоронить нельзя, не принято». На меня посмотрели искоса и даже посмеялись. Каково же было мое удивление, когда молда сказал, что жаназа назначат на послеобеденное время, поскольку день идет на убыль и считается, что вторник перетекает в среду, а во вторник хоронить нельзя. Я стояла и мысленно благодарила апашку. Это теперь я понимаю, что она давала мне наставления, чтобы ее похоронили по всем правилам», - рассказала Валентина Муканова.
Тетя Валя говорит, что в казахской семье очень важны взаимоотношения между свекровью и снохой. Недаром говорят «келін - ене топырағынан жаралған», что в переводе значит «сноха создается из пыли свекрови».
«Я же молодая пришла, что хочешь из меня лепи, и моя апашка подошла к этому очень ответственно. Я не понимаю современных енешек, они пытаются состязаться с келинками или подчинить их себе. В моем понимании, если мама любит своего сына, то будет уважать и его выбор. Жаль, у меня только дочки, я бы была хорошей свекровью, хороший пример», - смеется она.
«Русская келін» поделилась и своим видением современного воспитания сыновей.
«Мой муж рано остался без отца, его воспитывали мама и сестры, но он никогда не был изнеженным, понимал, что вся ответственность за женщин в его семье - на нем. При этом в доме он всегда был и остается главным. Мы не садимся ужинать, пока глава семейства не вернется с работы, все важные решения принимает он. Апашка только один раз за все это время повысила на него голос. Ну случается, загулял… Мама безапелляционно сказала: «Я тебя с женой не сводила, это твой выбор, отвечай за него. Я не воспитывала труса и предателя, я воспитывала мужчину», - с благодарностью говорит собеседница.
По слова Валентины Мукановой, за 40 лет родные и близкие мужа стали для нее родными. Когда скончался ее отец, тетя Валя повезла на Дальний Восток «бата» (сбор на молитву по умершему - прим. ИА Total.kz), собранные всем аулом. Денег хватило на возведение небольшого памятника.
«Мне кажется, меня здесь любят и уважают, особенно дети и внуки моих қайын апашек, потому что даже «партнерские роды» дочек, внучек и келинок доверяют только мне», - не без гордости говорит она.
Одна из дочерей «русской келін» вышла замуж за парня, у которого папа - казах, мама - украинка.
«Моя құдағи (сваха - прим. ИА Total.kz) тоже всю жизнь прожила со своей ене, и мы с ней чем-то схожи. В новой семье мою дочь хвалят, говорят, у нее настоящее казахское воспитание. А как иначе, апашкина дочь», - отметила она.
Прощаясь, тетя Валя просила подчеркнуть, что она не сторонник массовых межнациональных браков: каждому свое. Но раз уж судьба так распорядилась, что твой возлюбленный или возлюбленная не одной национальности с тобой, то надо максимально постараться создать комфортные условия и постоянно сглаживать конфликты. А они, как водится, случаются во всех семьях!
Айнур Коскина