Топ-100 Скандал с грантами: как министр Саясат Нурбек пытается уйти от ответственности
  • 17 сентября, 17:03
  • Астана
  • Weather icon +13
  • 480,61
  • 534,53
  • 5,28

Скандал с грантами: как министр Саясат Нурбек пытается уйти от ответственности

По словам юристов, любые квоты по распределению образовательных грантов могут быть утверждены только на основании законов, принятых парламентом и подписанных главой государства. 

Министр науки и высшего образования РК Саясат Нурбек отрицает применение «квоты для регионов ЧС» при распределении государственных образовательных грантов, передает корреспондент Total.kz.

Глава МНВО, выразив сожаление, заявил, что неверную информацию распространили… средства массовой информации (СМИ).

«К сожалению, в СМИ распространилось несколько неверных информаций: первое — квота от ЧС была незаконной, во-вторых, такой квоты нет, — утверждает Саясат Нурбек. — Закон «Об образовании» четко курирует 10 категорий льготных граждан, которые получают преференции по распределению. Мы ничего незаконного не делали. Абитуриенты пострадавших от паводка регионов получили преференции. Это было единоразовое решение. Им была дана возможность дополнительного времени для подготовки к ЕНТ и возможность использовать сертификаты январского и мартовского ЕНТ, если у них там был выше балл. Вторая неверная информация, которая распространялась, «дети не получили квоты и дополнительно выделено было из бюджета деньги». На самом деле это не так. Как решается этот вопрос? 10 607 абитуриентов — это квота, которую получили высокие баллы, но не получили гранты. Вот их количество. Плюс есть отказники».

По словам министра, из 10 607 абитуриентов 7 799 человек получили дополнительные гранты из различных источников — от местных исполнительных органов, крупных работодателей и т. д.

«Еще остается резерв, мы ждем конца сентября, — заверил Саясат Нурбек. — Некоторые могут отказаться от грантов или перевестись в другие университеты. Эти гранты также в установленном порядке будут перераспределены автоматически — через платформу Национального центра тестирования».

Ранее, 3 августа, в МНВО доложили, что абитуриенты из пострадавших регионов получили 15 382 гранта, или 20%. Позже, 4 августа, Саясат Нурбек сообщил уже совершенно другие цифры: для выпускников из зоны ЧС выделили 5 112 грантов.

«Только 1130 человек, или 1,7% от получивших грант, воспользовались квотой», — сказал министр.

Напомним, в этом году около 10 тысяч абитуриентов, набравших более 100 баллов на Едином национальном тестировании (ЕНТ), остались без грантов. Они считают, что их места были распределены несправедливо среди детей из регионов, пострадавших от паводков. В свою очередь министр науки и высшего образования Саясат Нурбек на брифинге в правительстве заявил, что государственный образовательный заказ выделяется в первую очередь на те специальности, которые приоритетны для государства. По его словам, последние несколько лет большинство грантов выделялось на инженерно-технические, педагогические и IT-специальности.

В середине августа абитуриентка Медина Майсар из Алматы обратилась к главе государства Касым-Жомарту Токаеву с просьбой защитить конституционные права тысячи казахстанских абитуриентов, которые были нарушены из-за незаконных действий со стороны Министерства науки и высшего образования РК. Также она просила отправить в отставку министра науки и высшего образования Саясата Нурбека, который «отказывается признавать ошибку своего ведомства и исправлять ситуацию».

Медина окончила школу в этом году. По словам девушки, она, набрав 119 баллов из 140 возможных по итогам Единого национального тестирования, подала на грант по специальности «право». Однако возможность на бесплатное высшее образование не получила, так как ее обошли другие абитуриенты с меньшим количеством баллов из-за квоты для пострадавших от чрезвычайной ситуации (ЧС).

Проанализировав данные из списка обладателей гранта, Медина Майсар обратила внимание на несоответствие в данных с информацией, которую озвучивает министр науки и высшего образования. К примеру, Саясат Нурбек утверждал, что квотой для пострадавших от ЧС воспользовались 1 130 абитуриентов, однако девушка насчитала более 5 тысяч человек. Причем для разных специальностей был выделен разный процент квоты — где-то 6%, а где-то и 20%.

Вот эти все несоответствия, отмечает девушка, выглядят для нее сомнительно, и для себя она приняла решение, что самым лучшим способом разобраться с этим вопросом будет подача иска в суд на Министерство науки и высшего образования. Интересы молодых людей, абитуриентов, которые не получили желаемые гранты, несмотря на свои высокие баллы по результатам ЕНТ, будет представлять правозащитница Халида Ажигулова. По ее словам, сейчас они внимательно изучают законодательство и приказы министерства касательно присуждения государственных образовательных грантов на возможное выявление дискриминационных норм и иные нарушения закона, которые привели к создавшейся ситуации.

29 августа Медина Майсар сообщила, что Министерство науки и высшего образования РК пересмотрели распределение грантов, выделив их абитуриентам, набравшими высокие баллы на ЕНТ.

В конце августа Халида Ажигулова, юрист-социолог, доктор права, национальный координатор образовательного проекта Street Law Kazakhstan по правам человека и защите детей от насилия, буллинга и кибербуллинга, квалифицированный тренер ООН по правам человека сообщила, что против Министерства науки и высшего образования РК в Специализированный межрайонный административный суд города Астаны были десять новых исков поданы.

«К сожалению, Миннауки до сих пор не признает свою ошибку в применении квоты «для регионов ЧС» при распределении государственных образовательных грантов. Почему мы считаем действия Миннауки ошибочными? Потому что любые квоты по распределению образовательных грантов могут быть утверждены только на основании законов, которые должны быть приняты парламентом Республики Казахстан и подписаны президентом Республики Казахстан. Так говорит Конституция и законы Республики Казахстан. Но Министерство науки, видимо, имеет иное мнение на этот счет... Однако до сих пор ни сам министр, ни его сотрудники не могут четко и публично назвать тот нормативный правовой акт, на основании которого они применили квоту «для регионов ЧС» при распределении государственных образовательных грантов. А эти гранты покрываются из республиканского бюджета, то есть в том числе за счет нас, налогоплательщиков», — пишет Халида Ажигулова.

Также более 40 абитуриентов и их родителей написали коллективное заявление о личном приеме в Генеральную прокуратуру РК для проверки законности действий Министерства науки и высшего образования РК и республиканской конкурсной комиссии по присуждению образовательных грантов по применению квоты ЧС при распределении государственных образовательных грантов.

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×