Странам ЕАЭС надо сокращать цифровое неравенство — эксперты
Цифровизация будет более эффективной, если проводить ее в приоритетных направлениях.
Евразийским государствам необходимо выработать общие подходы к построению цифровых экономик и расширить взаимодействие приграничных регионов, в том числе обеспечить равный доступ бизнеса к информации и цифровым услугам. Об этом на совместном заседании казахстанского экспертного клуба «Мир Евразии» и российского «Сибирь-Евразия» заявил казахстанский политолог Марат Шибутов, передает Total.kz.
Большая разница
Странам Евразийского экономического союза придется проделать большую работу, чтобы побороть цифровое неравенство и обеспечить доступ бизнеса к базам данных. В частности, между Казахстаном и Россией в цифровом отношении существует большая разница, сообщил представитель Ассоциации приграничного сотрудничества в РК Марат Шибутов. В качестве примера эксперт привел информационно-правовую систему «Законодательство России».
«Там 205 тысяч документов со времен Российской империи по нынешнее время, но из них половина — недействующие. А в России в целом около миллиона действующих законов. То есть в государственной базе данных в наличии всего 10% от актуального законодательства. В частной российской базе «Консультант» уже 15 млн документов. В Казахстане же вся законодательная база выложена. Сразу возникает вопрос: как мы будем взаимодействовать, если даже такие простые вещи, как наличие законов в открытом доступе на одной стороне ограничено? На что будем ссылаться, если начнем строить модели, если не всё актуальное законодательство открыто для бесплатного использования?» — задался вопросом Марат Шибутов.
В то же время, как отметил представитель Ассоциации приграничного сотрудничества, в России существует система СПАРК, которая позволяет получить качественную информацию о компаниях. В Казахстане такую информацию добыть сложнее. Более того, казахстанский бизнес в целом не оцифрован.
«Только у крупных компаний есть электронный документооборот. Даже в фонде «Самрук-Казына» проводятся бумажные закупки. А в портфеле фонда — крупнейшие компании страны, оборот более 4 трлн тенге», — констатировал Шибутов.
Он также добавил, что в Казахстане почти 500 государственных баз данных и они не связаны между собой. Ответственные лица заявляют о том, что свяжут их через два-три года, однако Марат Шибутов посчитал такие сроки для выполнения данной задачи нереальными.
Почему это важно
По оценкам международных экспертов, цифровизация экономики к 2025 году может обеспечить треть мирового ВВП. В развитых странах мира заявлен курс на цифровую трансформацию бизнеса и построение цифровых экономик — государства ЕАЭС не намерены отставать от данного тренда, отметил политолог Эдуард Полетаев.
«Развитие современных технологий и инноваций является одной из стратегических задач стран-партнеров в контексте экономической интеграции. Еще в договоре о ЕАЭС от 29 мая 2014 года предусматривалось создание интегрированной информационной системы и так называемого трансграничного пространства доверия. Информационной интеграции в союзе был дан хороший импульс. Теперь речь идет уже о стратегии цифровизации ЕАЭС, которая определяется документом Евразийской экономической комиссии «Основные направления реализации цифровой повестки ЕАЭС до 2025 года», — напомнил политолог.
Курс на цифровизацию анонсирован не только на уровне интеграционного объединения, но и на уровне стран, рассказал Эдуард Полетаев. В частности, программа «Цифровой Казахстан» предполагает до 2022 года развитие четырех ключевых направлений — цифровой Шелковый путь, развитие креативного общества, цифровые преобразования в отраслях экономики и переход на проактивное государство. Российская программа «Цифровая экономика» посвящена нормативному регулированию, образованию, кадрам, кибербезопасности, формированию исследовательских компетенций и IT-инфраструктуре.
Странам ЕАЭС, как считает политолог, необходимо выработать общие подходы к построению новой системы экономических отношений, основанных на передовых разработках внедрения цифровых технологий, и расширить взаимодействие приграничных регионов в данном направлении. Но как это сделать, учитывая разницу в уровне цифровизации?
Определить приоритеты
Сначала надо стандартизировать законы, а потом уже переходить к технологическим решениям, уверен Марат Шибутов. Но прежде нужно выявить проблемные точки, обговорить их с партнерами.
«Технологии — это хорошо, но когда большинство данных даже не отсканированы, взаимодействовать в цифровом формате будет тяжело. Надо начинать хотя бы со знаний о том, какие есть информационные системы. В Казахстане, например, три системы законодательства и около 20 систем для внешней торговли. Кто у нас в стране знает, допустим, какие есть квоты и стандарты в Новосибирской области, сколько там, например, складов? Надо проговорить данные проблемы, а потом уже посмотрим, на какие технологические решения стоит опереться», — предложил представитель Ассоциации приграничного сотрудничества в РК.
Важно найти точки развития для малого и среднего бизнеса, который часто остается на периферии принятых решений, полагает генеральный директор ООО «Эксперт-Сибирь» Виталий Букатин. Он считает, что стоит обсудить интеграционные инициативы приграничных территорий именно в контексте МСБ.
«Новосибирская область, Алтайский край, Омская область — это всё плотно сотрудничающий между собой малый и средний бизнес, который максимально уже интегрирован. Есть решения, которые эту интеграцию смогут вывести на совершенно другой экономический уровень. Компании смогут уйти от посредников и начать друг с другом работать на базе платформ, цифровых решений», — сказал Букатин.
Между тем директор центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарёв убежден, что надо в целом развивать приграничное сотрудничество, цифровизация — лишь одно из направлений. Он привел в пример приграничное взаимодействие Казахстана и России.
«На политическом уровне здесь все развивается относительно хорошо, учитывая ежегодно проводимые форумы межрегионального сотрудничества с участием глав государств, подписание различных соглашений между российскими субъектами федерации и казахстанскими областями. Но взаимодействие на уровне конкретных двусторонних экономических проектов оставляет желать лучшего. Так, в прошлом году завершилась программа межрегионального и приграничного сотрудничества РК и РФ на 2012-2017 годы. План по ее реализации изначально предусматривал 31 мероприятие, из которых только шесть касались конкретных проектов по линии промышленности и транспорта. Все остальное носило преимущественно организационный характер. Но и по отмеченным шести проектам нет ясности, насколько они выполнены. Со стороны правительств обеих стран каких-либо отчетов о реализации рассматриваемой программы представлено не было», — отметил политолог.
Эксперты резюмировали: цифровизация станет более эффективной, если проводить ее в приоритетных направлениях — там, где можно рассчитывать на заметный экономический эффект. Повышение информационной доступности для бизнеса и снижение административных барьеров для предпринимателей они отнесли как раз к таким направлениям.