Чего не хватает казахстанской Конституции Эксклюзив
И стоит ли меня основной закон страны
Вчера Казахстан отпраздновал День Конституции – основополагающего документа страны. Немного истории.
Первая Конституция независимого Казахстана была принята на IX сессии Верховного Совета Казахстана XII созыва 28 января 1993 года. Структурно она состояла из преамбулы, 4 разделов, 21 главы и 131 статьи. Конституция впитала многие правовые нормы, принятые с момента обретения Казахстаном государственного суверенитета: народный суверенитет, независимость государства, принцип разделения властей, признание казахского языка государственным, признание президента главой государства, органов суда — Верховного, Конституционного и Высшего Арбитражного судов. В основу Конституции 1993 года легла модель парламентской республики. По этому документу независимый Казахстан прожил всего два года.
Уже тридцатого августа 1995 года на всенародном референдуме была принята новая Конституция, в соответствии с положениями которой страна живет до сих пор.
Перед этим состоялось, в общей сложности, около 33 тысяч коллективных обсуждений проекта, в которых приняли участие более 3 млн граждан. Во время обсуждений было внесено почти 30 тысяч предложений и замечаний. В 55 статей были внесены более 1100 поправок и дополнений.
За все шестнадцать лет существования Конституции изменения и дополнения в нее вносились три раза: в 1998, 2007 и 2011 годах. В 1998 году изменения коснулись сроков и полномочий президента, депутатов сената и мажилиса, был снят предусмотренный ранее верхний возрастной предел для государственного служащего. Кроме того, поправками 1998 года было предусмотрено, что 10 депутатов мажилиса избираются на основе партийных списков по системе пропорционального представительства. Более существенные поправки в Конституцию были приняты в 2007 году. Суть сводилась к следующему: переход к пропорциональной избирательной системе; укрепление статуса парламента за счёт введения нормы об утверждении премьер-министра парламентским большинством и процедуры консультаций президента с партийными фракциями при назначении главы правительства; Ассамблея народа Казахстана была наделена конституционным статусом и получила право делегировать своих представителей в мажилис и сенат парламента согласно установленной квоте. В феврале 2011 года в Конституцию были внесены изменения, коснувшиеся назначения и проведения внеочередных выборов президента страны.
Впрочем, вполне вероятно, что эти изменения - не последняя корректировка основного документа страны. Вот и Нурсултан Назарбаев, выступая на международной научно-практической конференции «Конституция - основа социальной модернизации общества и государства» заявил, что не видит ничего экстраординарного в том, чтобы со временем в нее вносились изменения. Редакция Total.kz решила выяснить, чего бы еще такого полезного и интересного можно было бы привнести в нашу Конституцию?
Нурлан Еримбетов, директор Центра социального партнерства «Самрук Казына»:
- На мой взгляд, наша Конституция не требует никаких изменений, мы вообще не должны в нее вмешиваться. Я бы очень хотел, чтобы в Казахстане этот закон был священным, таким же, как в Америке. Понятно, что всегда при смене власти у правящей элиты возникает желание изменить конституцию, но я считаю, что если вдруг возникнет такая необходимость, ее должен решать народ на референдуме. Я считаю, что Конституция должна стать настольной книгой для каждого казахстанца. Мы должны точно знать, что мы обязаны и что нам положено. Например, если вы идете в КСК или налоговую, захватите с собой конституцию и требуйте свое, основываясь на том, что прописано в ней. Для нас главными должны стать не законы налоговой и КСК, а законы Конституции.
Айдос Сарым, политолог:
- Я считаю, что Конституция Казахстана требует проработки последних статей, которые закрепляют механизмы местного самоуправления. В 1995 году была начата конституционная реформа, было предложено много идей и были подготовлены хорошие законы, но они до сих пор не реализованы, поэтому логично было бы, если их завершат. Меня возмущает тот факт, что в последнее время Конституция превратилась в меню для исполнительной власти, а не в главенствующий закон. То есть чиновники исполняют только те законы, которые выгодны именно им. Я считаю, что над совершенствованием Конституции должны работать в парламенте, с учетом воли народа, тем более у нас есть депутаты, которых выбрал народ. Для этого нужны референдумы, например в Прибалтике устраивают крупные референдумы, каждые 3-4 года, на мой взгляд, Казахстан тоже мог позаимствовать эту практику.
Айгуль Соловьева, депутат Мажилиса Парламента РК:
- Менять, я думаю, может, ничего и не надо. Может, просто некоторые позиции пересмотреть. Нам надо в первую очередь в полной мере реализовать то, что у нас имеется. Нормы конституции необходимо более точно прописать. Формулировки некоторых из них вызывают вопросы. Пояснения запрашивают даже премьер и президент нашей страны. Многие другие тоже обращаются в конституционный совет, что прояснить те или иные вопросы. На две трети наша Конституция соответствует демократическим принципам. Остальное все вытекает из этого – как реализовать нормы Конституции. Это значит – уточнить компетенции, полномочия, обдумать, как достигнуть тех или иных целей.
Мурат Абенов, депутат Мажилиса Парламента РК:
- Законы по самоуправлению у нас реализуются не в полной мере. Если мы затронем вопросы самоуправления, то это автоматически затронет маслихаты и акимов. На сегодня есть проблемы во взаимоотношениях между акимами различных уровней. Когда в регионы поступают большие средства на реализацию программ, сразу появляются проблемы, которые мы раньше не замечали. Мы наблюдаем излишнюю концентрацию власти на уровне акимов областей. Они берут на себя много полномочий, но в то же время не берут на себя ответственности. Это касается и выделения финансовых средств и назначения служащих. Надо просто довести до ума то, что было введено в Конституции по самоуправлению еще в 2007 году. Сейчас отмечается децентрализация власти от центра к регионам, которые получили много полномочий. Мы не создали механизма передачи средств из городов в районы и из районов на село. Это порождает массу проблем».
Василий Резван, правозащитник, президент союза защиты предпринимателей и собственников:
- В Конституции все расписано и заложено хорошо. Хотелось бы, чтобы она исполнялась. Дополнять бы стал, но здесь надо обосновывать. Дело в том, что про Конституцию пишут, что она имеет высшую юридическую силу, но когда мы на нее ссылаемся, ухмыляются в судах. Не понимают значение Конституции. Вот хотелось бы усилить другими актами исполнение Конституции. Чтобы не ухмылялись, а вставали по стойке смирно.
Тамара Калеева, президент фонда защиты свободы слова «Адил соз»:
- Я не знаю, что там можно изменить, но я бы хотела, чтобы она выполнялась, и чтобы подтверждалась всеми другими законами. То есть у нас в Конституции одно, в законах другое, а на практике третье. Конституция - отражение того, что есть. Если, допустим, говорить, что нам нужна парламентская республика, то, конечно, это должно быть как минимум в Конституции.