Досым Сатпаев о главных достижениях Казахстана за годы Независимости
Спустя 20 лет независимости Казахстану есть чем гордиться.
Смог ли Казахстан за годы независимости построить самодостаточную экономическую и политическую систему?
Спустя 20 лет независимости Казахстану есть чем гордиться. Мы пережили перестройку и мировой финансовый кризис, вошли в такие организации, как ОБСЕ, Таможенный союз, ШОС, а так же создали свою политическую и экономическую систему. Известный Казахстанский политолог Досым Сатпаев в преддверии праздника подвел итоги прошедшего 20-летия.
-Досым, в спорте по окончанию сезона всегда проводится разбор полетов. Где команда не дотянула, где наоборот переиграла? Если сравнивать Казахстан с командой и оценивать ее игру за 20 лет независимости, в каких областях мы не дотянули, а где вырвались вперед?
- Ну, во-первых, за эти 20 лет была создана определенная политическая система, которая функционирует. Другой вопрос - насколько она является эффективной? Тот факт, что эта политическая система помогла избежать серьезных внутренних конфликтов на межнациональной почве и на основе каких- то других политических противоречий, в какой-то степени позволяет заявлять о том, что пока эта она выполняла определенную стабилизирующую функцию. Но при этом, стабильность этой системы очень сильно связана только с конкретной личностью, а именно с личностью главы государства. И поэтому очень часто сейчас возникают дискуссии по поводу того - будет ли эта система так же функционировать после его ухода?
Политическая система, которую мы видим, изначально создавалась именно президентской. Все основные стратегический вопросы сконцентрированы только в руках главы государства. И те изменения в конституцию, те референдумы, которые проводились за последние 20 лет - в связи с продлением полномочий президента, в связи с расширением его функций - говорит о том, что, к сожалению, все это время осуществлялся только один механизм власти - это президентская власть. То, что касается остальных ветвей власти - судебная и законодательная- то они так и не смогли стать по настоящему независимыми сильными авторитетными органами. Популярность самого парламента очень низка в обществе, участились коррупционные скандалы в судах. Это доказательство того, что из трех ветвей власти только одна более-менее крепко стоит на ногах - эта исполнительная во главе с президентом. И то до тех пор, пока нынешний президент занимает свои позиции
- А как обстоят дела с экономической системой Казахстана?
- Если речь идет об экономической системе, то в этой сфере есть определенные успехи. Но они тоже связаны в первую очередь с тем, что с самого начала Казахстан опирался больше на сырьевые ресурсы. То есть за эти двадцать лет мы не смогли избавиться от сырьевой зависимости. До сих национальный фонд Казахстана пополняется в первую очередь за счет доходов от продажи сырья. Мы так и не смогли создать альтернативную инновационную экономику, не смогли пока создать конкурентоспособные предприятия, которые могли бы производить продукцию с высокой добавленной стоимостью. Хотя об этом много говорилось, и этот вопрос поднимался во многих государственных программах и планах.
Десятилетие с 91-го до 2001-го - эти годы были с экономической точки зрения очень и очень темными. Да, конечно, в этот период складывались экономические институты, формировались наши бизнес элиты, но на этот же период выпадает и передел собственности и приватизация бывших советских государственных предприятий. Естественно, что 90-е годы они еще войдут в учебники истории, как года с огромным количеством темных пятен.
Период с 2001-го по 2008-ой - это так называемый период экономического бума в Казахстане. Практика позже показала, что он имел немножко искусственный характер. Если и был бум, то он в основном был связан с большим потоком нефтедолларов, которые шли в нашу экономику за счет роста цен на нефть и другое сырье. Внутриэкономический БУМ касался только отдельных сегментов. Они-то из-за такого спекулятивного роста и пострадали в первую очередь. Недвижимость, строительство и даже банковская система оказались не жизнеспособными с точки зрения серьезного вклада в развитие государства. Этим экономическим эффектом Казахстана очень сильно гордились до 2008 года и даже называли одним из лучших примеров экономических успехов Казахстана за 20 лет. Но, как показал кризис, банковская система Казахстана страдала и до сих пор страдает. И страдает самой большой проблемой - это оторванность от реального сектора экономики. Они не вносят серьезный вклад в экономическое развитие всей системы страны, а больше ориентируются на спекулятивные направления. Это доказывает то, что мы за 20 лет создали очень странную экономическую систему. В ней есть нормально развивающиеся экономические отрасли в первую очередь связанные с сырьем. В тоже время есть и много больших уязвимых зон, которые оголились и очень хорошо себя показали именно с 2008 года, когда официально в Казахстане было объявлено о начале кризиса.
- Это те области, где мы не дотянули? А что Казахстан сумел сделать за эти годы на твердую пятерку?
- Получается, что в политической системе у нас есть очень много подводных течений. И террористические акты этого года хорошо показывают, что некоторые люди в своем время специально отодвинули проблемы на второй план, а сегодня пытаются решить их с помощью оружия. В экономической системе все проблемы были обнаружены в 2008 году. Что касается внешней политики Казахстана, важной тоже сферы, то в отличие от внутренней политической и экономической модели развития, она на самом деле себя оправдала. Здесь минусов сильных я, по крайней мере, не вижу. Мы действительно смогли создать более-менее оптимальную многовекторную внешнюю политику. Исходя, во-первых, из геополитического положения нашей республики, исходя из наших возможностей. Мы смогли сохранить очень хорошие партнерские отношения со многими крупными геополитическими игроками, в первую очередь со своими соседями. По принципу «ласковый теленок двух маток спасет ». С точки зрения инвестиций Казахстан действительно смог привлечь внимание к себе со стороны бизнес структур из разных стран. И это в какой-то степени привело к тому, что к недемократической политической системе Казахстана отношение со стороны запада в последние годы стало более лояльным. Внешняя политика Казахстана она устраивает всех и может это и является одним из факторов того, что меньше критики стало звучать в адрес действующего президента и в целом всей системы, которую он создал. Для запада и для востока выгодно сейчас сотрудничать. Пускай и с недемократическим режимом, но более или менее предсказуемым.
Внешняя политика Казахстана она тоже в первую очередь, конечно, была связана с личным субъективным, мировоззренческим подходом самого президента и это именно его детище. Поэтому конечно возникает вопрос - будет ли та многовекторная внешнеэкономическая политика, которую он создал за 20 лет, передана его приемнику? Будет ли следующий после Назарбаева руководитель государства придерживаться этой политики? Либо они начнут отдавать приоритеты каким-то отдельным партнерам? Без разницы, будет ли это Россия, Китай или Запад. В любом случае мне кажется, что если во внутренней политике Казахстана и в экономическом развитии можно найти много критических моментов, то во внешней политике Казахстана таких моментов меньше. Еще раз повторю, что многовекторная политика нашей республики она, по крайней мере, более-менее себя оправдала и показала свою эффективность.