Эксперты не считают убийства силовиков «угрозой обществу» Эксклюзив
По мнению Рустама Бурнашева, религиозный экстремизм в стране не носит системного характера
Религиозный экстремизм в Казахстане сегодня пока не организовался в какую-то более или менее четкую структуру, но проблема стоит остро, и уже сейчас можно говорить об активизации отдельных носителей подобных идей. При этом, несмотря на прошедший в нынешнем году очередной Съезд лидеров мировых и традиционных религий, Казахстан остается скорее «потребителем» экстремистских религиозных концепций, чем автором.
Политолог Данияр Ашимбаев в интервью порталу Total.kz заявил, что сегодня экстремистское подполье в стране не может четко выбрать ориентиры.
«Им трудно понять, где враги и где друзья. Тем более, когда крупные государственные чиновники совершенно в открытую заявляют о своих религиозных ориентациях или возглавляют чисто религиозные объединения. Ситуация слишком запутана. Проблема есть. Проблема серьезная, но все те проблемы, которые стоят перед такими организациями, также стоят перед государством и оппозицией. Религиозные экстремисты, может быть, и хотели бы найти конкретного врага и бороться с ним, но пока не понимают, кто это. На мой взгляд, сейчас идет некий процесс вызревания», - пояснил собеседник.
Директор по аналитике Института политических решений Рустам Бурнашев, несмотря на увеличение числа нападений на силовиков, также не видит системного характера в этих выступлениях. Хотя проблему также называет серьезной и актуальной. При этом, несмотря на экспорт экстремистских идей в страну, считает, что нельзя говорить о каком-либо серьезном внешнем руководстве подобными выступлениями.
«Казахстан не является неким религиозным центром, у нас нет каких-либо заметных производителей литературы, мы не производим каких-либо собственных идеологических концепций в религиозной сфере. Но я не могу это назвать целенаправленным «расшатыванием», но то, что имеется внешнее влияние – это однозначно, – заявил эксперт. - С другой стороны, без внутренних оснований, никакое внешнее влияние особой роли играть не будет. Поэтому необходимо говорить о таком аспекте, как слабость теоретической базы в религиозной подготовке фундаменталистов в Казахстане. У нас более распространен так называемый «бытовой ислам», поэтому, когда приходит некая новая концепция, она критически не осмысливается, и чаще всего принимается ее самый упрощенный вариант».
При этом, по мнению эксперта, совершенно невозможно подсчитать, насколько многочисленны в нашей стране люди, которых можно было бы отнести к фундаменталистам, люди, готовые с оружием в руках отстаивать свои религиозные воззрения.
«Сегодня вам никто этого сказать не сможет. Я не вижу даже критериев замера. При социологических опросах, в том числе в нашем институте, мы фиксируем вопрос: «Готовы ли вы с оружием в руках отстаивать некие религиозные взгляды?». Человек горячий может ответить положительно, но это вовсе не значит, что он так и поступит», - уверен он.
Сергей Руденко