Топ-100 Туристический рынок в России «упал» на 30-40%
  • 09 октября, 09:29
  • Астана
  • Weather icon +10
  • 486,44
  • 534,31
  • 5,06

Туристический рынок в России «упал» на 30-40%

Фото: misto-market.com.ua

Представитель одного из крупнейших туристических агентств комментирует ситуацию на рынке

Падение объемов на туристическом рынке по России за прошедшее лето в целом составило 30-40%, причем есть регионы, где эта цифра доходит до 80%. Такую оценку прошедшего сезона озвучил на пресс-конференции Владимир Воробьев, президент «Натали Турс». Причем, по оценке эксперта, в следующем сезоне даже при условии экономического «чуда» полноценно объем выездного турпотока восстановлен не будет. Тем не менее, слухи о «кончине» турбизнеса эксперт считает преждевременными: при оптимизации программ в таких условиях вполне можно не только выжить, но даже продвигать определенный турпродукт, особенно тот, который мало подвержен демпинговым играм.
«Сейчас сторонние комментаторы выдают примерно такую логику причины банкротств на рынке: ситуация с перепроизводством привела к череде крахов, в результате чего падает доверие к отрасли,что служит новой причиной новых банкротств, и этот процесс будет продолжаться до определенного предела», - рассказал Владимир Воробьев. Однако, по его оценке, причина и следствие здесь меняются местами, то есть с самим перепроизводством рынок давно научился справляться. «Причина в первую очередь в затяжных демпинговых войнах на туррынке. Причем, как любая война, она ведется за ресурсы, в качестве которых выступают оборотные средства компании, за то, чтоб «выжать» средства из конечного потребителя и вложить их в расширение бизнеса», - пояснил собеседник. При этом он отметил, что в норме средства вкладываются не в «пирамиды», а в развитие компании, а также в активы. Толчком для таких войн стал кризис 2008 года, когда для турфирм практически «закончились» заемные банковские возможности и приоритетными стали схемы демпинговых войн, которые как раз и стали вестись за обладание оборотными средствами.
Эксперт отметил, что если раньше интерес к росту оборотов и соответственно демпинговым играм у туроператоров в основном наблюдался на «массовке», в первую очередь на турецком и египетском направлениях, то в последние годы волна демпинга захлестнула рынок по всем направлениям. В частности, именно жесткий демпинг по европейским странам, таким как Испания, Греция и Кипр, в этом сезоне стал причиной ухода с рынка той же «Невы».
«Основное усилие для оздоровления туррынка надо приложить к снижению интереса к оборотному ресурсу, который в состоянии генерировать вертикально выстроенный турхолдинг», - отметил Владимир Воробьев. Он подчеркнул, что в свое время подобные проблемы встречались и на западных рынках и решались именно за счет барьера на пути использования оборотных средств. «В Германии, которая считается эталоном по защите туристов, оборотные средства невозможно использовать, т.к. основная оплата осуществляется по возвращении туристов из тура; та же ситуация и в Испании, где турист опять же оплачивает тур через 30-60 дней после отдыха», - пояснил собеседник. В российских реалиях, по оценке Владимира Воробьева, своеобразным «отрицательным плюсом» могут стать, во-первых, инициативы по госрегулированию турбизнеса, а во-вторых, усложнение для европейских направлений правил получения шенгенских виз, в частности, обязательные «пальчики». В таких ситуациях наращивать объемы будет невозможно, и рынок начнет выздоравливать. «Задача – создать такую систему, в которой бороться за бесконечное наращивание оборота будет невыгодно», - резюмировал Владимир Воробьев.
Что касается практики туроперейтинга, то, по оценке г-на Воробьева, есть лишь один способ выиграть демпинговую войну – категорически в нее не ввязываться. «Мы старались избегать демпинговых войн на протяжении всей деятельности. Там, где избежать этого было невозможно, мы уходили с рынка», - рассказал эксперт. В первую очередь этими направлениями стала массовка, т.е. Турция и Египет. В ситуации последних двух лет эксперт также оценил как конкурентное преимущество уход с греческого рынка. «Если ты пытаешься конкурировать ценой – перспективы нет. Для сохранения устойчивых позиций необходим вывод на рынок дифференцированного продукта, конкурентоспособного не только ценой», - подчеркнул Владимир Воробьев. Как живой пример он привел Испанию, которую в этом сильно демпинговом сезоне «вытащили» и позволили получить годный финансовый результат 70 эксклюзивных отелей «Натали Турс», хорошо известных российскому рынку.
«Однако пересидеть текущую ситуацию в кустах не удастся. Главное, разумно принимать в ней участие», - предварил прогноз на зимний сезон Владимир Воробьев. Пока ситуация в отрасли довольно «мрачная» - в среднем по России рынок «схлопнулся» на 30-40%, но есть регионы, где эта цифра достигла 60% и даже 80%. В частности, к таковым относится Ростов-на-Дону (по причине «близлежащей» политической ситуации), а также «полностью деморализованный» банкротствами Петербург. «По лету проще назвать направления, на которых было более-менее нормально, это Испания и ОАЭ. Также мы неплохо вышли в части нишевых направлений, например, по ряду регионов Италии, а также по Мальдивам. Все остальное колебалось от «плохо» до «очень плохо». Кипр, например, был почти полностью «убит» демпингом», - рассказал эксперт.
Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×