ДТК: о правилах ввоза автомобилей в Казахстан Эксклюзив
Вопросов по ввозу автотранспорта обычно всегда больше, чем ответов
Вопросов по ввозу автотранспорта обычно всегда больше, чем ответов. Total.kz обратился в алматинский Департамент таможенного комитета, чтобы разъяснить правила растаможки и из чего складываются таможенные платежи и налоги.
Отвечает заместитель начальника ДТК по г.Алматы Ермек Кожабергенов.
TOTAL: Каковы текущие правила на растаможку автомашин в РК как для личного пользования, так и для предпринимательской деятельности, из чего рассчитывается ставка таможенного платежа?
Е.К.: Из России или Беларуси автомашины завозятся без таможенного оформления, так как они входят в Таможенный союз. В рамках ТС НДС взимается по принципу страны назначения, и при ввозе транспортного средства из стран РФ или РБ в Казахстан НДС подлежит оплате по месту регистрации налогоплательщика-импортера в налоговые органы РК.
К автомашинам, ввозимым из других стран, при таможенном декларировании применяются ставки импортной пошлины, утвержденные решением Комиссии таможенного союза №130 от 27.11.2009 года, а также взимаются сборы за таможенное оформление (60 евро за основной и по 25 евро за каждый дополнительный лист декларации), НДС (ставка – 12%) и акцизы (по подакцизным транспортным средствам 100 тенге с куб.см. объема двигателя ).
При этом платежом с высокой составляющей долей от общей суммы уплаты является сумма импортной полшины, ставки которой варьируются от 30% , но не менее 1,2 евро за 1 куб.см. объема двигателя и до 5,8 евро за 1 куб.см. объема двигателя. При этом чем старше год выпуска автомобиля, тем выше ставка пошлины. Таким образом, ограничивается ввоз старой техники в пользу обновления автомобильного парка страны.
Кроме того, существуют и другие расходы, связанные с декларированием товаров, такие как формирование бумажного и электронного формата декларации, расходы, связанные с хранением автомобиля на складах временного хранения, расходы, связанные с получением сертификата соответствия и т.д. Все эти платежи в совокупности и являются составляющими и определяют высокий размер платежей при таможенном декларировании автомобиля, хотя взимаются не таможенными органами.
Вместе с тем, автомобили могут быть ввезены в соответствии с Соглашением о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу ТС. В приложении 5 данного Соглашения указаны ставки таможенных пошлин, налогов, где суммы платежей могут меняться в зависимости от года выпуска, объема двигателя и стоимости автомобиля. Вся необходимая информация находится на сайте tsouz.ru.
TOTAL: Какие законодательные акты и международные договора сегодня действуют в этой сфере? Что нового ожидается в правилах растаможки в ближайшем будущем?
Е.К.: В соответствии с Соглашением «О едином таможенно-тарифном регулировании (г. Москва, 25 января 2008 года)», ратифицированного Законом РК от 18 ноября 2008 года № 81-IV на единой таможенной территории применяется Единый таможенный тариф, который является инструментом торговой политики ТС. В одностороннем порядке ставки ввозных таможенных пошлин, предусмотренные Базовым перечнем Единого таможенного тарифа не изменяются. Какие либо изменения вносятся Решением Комиссии таможенного союза.
TOTAL : Насколько таможенные ставки ТС по ввозу автомобилей выше, чем других странах СНГ?
Е.К.: Официальной информации о различиях таможенных ставок ТС и СНГ нет.
TOTAL: Как, с кого и когда будет взиматься утилизационный сбор?
Е.К.: Вопрос сроков и применения взимания утилизационного сбора не относится к компетенции Департамента таможенного органа по городу Алматы. Насколько известно, Сбор предлагается ввести в качестве альтернативны ввозным пошлинам на автомобили. Уплачивать его будут автопроизводители, как отечественные, так и иностранные. (ред. Total: проект должен вступить в силу уже летом текущего года).