Топ-100 Что предлагается в новом Налоговом кодексе РК?
  • 11 мая, 08:18
  • Астана
  • Weather icon +9
  • 439,4
  • 473,54
  • 4,76

Что предлагается в новом Налоговом кодексе РК?

Фото: alau.kz

Министр нацэкономики Тимур Сулейменов на заседании правительства отметил, что идеология нового Налогового кодекса будет направлена на защиту интересов добросовестного налогоплательщика.

«Во-первых, все неясности и неточности будут толковаться в пользу налогоплательщиков. Данный принцип позволит справедливо рассматривать налоговые споры.

Во-вторых, предлагается не применять штрафы и пени, если налогоплательщик действовал в соответствии с разъяснением налогового органа, по которому впоследствии изменилась позиция.

В-третьих, требование к обоснованности доначислений будет усилено. Теперь в актах налоговых проверок должны быть соответствующие обоснования.

В-четвертых, бизнесу будет предоставлено больше времени для изучения изменений законодательства. Поправки предлагается принимать не позднее 1 июля.

В-пятых,появляется защита от многочисленных поправок в течение года. Предлагается все возникающие поправки вносить консолидировано одним законопроектом. Это даст возможность бизнесу быть осведомленным обо всех изменениях налогового кодекса», – перечислил министр.

Также, как он сообщил, изменится структура Налогового кодекса. Каждый раздел будет персонализирован. То есть каждому типу налогоплательщика будет выделен свой раздел. «Для развития малого и среднего бизнеса предусматривается сохранение действующих специальных налоговых режимов. Предлагается альтернативный режим  – режим фиксированного вычета. Это выгодно тем, у кого большие обороты, но низкая прибыль. Он может вычитать без подтверждения половину своей выручки. А если начнет вести учет расходов, то получает премии (вычеты) за подтверждение расходов», – объяснил Сулейменов.

Налогоплательщикам предоставляется право выбора режима. Для режима по «упрощенной декларации» требование по размеру дохода станет одинаковым что для физлиц, что для юридических (действующая редакция: ИП численность работников – не более 25 чел, доход – 2800 МЗП – 68,4 млн тенге, ЮЛ численность работников – не более 50 чел, доход – 5600 МЗП – 136,9 млн тенге. Предлагается: численность работников не более 30 чел, доход за год – не более 4100 МЗП – 100 млн тенге).

Кроме того, в патенте снижается ставка с 2% до 1%. Это делается для снижения налоговой нагрузки в связи с введением взносов ОСМС и ОПВР.

Для аграрного сектора тоже предлагаются стимулирующие меры. Плательщики ЕЗН не будут являться плательщиками НДС независимо от оборота. Для снижения нагрузки на фонд оплаты труда предлагается отменить социальный налог за главу, членов и работников КФХ. Будет разрешено осуществление прочих видов деятельности с раздельным учетом. С 2020 года в данном режиме налог будет определен с оборота в размере 0,5% (сейчас зависит от оценочной стоимости). В СНР для производителей сельхозпродукции отменяется льгота по НДС, противоречащая требованиям ВТО. Так как, согласно требованиям ВТО, для товаров внутреннего производства и импорта должны быть применены равные условия налогообложения. Для них будет предусмотрена альтернативная мера поддержки. Исключается ограничение применения СНР аффилированными лицами.

В сфере недропользования будут простимулированы инвестиции в геологоразведку. Учитывая мировую практику, предлагается отменить налог на сверхприбыль для горнорудной отрасли с переносом нагрузки на рентный налог на экспорт по углю. В мировой практике для горнорудной отрасли отсутствует такой налог. По сути, данный налог платили угледобывающие компании. Также планируется отмена бонуса коммерческого обнаружения в целях стимулирования успешной разведки. Для морских и глубоких нефтяных месторождений предложен более простой альтернативный налог на недропользование. Для ускорения разведки твердых полезных ископаемых вводится механизм арендных платежей. Предоставляется возможность учесть расходы неуспешной разведки в другом добычном контракте в рамках одного юрлица. Будут пересмотрены подходы по определению доходов при реализации нефти и газа ниже себестоимости. Также предлагается снижение ставки НДПИ на олово с 6% до 3%. Это делается для поддержания новой отрасли металлургии – оловянной промышленности.

Для оздоровления финансового сектора, по словам Сулейменова, также предлагаются стимулирующие меры. Будет исключено двоякое толкование налогообложения приобретенного имущества организации по управлению сомнительными активами (ОУСА). Для физических лиц предусматривается освобождение от ИПН при прощении задолженности. При передаче проблемных активов коллекторам дисконт коллектора будет облагаться по факту после отработки актива. Предлагается изменение порядка обложения ИПН накопительного страхования. Предлагаются льготы по НДС для автомобилестроения и специальных экономических зон в рамках специального инвестиционного контракта (СИК). Так, будут освобождены от НДС импорт комплектующих (сырья и материалов), а также оборот по реализации произведенных в СИК товаров. Также передача имущества в финансовый лизинг освобождается от НДС, если передаваемое имущество приобретено без НДС и входит в перечень товаров для СИК. Продлевается льгота по КПН сумм вознаграждений от операций по лизингу.

Сейчас инвестиционные преференции предоставляются только для новых проектов и новым предприятиям. Действующим предприятиям при модернизации и реконструкции действующих мощностей льготы не предусмотрены. Для стимулирования таких предприятий предлагаются льготы по КПН действующим предприятиям, реализующим проекты по модернизации и реконструкции.

Льготы будут действовать не более 3 лет с момента завершения модернизации и реконструкции и при условии, если инвестиции не менее 5 млн МРП. Для усиления стимулирующей роли налоговых льгот для участников СЭЗ предлагается расширение условий применения льгот. В связи с отсутствием доходов от приоритетных видов деятельности в период строительства соотношение доходов «90/10» не соблюдается, и, соответственно, льготы по налогу на имущество и земельному налогу не применяются в начальный период деятельности. В целях эффективности льгот предлагаются ведение раздельного учета от льготируемой и другой деятельности и предоставление налоговых льгот по земельному налогу и налогу на имущество с момента регистрации. Предлагается продление режима экстерриториальности для участников СЭЗ «ПИТ» на срок до 2028 года. Также для участников СЭЗ «ПИТ» условия по льготе по социальному налогу будут привязаны к соотношению расходов на оплату труда к общим расходам (действующее условие: «-расходы на оплату труда не менее 50% СГД»; предлагаемое условие «- соотношение ФОТ к общей сумме расходов как 70/100»).

В части модернизации льгот предлагается повысить их эффективность путем точечных изменений. В частности, отменяются сбор с аукционов и плата за пользование судоходными водными путями, поскольку государство не предоставляет услуги и разрешения в данных случаях.

Также на данном этапе предлагается отказаться от ряда льгот. К ним относятся освобождение оборотов по услугам игровых автоматов, реализация лотерейных билетов, государственных знаков почтовой оплаты, импорт почтовых марок.

Также отменяются льготы, противоречащие требованиям ВТО, так как, согласно требованиям ВТО, для товаров внутреннего производства и импорта должны быть применены равные условия налогообложения.

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×