Топ-100 Непрозрачной финдеятельностью «Самрук-Казына» возмущены депутаты
  • 26 апреля, 18:54
  • Астана
  • Weather icon +12
  • 444,22
  • 476,38
  • 4,82

Непрозрачной финдеятельностью «Самрук-Казына» возмущены депутаты

Фото: zakon.kz

Мажилисмены просят Антикор присмотреться к деятельности ведомства.

Депутат мажилиса Юрий Ли поднял ряд вопросов, касающихся финансовой деятельности АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына», передает корреспондент Total.kz.

«27 сентября 2022 года Казахстанская фондовая биржа сообщила, что консолидированный чистый доход Фонда «Самрук-Казына» за 2021 год составил 1,6 триллиона тенге, при этом на выплату дивидендов будет направлено 170 миллиардов тенге. Остаток суммы в размере 1,4 триллиона тенге остается в распоряжении фонда для финансирования инвестиционных программ, погашения долговых обязательств и приобретения активов. Финансовые резервы, свободные потоки наличности, остатки на счетах субъектов квазигосударственного сектора хранятся в банках второго уровня. Общая сумма составляет колоссальный объем ликвидности, и мы смело можем именовать его как «народные деньги»: государство с его доминирующей ролью в экономике страны остается основным кредитором и клиентом для банковского сектора», — сказал Ли, выступая с депутатским запросом на пленарном заседании мажилиса.

По его словам, имела место многолетняя непрозрачная деловая практика конвертации банковских депозитов субъектов квазигосударственного сектора в корпоративные ценные бумаги этих же банков, а также игра «Народными деньгами» на Казахстанской фондовой бирже.

«Банки второго уровня являются основными игроками на рынке ценных бумаг, по данным Казахстанской фондовой биржи, сумма торгуемого государственного долга по состоянию на 01 октября 2022 года составила 19,5 триллиона тенге. Доходность размещаемых государственных ценных бумаг Министерства финансов выросла в сентябре 2022 года до 13,9-15,16%. Наибольшим спросом пользовались облигации Министерства финансов со сроком обращения менее 1 года, спрос по которым составил 430%, а доходность на уровне 14,5%. По состоянию на 01 октября 2021 года сумма торгуемого государственного долга на Казахстанской фондовой бирже составляла 17,6 триллиона тенге, то есть разница за один год выросла почти на 2 триллиона тенге», — привел данные депутат.

Он отметил, что согласно неаудированной промежуточной консолидированной финансовой отчетности Фонда «Самрук-Казына» по состоянию на 30 июня 2022 года на банковских депозитах Фонда хранятся 907,5 миллиарда тенге, что больше остатка на 31 декабря 2021 года на 213 миллиардов тенге, или на 24%, это не считая остатков на счетах и уже купленных государственных ценных бумаг.

«Складывается впечатление, что банки второго уровня, обладая  источником дешевой ликвидности через депозиты, являются реальными бенефициарами от ежегодного роста дефицита республиканского бюджета, при этом совсем не проглядывается позитивный эффект влияния ликвидности квазигосударственного сектора на кредитный рынок страны, в частности на кредитование реального сектора экономики. Еще одними бенефициарами от оригинального управления народными финансами являются иностранные кредиторы, например, 25 ноября текущего года стало известно о строительстве ветрянной электростанции на юго-востоке страны, в этой связи фонд «Самрук-Казына» и АО «НК «КазМунайГаз» займут 1,4 миллиарда долларов, или 659 миллиардов тенге по текущему курсу», — сообщил мажилисмен.

Депутаты предложили следующее:

  • Всех действующих депозитных договоров и договоров на банковское обслуживание, заключенных между банками второго уровня и субъектами квазигосударственного сектора, в том числе на предмет нерыночных ограничений по изъятию денег с банковских счетов.
  • Всех сделок по конвертации депозитов субъектов квазигосударственного сектора в банках второго уровня на корпоративные ценные бумаги таких банков за последние три года по настоящее время.
  • Провести аудит и анализ социально-экономических последствий управления банками второго уровня ликвидностью субъектов квазигосударственного сектора и определить характер влияния такого управления на состояние рынка банковского кредитования.

Дать оценку применяемой модели управления ликвидностью субъектов квазигосударственного сектора и соответствия ее обеспечению национальной безопастности страны.

Кроме того, Генеральной прокуратуре и Антикоррупционному ведомству рекомендовано провести проверку на наличие коррупционных рисков и обстоятельств, способствующих коррупции:

  • при заключении и исполнении действующих депозитных договоров, договоров на банковское обслуживание между субъектами квазигосударственного сектора и банками второго уровня;
  • при заключении и исполнении сделок банками второго уровня по торгуемому на Казахстанской фондовой бирже государственному долгу за счет ликвидности, хранящейся на депозитах и текущих счетах субъектов квазигосударственного сектора за последние три года по настоящее время;
  • при заключении и исполнении сделок по конвертации депозитов субъектов квазигосударственного сектора в банках второго уровня на корпоративные ценные бумаги таких банков за последние три года по настоящее время.
Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×