Топ-100 «Новогодний подарок» от законодателей
  • 26 апреля, 22:56
  • Астана
  • Weather icon +2
  • 443,35
  • 475,54
  • 4,82

«Новогодний подарок» от законодателей

Фото: parlam.kz

Парламентарии предлагают ввести обязательную плату за право на труд для всех юристов Казахстана.

В редакцию Total.kz поступило обращение от ряда палат юридических консультантов, а также руководителей международных и национальных юридических компаний с просьбой озвучить их точку зрения о проекте изменений и дополнений в законодательство, регулирующее адвокатскую деятельность и юридическую помощь. Среди обратившихся представители независимых палат, входящих на добровольных началах в крупнейшее на сегодняшний день объединение — ОЮЛ «Ассоциация палат юридических консультантов «Қазақстан заң-кеңес», позицию которого поддерживают иные добровольные объединения, такие как ОЮЛ «Республиканская ассоциация профессиональных юристов», ОЮЛ «Казахстанская Ассоциация палат юридических консультантов» и иные палаты, не входящие в какие-либо объединения.

В проекте документа предусмотрен ряд новшеств, вызвавших огромный резонанс в юридическом сообществе. Юристы опасаются перспективы монополизации рынка юридических услуг узким кругом лиц, тесно связанных с РОО «Казахстанский союз юристов», а также установления имущественного ценза за доступ к профессии. Размещаем текст без изменений и редакторских правок.

«В юридическом сообществе Казахстана идет дискуссия о внесении поправок в законодательство, регулирующее юридическую профессию. Чем больше становилось недовольство юридического сообщества этими поправками, тем больше маневров совершает законодатель, чтобы их «замаскировать».

Нельзя не отметить, что некоторые предложения совершенно неожиданно попали в проект буквально месяц назад, так сказать, «под занавес» работы парламента нынешнего созыва.

Краеугольным камнем предлагаемых поправок являются создание Республиканской ассоциации палат юридических консультантов на основе обязательного членства и внедрение платной  обязательной для всех юристов информационной системы «Е-заң көмегі».

По замыслу законодателя ассоциация станет некоммерческой организацией, основанной на обязательном членстве палат юридических консультантов. Членство предусматривает отчисление каждым юристом не менее 1 МРП в месяц, вне зависимости от его доходов и региона, в котором он живет и работает.

Устанавливается своеобразная плата за право на труд!

Стоимость обязательного присоединения к информационной системе и ее использования составит 3600 тенге в месяц. Услуги администратора, коим является ОЮЛ «АПЮК РК», созданное на базе РОО «Казахстанский союз юристов», обойдутся еще в 1 МРП. И это помимо страховки, взносов в свои палаты, расходов на обучение и так далее.

В общем, все предполагаемые расходы на доступ к профессии юриста в Казахстане, не включая страховку, составляют около 10 000 тенге ежемесячно, или около 113 000 тенге в год.

Для сравнения: членство в крупнейшей Ассоциации юристов России стоит всего 11 000 тенге в год. Ассоциация юристов штата Нью-Йорк вообще не взимает никаких сборов за первый год членства, а для тех, кто состоит в ней на протяжении двух лет, годовой членский взнос составляет около 39 000 тенге в пересчете на нашу валюту.

Если сравнить относительную платежеспособность казахстанского и американского юридических консультантов, то получится, что местный юрист должен будет ежегодно платить за «доступ к профессии» 1/42 своей доли ВВП на душу населения (около 270 долл.), а аналогичные расходы члена Ассоциации юристов города Нью-Йорк составляют всего 1/222 доли ВВП на душу населения (около 240 долл.). Как говорится, дальнейшие комментарии излишни.

Интересно, что, помимо профильного закона, к юридическим палатам применяются положения закона «О саморегулировании». То есть палаты имеют право сами инициировать и решить вопрос о необходимости создания республиканской структуры, если посчитают это целесообразным. В установлении обязательной «золотой надстройки» и создании очередной «кормушки» смысла нет.

На сегодняшний день вполне достаточно объединений, собирающих определенное количество палат в своих рядах на добровольных началах. И, согласно закону, ни одна из них не должна иметь монополию.

Обязательное присоединение к ИС «Е-заң көмегі» напрямую противоречит закону «О саморегулировании» и Предпринимательскому кодексу.

Так, статья 22 кодекса говорит, что «государством создаются условия для развития саморегулирования в предпринимательской и профессиональной деятельности посредством сокращения сферы государственного регулирования». В соответствии со статьей 4 Закона «О саморегулировании» одним из общих принципов саморегулирования является «независимость — недопустимость вмешательства в деятельность саморегулируемых организаций со стороны государственных органов, иных организаций и должностных лиц».

На сегодняшний день, юристы по своему усмотрению уже пользуются различными базами данных законодательства, есть несколько поставщиков подобных услуг, есть конкурентная среда. Закон не обязывает юристов подключаться к подобным базам законодательства, это их право, и тем более закон не обязывает выбирать конкретного поставщика. Почему же тогда ИС «Е-заң көмегі» пытаются вменить юристам в обязательном порядке?

Также интересна комбинация участников данного проекта. Проект ИС «Е-заң көмегі» реализован на основании меморандума о сотрудничестве по созданию ИС между АО «НИТ» (Национальные информационные технологии), Министерством юстиции РК и ОЮЛ «АПЮК РК».

Возникают резонные вопросы: на каком основании ОЮЛ «АПЮК РК», представляющее незначительное число палат юридических консультантов в стране, но поддерживаемое РОО «Казахстанский союз юристов» совместно с уполномоченным органом и коммерческой структурой, фактически устанавливают «платный вход в профессию» для всех юристов страны?

Почему ИС «Е-заң көмегі» разрабатывает один поставщик на коммерческой основе и как это соотносится с защитой конкуренции и ограничением монополистической деятельности? Нет ли в этом во всём коррупционных рисков?

Подобная комбинация трех структур прямо противоречит статье 4 закона «О саморегулировании»: «исключение дублирования — четкое разграничение компетенции государственных органов и саморегулируемых организаций с целью исключения двойного контроля в отношении членов (участников) саморегулируемых организаций».

Согласно закону «Об информатизации» АО «НИТ» вообще не может выступать единоличным разработчиком электронной системы юридической помощи ИС «Е-заң көмегі», это означает прямое нарушение принципов конкуренции.

В результате сегодня создана «сырая» онлайн-площадка для сбора персональных данных обо всех юридических консультантах, адвокатах и т.д. с целью последующей коммерциализации, с обязательным внесением определенной ежемесячной платы за пользование ИС как юристами, так и, возможно, клиентами в будущем.

Существует еще один аспект, который, как представляется, может решить судьбу сомнительных поправок. Речь идет о несоответствии предлагаемой законодательной инициативы праву Евразийского экономического союза (ЕАЭС), членом которого является Казахстан. В частности, речь идет о нормах ЕАЭС, касающихся единого рынка услуг. Смысл этих норм в том, чтобы снимать барьеры на пути международной торговли, а предлагаемая реформа представляет собой новый барьер в сфере торговли услугами.

То есть предлагаемая реформа законодательства РК экономически и юридически необоснованна. Кроме того, она носит дискриминационный характер. Если в Казахстане будет учреждена Республиканская ассоциация палат с обязательным, а не добровольным членством, это поставит казахстанских юристов в заведомо проигрышное положение по сравнению с их коллегами в других странах ЕАЭС. Следовательно, эта мера будет противоречить праву ЕАЭС, будет оспорена в Евразийской экономической комиссии и, в конечном итоге, будет отменена.

Создавать «бюрократического монстра» с очевидной экономической необоснованностью и карательными функциями, с неподъемными для большинства юристов обязательствами по членским взносам не имеет смысла. Это приведет к росту социальной напряженности и падению уровня материального положения юристов и их семей. Не учитываются интересы юристов малых городов и сельских районов. По аналогии с судебными исполнителями и нотариусами, уже загнанными в единую республиканскую палату, вынужденными покинуть малочисленные населенные пункты, предлагается сделать то же самое и с юристами. Данные поправки фактически приведут к недоступности или малодоступности юридических услуг в регионах, росту цен на услуги юристов и росту издержек, связанных с получением профессии юриста. Это ударит в первую очередь по молодым юристам.

Сейчас не время для потрясений. Ситуация с юристами критическая и может спровоцировать рост социальной напряженности и экономическую рецессию. Надеемся на то, что избранные народом представители не будут создавать дополнительные барьеры для юристов и не поддержат силы, активно лоббирующие принятие этих поправок. Принципы плюрализма и множественности палат юристов, принятые за основу в 2018 году при Первом Президенте РК – Елбасы Нурсултане Назарбаеве, будут поддержаны депутатами и не подвергнутся ревизии».

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×