Создание ЕАЭС значительно усилит роль конкурентной политики
Интервью с членом Коллегии по конкуренции и антимонопольному регулированию Евразийской экономической комиссии
С созданием ЕАЭС ключевым и определяющим наше будущее понятием станет конкурентоспособность - конкурентоспособность казахстанского бизнеса, товаров, услуг, всей нашей экономической стратегии. И в любом объединении важно задать единые правила игры, единую конкурентную политику, которая позволит в дальнейшем вести честную борьбу на общем интегрированном рынке. На вопросы о том, какие условия созданы для ведения бизнеса и продвижения товаров и услуг на едином рынке, в интервью сайту Primeminister.kz отвечает член Коллегии (министр) по конкуренции и антимонопольному регулированию Евразийской экономической комиссии Нурлан Алдабергенов.
- Нурлан Шадибекович, насколько эффективна на сегодня законодательная база в части конкурентной политики, отвечает ли она требованиям единого рынка ЕАЭС, договор о создании которого должен вступить в силу с января 2015 года?
- Да, это, на самом деле, очень важное условие функционирования экономического объединения. Должны быть единые, понятные всем, справедливые правила игры. До создания Единого экономического пространства, каждый из нас варился в своем соку, соответственно, все нормативно-правовые документы были ориентированы только в рамках одного государства. Три года назад, когда мы вошли в ЕЭП, мы открыли границы для бизнеса, но законы-то остались. И поэтому мы сталкиваемся с теми барьерами, которые сохранились на уровне национальной правовой базы, остались жить в инструкциях, которые не позволяют продвигаться нашему товару или бизнесу в целом. В этом направлении ведется огромная кропотливая работа, которая требует времени, согласований, понимания сторон, знания деталей и различных нюансов национальных норм. Но, тем не менее, мы должны пересмотреть наше конкурентное законодательство, пересмотреть некоторые основные направления и сориентировать его, прежде всего, на защиту внутреннего рынка. Поскольку когда мы говорим предпринимателям «Все, выезжайте и торгуйте!», при этом мы должны знать и понимать, что и к нам тоже заходят товары наших партнеров. Здесь мы должны поддерживать свой бизнес и вести работу так, что, если, допустим, вопрос касается госзакупок, экономно расходовать наши госсредства. В этой конкуренции, на наш взгляд, пришло время несколько изменить подходы. Соответственно, пришло время пересмотреть ряд концептуальных таких подходов в национальном законе о конкуренции.
- В прошлом году Главами трех государств подписан Модельный закон «О конкуренции», который предусматривает сближение правового регулирования, экономических отношений на территории Таможенного союза. Какие, на Ваш взгляд, нормы Модельного закона будут способствовать развитию конкуренции и продвижению казахстанских товаров на рынки России и Беларуси?
- В октябре прошлого года был подписан модельный закон «О конкуренции». Он представляет собой некую модель наднационального закона, которая должна отражаться в каждом законодательстве. Что он содержит? Есть нормы, среди которых злоупотребление доминирующим положением, это и пресечение каких-либо нарушений на конкурентном поле, есть отдельные нормы, направленные на защиту внутреннего рынка, что нам особенно необходимо. Соответственно все нормы, прописанные в модельном законе, должны быть имплементированы или проецироваться на уровень национальных законодательных норм.
Вот, к примеру, норма о господдержке бизнеса и контроля за госучастием в предпринимательской деятельности, которой нет, кстати, в российском законодательстве. Это очень хорошая норма, которая у нас прогрессирует в Казахстане, и они уже начинают прорабатывать вопросы внедрения этой нормы у себя, в РФ. То есть, наши партнеры - они за этим следят. Точно такая же работа проводится и в Республике Беларусь. Там тоже и с предпринимателями, и с парламентариями проводится работа на предмет необходимости введения тех или иных норм, которые тоже направлены на защиту их рынка. Поэтому модельный закон о конкуренции и содержит в себе группу норм, создающих конкурентные условия, искореняющие те или иные препятствия для ведения бизнеса.
К примеру, мы сейчас вступили в конкуренцию в рамках Единого экономического пространства, но при этом мы должны понимать, что у нас впереди ВТО, а там уже более двух десятков государств. И поэтому мы соответственно мы должны быть готовы к этому. В этом отношении, что, допустим, делается в европейских странах? Когда предприниматели нарушают, кто-то умышленно, кто от незнания, по разным причинам – соответственно, антимонопольные органы выдают предписания, то есть, они их не штрафуют. Выдали предписания – все, соответственно, субъект реагирует. Если где-то увидели признаки нарушения, просмотрели его действия, то соответственно, дают предостережения, предостерегают о том, что да, вы можете допустить нарушения. Вот только после этого налагается штраф. Что делается у нас? Нарушили - сразу штраф, и, соответственно, бизнес не доволен. И поэтому эти нормы, поддерживающие ведение бизнеса, они должны быть прописаны и в казахстанском законодательстве. Эти нормы присутствуют во многих европейских странах, в той же России и Белоруссии они присутствуют. Мы очень благодарны тому, что Президент нашей страны ввел мораторий на проведение проверок субъектов малого бизнеса. Но это год. А что дальше? Наша задача за этот промежуток времени мы и должны внедрить сейчас ряд норм, которые бы в последующем облегчали бизнес. Что касается защиты внутреннего рынка. До тех пор пока мы не открыли границы, соответственно, наше конкурентное законодательство, оно было направлено на привлечение инвестиций, на широкое ведение бизнеса в нашей стране, и в действительности мы сейчас достигли очень хорошего уровня развития предпринимательства и малого бизнеса. И сейчас ставятся более широкие задачи. С открытием границ – бизнес хлынул к нам, теперь мы должны быть более конкурентоспособны, но при этом мы должны защищать рынок. А каким образом? Вот, к примеру, мы сейчас у себя видим много товаров российского, белорусского производства, третьих стран. Зачастую ввозная продукция берет покупателя более дешевой ценой, порой они откровенно демпингуют. Почему цена товаров, произведенных в чужой стране, за тысячи километров, с учетом транспортировки оказывается ниже нашей продукции. На первый взгляд, когда начинаешь изучать экономику зарубежных производителей, то видно, что это крупные корпорации, концерны, которым проще нарастить мощности и снизить затраты. Однако это не всегда так. И мы не можем по вопросу, скажем, ценовой политики соседей получить полную объективную картину. У нас нет таких законодательных рычагов, чтобы обязать белорусского или российского владельца предприятия предоставить информацию о затратах, себестоимости продукта и составить картину для анализа и выводов о степени соблюдения правил добросовестной конкуренции. В России, к примеру, федеральная антимонопольная служба наделена полномочиями запрашивать информацию, изымать документы для ознакомления, делать осмотр помещения. На основе этих действий ФАС может провести целое расследование на предмет процесса ценообразования, и что называется, вывести на чистую воду недобросовестного конкурента. Той же практики придерживаются европейские государства, США, как только на их рыночном поле появляется чужой производитель, они будут мониторить вас на предмет демпинга. Это все нам еже предстоит пройти, выступив в ВТО. Поэтому необходимо пересматривать ряд норм в казахстанском конкурентном законодательстве, в первую очередь, с целью более эффективной защиты внутреннего рынка. В условиях конкуренции для нас важно войти в рынки, соответственно, для нас важно создание равных условий. В этом отношении Глава государства Н.А.Назарбаев ставит перед нами задачу заходить на рынки стран ЕЭП, зарабатывать и деньги привозить домой. Вторая задача – защищать свой рынок, но в равных конкурентных условиях.
- Как ранее заявлялось, система государственных закупок будет открытой для всех участников стран будущего ЕАЭС. Насколько эффективно будет отслеживаться процесс закупок с позиции прозрачности и соблюдения норм добросовестной конкуренции?
- Казахстан с 2014 года начинает участвовать в госзакупках Республики Беларусь и РФ. Речь идет об электронном формате закупок. Учитывая немалые обороты государственных закупок, нам очень важно иметь в нашем национальном антимонопольном законе именно нормы, которые бы позволяли контролировать госзакупки с точки зрения антиконкурентных соглашений. То есть, иным образом, что это означает? Вот, конкурс проводится, один участник предлагает одну цену, потом нужно создать конкурсную массу, появляется второй поставщик, у него цена чуть выше, третий – с еще более высокой ценой. И потом мы слышим, возможно, они договорились, точнее сговорились. Если юридически подойти к процедуре закупок, то получается там все нормально, конкурс проведен. А на вопрос аффилированы эти компании, был ли у них сговор, с каким умыслом они идут, есть ли соглашение между ними. Это мы не сможем проверить. Почему? Потому что таких норм в законодательстве, которые позволяли бы пресекать антиконкурентные соглашения, именно в госзакупках, - этого нет. Если мы сейчас посмотрим наших соседей, в РФ у них это есть. В законодательной практике европейских стран также присутствуют подобные механизмы. Другими словами, как только мы будем участвовать в конкурсных закупках, допустим, в РФ, тут же антимонопольный орган проверит нас на соблюдение конкурентного законодательства. Следовательно, в казахстанском национальном законодательстве также необходимо прописать аналогичные нормы, позволяющие пресекать сговор и любые антиконкурентные соглашения на почве госзакупок.
Смотрите также: