Топ-100 Как деструктивные теологи продвигают свои идеи в Казахстане
  • 26 апреля, 09:05
  • Астана
  • Weather icon +6
  • 444,22
  • 476,38
  • 4,82

Как деструктивные теологи продвигают свои идеи в Казахстане

Большая часть казахстанцев попадают в ряды деструктивных течений под влиянием соцсетей — эксперт.

Какую продукцию можно считать по-настоящему халяльной, как представители деструктивных течений работают в соцсетях, почему ученый из Франции считает декабрьские события 1986 года «революцией» и сомнительные лотереи от шоу-бизнеса — редакция Total.kz предлагает прямой перевод публикаций из казахоязычных СМИ и пабликов в соцсетях.

Артисты активно рекламируют сомнительные лотереи

Артисты, блогеры и другие медийные личности активно призывают казахстанцев участвовать в различных розыгрышах и лотереях, пишет Skifnews.

«К примеру, певица Ерке Есмахан говорит на видео в своем Instagram: «Друзья, добрый вечер! Хочу поделиться интересной историей. Моя сестра и мой директор Акмарал вчера играла в игру «Банан» и выиграла большую сумму. Попробуйте сыграть и вы!» — пишет издание.

Блогерам-артистам народ охотно верит, проходит по ссылкам, попадает на сайты азартных игр, участвует в различных сомнительных лотерях и играх, ничего не выигрывает. Остановить эти незаконные действия возможно только написав заявление в соответствующие органы, советуют юристы. Азартные сайты будут заблокированы, а рекламирующие их люди — оштрафованы. 

Юрист Айсана Сман говорит, что штрафы за эти деяния составляют от 60 до 450 МРП.

«Но для блогеров, рекламирующих азартные сайты, эта сумма — ничто. Потому что за такую рекламу в 15-секундном видео в сторис Instagram артисты с многомиллионными аудиториями получают до 2 миллионов тенге. И в неделю они делают как минимум два-три таких рекламных ролика. Сами подсчитайте их доходы, которые делаются на народе», — отмечается в публикации.

Не все халал, что так называют

В последнее время в Казахстане растет спрос на продукцию халяль, но некоторые производители обманывают потребителей, пишет газета «Айқын».  

«Даже если на продукции стоит знак «халяль», это не значит, что она на самом деле таковой является. Надпись «мусульманская» тоже не означает, что продукт такой, это лишь маркетинговый ход. Потому что у нас нет единого центра по контролю качества продуктов с маркировкой «халяль». Нет закона, регулирующего это, утвержден лишь национальный стандарт вареной колбасы халяль. И целых пять организаций, контролирующих продукцию на предмет соответствия правилам шариата. Ассоциация «Казахстанская халяль-индустрия», «Халяль даму» при ДУМК, компании Halal Holding, Halal Quality и Halal Services Alliance. Они выдают сертификаты, которые не имеют законной силы, а сами организации не признают друг друга. По некоторым данным, эти сертификаты просто покупаются за определенную сумму», — пишет издание.

По международным стандартам в составе продукции халяль не должен присутствовать алкоголь, ГМО, компоненты свинины, мясо хищных животных и хищных птиц, ядовитые вещества, скот должен быть забит по правилам шариата. Поскольку нет соответствующего закона, Духовное управление мусульман лишь ограничивается предупреждением. В Европе такое деяние карается законом. А в Казахстане халяльными стали даже бани и гостиницы.

«По некоторым данным, в 122 странах мира халяль-продукцию потребляют более 1,5 миллиарда мусульман. Оборот такой продукции на сегодня составляет 3 триллиона долларов в год. По расчетам Global Futures, до 2050 года в мусульманских семьях родится до 9 миллиардов детей. Это означает, что спрос на халяль-продукцию будет только расти», — заключается в материале.

Как деструктивные течения продвигают свои идеи 

Сайт газеты «Сыр бойы» публикует материал Нурлана Ташимова, руководителя отдела управления по делам религии Кызылординской области, который рассказывает, какие ресурсы используют представители деструктивных религиозных течений.   

«До 88% вовлеченных в ряды деструктивных религиозных течений попали в них под влиянием социальных сетей. Для вербовки в свои ряды представители этих течений используют практически все соцсети — Facebook, ВКонтакте, Tapatalk, Одноклассники, Instagram, Telegram, Tik-tok. Так как Telegram стал блокировать подозрительные группы, была придумана альтернатива — приложение Tapatalk. В социальных сетях формируется сообщество «Виртуальный Халифат», его участники живут не по законам шариата, а по неписаным законам виртуального мира. Существуют различные сайты знакомств, где активно вербуют незамужних девушек. Еще один вид контента — проведение разных благотворительных акций, публикация аятов и сур или реклама различных товаров. После того как будет набрана большая аудитория, в таких пабликах начинают читать проповеди, вести агитацию. Материалы обычно выполнены очень качественно, в одном стиле и различных форматах: видеоролики, анимация, инфографика. На некоторых сайтах могут призывать к террористическим и экстремистским действиям. В Казахстане постоянно проводится мониторинг таких ресурсов. К примеру, в 2018 году был проведен анализ более 8 тысяч ресурсов, больше 2 тысяч из них было заблокировано из-за запрещенного контента. В 2019 году из 5300 ресурсов 2300 были также заблокированы. Большая часть сомнительного контента — лекции зарубежных проповедников», — рассказал Ташимов.

Что французский историк написала о Желтоксане

Автор портала Abai Марат Ермуканов вспомнил, что написала Елен Каррер д'Анкосс, известный французский ученый, историк-советолог, о декабрьских событиях 1986 года.

«Накануне Дня независимости нашел у себя в архивах ее статью в журнале «Nouvelles de Moscou», который выходил на французском языке в Москве. В номере за июль 1989 года она пишет: «Никто не сомневается сейчас, что с момента, как в Алматы в декабре 1986 года народ выступил против замены Кунаева Колбиным, межнациональные отношения — для Михаила Горбачева и для будущего перестройки — большой вызов. И если сравнивать это восстание с кровавыми столкновениями в Карабахе в 1988 году, в Тбилиси в апреле 1989 года и в Узбекистане в том же году, то отличие этих событий от Алматы в том, что они зарождались как межнациональное столкновение и лишь после вылились в движение против центральных властей». На что еще нужно обратить внимание: для того, что мы до сих пор называем «декабрьскими событиями», Елен Каррер д'Анкосс в своей статье использует слово «восстание» (soulevement). В советские времена употреблять слово «революция» или «восстание» было опасно. Но разве не наступило уже время назвать те «события» своими словами — восстание», — пишет Ермуканов.

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×