Менталитет должен основываться на национализме — мажилисмен
Депутат от партии «Ак Жол» предлагает формировать новый образ казахов.
Вместо памятников батырам жители Павлодара потребовали канализационную систему, какое отношение имеет традиция «Семь лепешек» к исламу и зачем русские родители устроили ребенку «перерезание пут» — редакция Total.kz предлагает прямой перевод публикаций из казахоязычных СМИ и пабликов в соцсетях.
В Павлодаре возмутились памятником батырам
Вместо памятников местные жители потребовали построить им канализационную систему, пишет сайт Adyrna.
«Стоимость памятника батырам Жасыбаю и Олжабаю, которые планируют установить в селе Баянаул Павлодарской области, оценивается более чем в один миллиард тенге. Тратить такие деньги на памятник нет необходимости. Думаем, что его можно поставить и за меньшую сумму», — считает председатель местного совета ветеранов Тилейгали Мусин.
Председатель фермерского союза Баянаульского района Орал Сартаев говорит, что эти средства лучше направить на решение социальных вопросов. К примеру, строительство канализационной системы. По его словам, из-за каменистой почвы все отходы идут в озеро Баянаул. И если это будет продолжаться, через 15-20 лет в озере будет невозможно купаться.
Местные власти объясняют, что из 1 миллиарда 51 миллионов тенге, 560 миллионов — деньги спонсоров. По их словам, это не так дорого. Акимат района также планирует снять стелу на въезде в Баянаул и установить новую. Но местные жители и здесь не согласны с властью. В свое время братья-батыры Жасыбай и Олжабай проявили себя в боях на берегу озера Жасыбай, в честь последнего назван курорт в Баянауле, напоминается в материале.
«Жеті шелпек» не имеет отношения к исламу
Казахская традиция печь семь лепешек по пятницам в последнее время часто вызывает споры, некоторые считают, что она чужда мусульманам и называют это идолопоклонничеством, пишет портал Stan.
По мнению исследователя Зиры Наурызбаевой, этот обряд уходит корнями в домусульманский период казахской истории. По ее словам, лепешки пекли, чтобы живые люди угощалась едой, а души покойных подкреплялись запахом. Обряд этот по своему происхождению не арабский.
«Суть обряда в том, что души покойных получают от потомков не просто «питание», но и поддержку благодаря молитвам, которые они обращают к Всевышнему. Положенные друг на друга семь круглых лепешек символизируют семь слоев неба или семь небес, о которых упоминается и в Коране, Аллах — «Господь семи небес». Обряд уже давно получил переосмысление в мусульманском духе. Это выражается в словах «Бисмилля», в чтении суры Корана, в просьбе к Аллаху быть милостивым к поминаемым», — заявила она.
Этнограф Талгат Омар также говорит о поверье, в котором духи питаются лепешками. Это ритуал, который иногда проводят, когда человек о чем-то забывает или не хочет, чтобы произошло что-то опасное, также если снятся дурные сны или когда во сне приходят духи покойных предков.
«Это традиция, оставшаяся от тенгрианства. Духи не имеют ничего общего с верой и религией. Тенгрианство основано на космической энергии, а ислам — на Коране», — говорит он.
По словам теолога Руслана Мамытова эта традиция существует около 200 лет. И она не имеет ничего общего с исламом.
«Сегодня многие страны, в том числе Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан, перепутали свои национальные традиции и шариат. Многие принимают это за ислам», — считает он.
По мнению имама Наурыза Убаева мусульманам не стоит отказываться от этого обряда.
«Это не противоречит шариату. Хлеб всегда был священной пищей, и число семь для казахов священное, хотя в исламе числа не считаются священными», — заключил он.
В русской семье провели обряд «перерезание пут»
В сети распространилось видео, на котором казахский обряд «тұсау кесу» провели ребенку в русской семье, передает Skifnews.
«Многие пользователи умилились тому, что родители — представители русской национальности — провели этот обряд, следуя казахской традиции. Ребенок сделал свои первые шаги и выбрал ключи от машины, наверное, у них будет много автомобилей, предположили они, согласно обряду. Казахстанцы были также приятно удивлены тем, что представители других национальностей проявляют уважение к казахским традициям», — отмечается в заметке.
Новый образ нации должен формироваться на национализме
Депутат от партии «Ак Жол» Казбек Иса рассказал о формировании нового образа нации на заседании комитета мажилиса по социально-культурным вопросам.
«Национальный менталитет — это душа нации. Четыре года назад, когда был опубликован материал Елбасы «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», я писал в статье «Ұлтыңды сүюге рұқсат берілген құжат» в газете «Қазақ үні», что теперь у нас есть документ, который разрешает любить нацию. Национальный код, о котором идет речь в этой программе, — это наш национальный образ. Основа модернизации — формирование нового образа нации. Духовность и национальная культура — вот, что формирует образ нации, определяет его бытие. Литература и искусство, наука и образование. И самое главное, на что мы должны обращать внимание, — это наша культура.
Как говорил Мухтар Ауэзов в свое время, в формировании нации очень важное значение имеет воспитание, которое основано на знании родного языка. Сейчас нашему национальному менталитету угрожает очень многое: прикрываясь правами женщин, пропагандируются чуждые нам понятия, они выходят на шествия в Алматы, устраивают провокации в Шымкенте. Поэтому нужно взять в руки национальную идеологию, которая позволит сформировать национальный менталитет, способный защищать национальные интересы. Новый национальный менталитет, образ должен основываться на национализме», — говорится в его докладе.