Надо провести в парламент закон об аменгерстве — Толен Рамазанулы
По мнению журналиста, аменгерство в Казахстане нужно закрепить законодательно.
Что рассказала дочь поэта Мукагали Макатаева об отце, почему учебник английского противоречит национальным ценностям и как сделать казахский языком власти и достатка — редакция Total.kz предлагает прямой перевод публикаций из казахоязычных СМИ и пабликов в соцсетях.
«Учебники английского чужды казахским ценностям»
Депутат мажилиса Макпал Тажмагамбетова считает, что учебники английского языка для 1–5 классов, содержат иллюстрации и тексты, пропагандирующие западную идеологию, сообщает портал Stan.
По ее мнению, любой учебник для детей должен быть разработан с учетом национальной идеологии и не противоречить традиционному казахскому воспитанию.
«В учебнике для второго класса православные праздники Пасха и Масленица указаны как национальные традиции. Можно понять, что они вошли в число праздников, которые отмечают казахстанцы. Почему казахские традиции и обычаи, такие как «шілдехана» (праздник в честь новорожденного) и «баланы қырқынан шығару» («сороковины») стоят в одном ряду с религиозными праздниками?» — вопрошает депутат.
По ее словам, нужно пересмотреть учебники английского языка, повысить ответственность за допущенные ошибки, а также в состав разработчиков программы должны входить не только учителя английского языка, но и психологи, этнографы, иллюстраторы, специалисты по казахскому языку, писатели и другие.
«Аменгерство должны поддержать депутаты»
Журналист и активист из Костанайской области Толен Рамазанулы считает, что вдовам, вышедшим по древнему обычаю замуж за родственника мужа, должна оказываться государственная помощь. По его мнению, это спасет казахстанское общество от разводов и сиротства.
«Аменгерство — путь к тому, чтобы у нас как можно меньше детей росло сиротами. Родственники должны быть аменгерами. Потому что ребенок с чужим мужчиной чувствует себя обделенным. Если родственники, старший или младший брат отца становятся вместо отца —это правильнее всего. И этот обычай должно поддерживать правительство. Мы должны всем народом провести в парламент необходимый закон. Если семья последовала этой традиции, и эта многодетная семья не имеет своего жилья, если им дадут жилье, льготы на приобретение автомобиля, особенно если они проживают в ауле, то у нас не будет безотцовщины. И если женщина вышла замуж за своего деверя, другого родственника мужа, государство должно оказать ей материальную помощь. Есть и другой вариант: детей овдовевших женщин обязать оставлять в семье покойного мужа, а женщинам разрешить выходить замуж за другого мужчину. Третий вариант: если вдова выходит замуж повторно, также выдавать жилье этой семье. Разводы стали большой проблемой нашего общества, их нужно запретить», — написал журналист в Facebook.
Мнения пользователей по этому поводу разделились. Одни поддержали автора поста, другие были категорически против.
«Сейчас не древние времена. Женщины могут себя прокормить, и за кого ей выходить замуж, она вправе решать сама. Аменгерство предполагает выдавать замуж женщин против их воли», «Раньше следовали этой традиции, чтобы не отдалять детей от родственников. Не оставлять женщину одну. Есть, конечно, положительные стороны этого обычая», «Женщина может и не хотеть замуж второй раз, никто не может ее заставить», «Если вдова и родственник мужа хотят этого по доброй воле, то можно», «Сейчас нет уже такой традиции, никто не хочет жениться на жене брата и растить его детей», — написали казахстанцы в комментариях.
Напомним, аменгерство — давняя традиция казахов, по которой овдовевшая супруга выходила замуж за одного из братьев своего мужа.
Шолпан Макатаева: Отец не писал выпившим
В интервью Youtube-каналу «New Alash» дочь известного казахского поэта Мукагали Макатаева рассказала, каким он был, пишет интернет-сайт Malim.
Шолпан Макатаева, младшая дочь поэта, филолог, преподает в КазНУ им. аль-Фараби французский язык.
«Сейчас многие говорят и пишут, что отец мог выпить и сесть писать стихи. Но это неправда. Он никогда не писал, когда выпьет. Литература ведь такое искусство, невозможно заниматься таким сложным умственным трудом, употребив алкоголь. Отец писал стихи в своем кабинете, мама всегда в это время говорила нам, чтобы мы не шумели. В это время в его кабинет никто не заходил. Но я была самой младшей, избалованной и могла всегда зайти в его кабинет. Но он меня не ругал, хотя и не отвлекался на меня, не играл в это время со мной. В нашем доме часто бывали знаменитости — друзья отца: Шамши Калдаяков, Токаш Бердияров, Нургиса Тлендиев и другие. Шамши Калдаяков был худощавый, ниже моего отца ростом, двигался очень быстро. Токаш-ага был очень импозантным мужчиной. Отец был очень открытым человеком, очень любил детей», — рассказала она.
«Вся власть и богатства в руках русскоязычных»
Информационый портал Adyrna публикует мнение Бекболата Каржана, который полагает, что большинство казахоязычных соотечественников занимаются «черной» работой.
«Смотришь, на строительных площадках все разнорабочие — одни казахи. Приходят проверять их работу начальники стройки — так называемые «русоказахи», говорят на русском, они не знают казахского. Потому что казахский не работает в важных отраслях. И не только в строительстве, во всех важных государственных сферах. И мы не можем заставить его работать. Получается, всю грязную работу во всех регионах выполняют казахоязычные, а тендеры, гранты — в руках русскоязычных. Русский язык дает больше преимуществ во власти, при зарабатывании денег. Потому что русский язык в Казахстане имеет большое влияние. Все важные документы до сих пор принимаются на русском. И те, кто не знает казахского, не считают, что они, граждане этой страны, должны изучать государственный язык, знать его и использовать в работе и повседневной жизни. Зачем он нужен? Он не приносит большие доходы, его можно использовать только при выполнении грязной работы. Какой вывод напрашивается из этого? Русский язык — чужой для нас язык. И если мы хотим укреплять свой независимость, государственность, мы должны казахский внедрить во все сферы и работать на нем везде. Иначе мы так и не будем развиваться», — убежден автор.