Топ-100 Очередной скандал в детдоме: генпрокурора Асанова просят вмешаться
  • 01 декабря, 10:08
  • Астана
  • Weather icon -3
  • 458,04
  • 500,41
  • 5,17

Очередной скандал в детдоме: генпрокурора Асанова просят вмешаться Эксклюзив

Фото: http://dvesti.kz

Алматинский областной детский дом №1 в микрорайоне «Баганашыл», которым руководит Гульмира Кондыбаева, снова может оказаться в центре скандала. На сей раз коррупционного. 

Напомним, ранее ИА Total.kz писало о возникших разногласиях между волонтерами и новым руководителем Детского дома №1 в Баганашыле – Гульмирой Кондыбаевой. Тогда же в адрес директора прозвучали  обвинения в присвоении неучтенных вещей из числа спонсорской помощи. Позже с нашей редакцией связалась бывшая ночная воспитательница детдома в Уштобе Гульнар Джанысбаева, которая рассказала об опыте общения с руководством учреждения. По ее словам, когда Уштобинским детдомом руководила Гульмира Кондыбаева, «плохих» мальчиков заставляли носить женскую одежду, а дисциплина в группах поддерживалась с помощью дедовщины. В ответ на это директор детского дома заявила, что все приведенные факты не соответствуют действительности, и если склоки против нее не прекратятся, то она обратится в правоохранительные и судебные органы с заявлением о защите чести, достоинства и деловой репутации.  

А на днях на электронную почту редакции пришло письмо (автор, к сожалению, не указан) с просьбой обратить внимание на то, каким образом проводятся государственные закупки в детдоме. Из письма следует, что согласно Правилам приобретения товаров и услуг организациями, осуществляющими функции по защите прав ребенка, организатор конкурса в течение пяти рабочих дней со дня утверждения плана приобретения товаров и услуг должен разместить его на интернет-ресурсе и (или) в периодическом печатном издании, распространяемом на территории соответствующей административной единицы. «Но на интернет-ресурсе www.detdom1.kz заказчика – КГУ «Алматинский областной детский дом №1» ГУ «Управление образования Алматинской области» – план приобретения товаров на 2017 г. не был размещен», – пишет неизвестный автор.

Далее в письме указывается, что в соответствии с этими же правилами организатор конкурса в течение семи календарных дней со дня утверждения конкурсной документации должен проинформировать потенциальных поставщиков путем размещения на интернет-ресурсе и (или) в периодическом печатном издании объявления о предстоящем конкурсе.

«На практике этот срок не был соблюден, – утверждается в сообщении. – Я как потенциальный поставщик каждый день мониторил сайт заказчика. В последний раз 26.05.2017 г. объявление о предстоящем конкурсе не было размещено. Заказчик своевременно не опубликовал объявление, что не позволяет всем потенциальным поставщикам принять участие в закупке, идет лоббирование интересов конкретного поставщика, указанного в протоколе итогов. Непонятно, каким образом поставщик, выбранный заказчиком, узнал о предстоящем конкурсе». К письму, кстати, были приложены копии документов о проведении конкурса по выбору поставщика товаров – мягкого инвентаря.

Поскольку проверить прозрачность проведения закупа редакция не может (не в нашей все-таки это компетенции), мы решили обратить внимание надзорных и контролирующих государственных органов на ситуацию.

Действительно, на сайте детского дома в разделе «Закупки» опубликована информация о проведении конкурса по выбору поставщика товаров мягкого инвентаря.

Из опубликованных документов следует, что Алматинский областной детский дом №1 объявил конкурс по выбору поставщика товаров – мягкого инвентаря (всего – 62 наименования товаров; поясним, под «мягким инвентарем» подразумевается постельное белье, полотенца, одежда и обувь для воспитанников, а также спецформа для обслуживающего персонала  – прим. ИА Total.kz).

Правда, когда появилось объявление – неизвестно, нет даты. Стоит отметить, что согласно приказу №31 от 10 мая 2017 года общая сумма закупок  составляет 29 911 896 тенге, а по конкурсной документации – 32 604 120 тенге.   

Заявку на участие, судя по опубликованным на сайте документам, подала только одна компания – ИП «Dreamcard» (учредитель – Торебай Ардак Туребаевич, 1977 г.р.). Конкурсная комиссия во главе с директором детдома Гульмирой Кондыбаевой пришла к мнению, что документы потенциального поставщика соответствуют всем требования. В итоге ИП было допущено. Позже единственного участника – ИП «Dreamcard» – выбрали победителем, а конкурс, несмотря на отсутствие других возможных потенциальных поставщиков, признали состоявшимся.

Кстати, плана закупок товаров и услуг, как и указывалось в письме, на сайте не оказалось. Опубликован только план по продуктам питания.

Юристы, к которым редакция ИА Total.kz обратилась за комментариями, заявили о явном несоответствии процедуры государственной закупки мягкого инвентаря Алматинским областным детским домом №1 требованиям Закона РК «О государственных закупках» и Правилам приобретения товаров и услуг организациями, осуществляющими функции по защите прав ребенка.

«Да, такие организации в определенных случаях могут выбирать поставщика до подведения итогов конкурса, однако в данном конкретном случае конкурс был признан состоявшимся при том, что был допущен только один  потенциальный поставщик.  А это уже прямое нарушение как Закона РК «О государственных закупках», так и соответствующих правил: если  к участию допущен один потенциальный поставщик, конкурс должен быть признан несостоявшимся. Хотелось бы обратить внимание органов прокуратуры на такую практику при проведении государственных закупок, в частности, на этот конкретный случай», – отмечают эксперты.

Со своей стороны, редакция ИА Total.kz обращается к генеральному прокурору РК Жакипу Асанову и просит провести соответствующую проверку, поскольку налицо нарушение действующего законодательства. Впору говорить о коррупционной составляющей.  

Впрочем, это не единичный случай. В августе 2016 года был проведен конкурс по закупке мягкого инвентаря (всего – 57 наименований товаров). На сумму 30 205 000 тенге должны были закупить обувь и одежду для воспитанников учреждения, постельное белье, матрацы, полотенца, рюкзаки и сумки, а также инвентарь для спортивных игр.

В общем, конкурс был проведен, определены победители. Однако с решением конкурсной комиссии, которую возглавляла Гульмира Кондыбаева, некоторые проигравшие потенциальные поставщики не согласились и направили жалобу в департамент внутреннего государственного аудита по Алматинской области. В частности, в ней указывалось, что ИП «Кубеева» (Кубеева Гуля Кубжасаровна) и ИП «Заман» (Иманбеков Заман Даулетович) необоснованно допущены к участию в конкурсе, что повлияло на итоги.

Госаудиторы при проведении камерального контроля выявили ряд нарушений и пришли к мнению, что, к примеру, заявка одного из поставщиков – ИП «Кубеева» – действительно необоснованно признана соответствующей требованиям конкурсной документации. Кроме того, по 15 лотам госзакупки были проведены на общих основаниях, тогда как должны были приобретаться согласно действующим нормативным актам среди общественных организаций инвалидов.  В итоге по 24 лотам было отменено решение комиссии, а по 15 лотам – закупки признаны недействительными.

Реформы идут, а уровень коррупции не снижается

К слову, по оценке Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), сфера государственных закупок – одна из областей государственного управления, в значительной мере подверженная коррупции.

Татьяна Зинович, и.о. директора Центра исследования правовой политики (LPRC):

– То, что сфера государственных закупок подвержена сильной коррупции в Казахстане, отмечают не только эксперты ОЭСР, но и руководители Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции. Правовая база и институциональная основа государственных закупок в Казахстане постоянно совершенствуются, однако мы видим, что реформы идут, а уровень коррупции при проведении госзакупок не снижается. Эксперты ОЭСР отмечают, что казахстанский закон о государственных закупках содержит слишком много исключений из общего правила проведения закупок через единого оператора способом электронного конкурса. Из сферы действия закона исключены национальные холдинги и национальные компании и аффилированные с ними юридические лица. Есть определенные сложности с обеспечением прозрачности государственных закупок, доступом к информации о планах государственных закупок и соблюдением процедур – сроки, обжалование результатов закупок и т.д. Эти и другие рекомендации ОЭСР по реформированию системы государственных закупок адресованы Казахстану и должны быть реализованы в ближайшее время.

Детский дом территориально находится в Алматы, но является подведомственным учреждением областного управления образования. На официальном сайте управления образования Алматинской области сообщается, что в детском доме воспитываются 174 ребенка: 44 из них – сироты, 130 – оставшиеся без попечения родителей.

Состав попечительского совета Алматинского областного детского дома №1:

К слову, наша редакция пыталась связаться с директором детского дома госпожой Кондыбаевой. Но застать ее на рабочем месте не удалось. Поэтому если у Гульмиры Сансызбаевны возникнет желание прокомментировать ситуацию, то мы готовы опубликовать ее видение.

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×