Продукты мараловодства – природный источник здоровья Эксклюзив
Корреспондент Total.kz изучил вопрос производства чудесного источника силы и здоровья поближе
В последнее время все больший спрос на рынке пользуются так называемые биологически активные добавки (БАДы). Зайдите в любую аптеку, и в подтверждение моих слов вам в глаза бросятся сотни, если не тысячи наименований и марок препаратов, относящихся именно к БАДам, не говоря уже о мощных разветвлениях представителей «прямых продаж», чьи товары, минуя полки и витрины, попадают в руки покупателей напрямую. Кстати, вся эта продукция отнюдь не из дешевых и представлена в основном иностранными производителями.
Их объемы продаж только на рынке РК исчисляются миллионами долларов США. Но почему в этом ряду практически отсутствует отечественный производитель? Или природа Казахстана настолько бедна, что не может обеспечить его надлежащим качественным сырьем, или есть еще какие-то причины? В этом и попытался разобраться корреспондент ИА Total.kz, побывав в уникальном биосферном заповеднике Казахстана Катон-Карагае и встретившийся с отечественным предпринимателем из Усть-Каменогорска Ринатом Халиковым, создателем необычного интернет-магазина.
Катон-Карагайский национальный парк не только уникальный природный заповедник, по ряду причин это еще и исключительная биосферная зона с особым статусом, что был присвоен ей в 2001 году решением ЮНЕСКО. Помимо богатейшего растительного мира, сохранившегося здесь практически в первозданной чистоте, в этой области всегда находился один из самых крупных ареалов обитания благородного оленя – марала. Его неокостеневшие молодые рога – панты являются уникальным сырьем для производства различных средств, известных человечеству уже сотни, если не тысячи лет.
На территории парка действуют несколько мараловодческих хозяйств. Есть и лечебные санатории, в чьи услуги входит именно предоставление оздоровительных процедур (пантовые ванны) и применение продуктов мараловодства. Причем почти все хозяйства имеют свое небольшое производство, рекламу продукции которого можно встретить от местных газет до баннеров на пароме через Бухтарминское водохранилище, и в рекламных буклетах гостиниц. Да и в самих поселках есть рынки, где можно купить так называемый пантокрин – настойку на пантах оленя буквально на розлив, из бочки, в киоске в бутылках из-под водки. Но вот дальше этого региона продукция практически не попадает.
В аптеках Алматы я местных производителей почти не встречал, разве что российские. И вот только два месяца назад в одной из социальных сетей мне на глаза стали попадаться объявления о работе магазина, представляющего на рынке именно нашу, казахстанскую продукцию. Это и стало поводом для беседы с его основателем Ринатом Халиковым.
- Ринат, как вам пришла идея открыть интернет-магазин продуктов мараловодства?
- Ни для кого не секрет, что практически все мараловодство Казахстана представлено только Восточно-Казахстанской областью. В зоне так называемой «Золотой чаши», в районе горы Белуха, природные условия уникальны, это и кормовая база, и климат – все способствует разведению маралов. Продукт по своей сути эксклюзивный. Я, будучи активным пользователем интернета, естественно, видел, что эта ниша еще никем не заполнена, свободна. Так, собственно, дело и родилось. Наш народ активно покупает продукты для оздоровления, лечебную косметику иностранных производителей - модные, дорогие бренды, и никто не задумывался, что в том же пантокрине присутствует вся линейка этих веществ, которые представлены в разных прпаратах по отдельности. Так что мой проект носит еще и социальный характер, патриотичный - оздоровление нации своим же национальным продуктом.
- Действительно, мы много говорим о здоровье нации, о поддержке отечественного производителя, но это часто просто слова, на деле с какими трудностями вам пришлось столкнуться?
- Что касается продвижения, особых сложностей не было. В интернете я довольно известная личность, мне это помогло, есть доверие ко мне как человеку. Правда, пока это только фейсбук, дальше еще дело не зашло. Сложнее с самими производителями, понятие маркетинга напрочь отсутствует. Если вы заметили, то и упаковка продукции и оформление хромают, на дворе XXI век, а все это словно из 90-х годов. В отличие от западных коллег мы так и не научились еще показывать товар лицом.
- Перед запуском своего магазина вы изучали производителей, как отбирали продукцию, представленную вами?
- У нас довольно много мараловодческих хозяйств, правда, тех, кто перерабатывает свою продукцию, гораздо меньше. В основном все продают сырье, его активно закупают Россия, Китай, и очень много увозят в Южную Корею. На внутренний рынок Казахстана ориентирования практически нет. Тут важную роль играет малая осведомленность нашего населения о продукции. Пред открытием магазина я в течение года изучал хозяйства, встречался с их руководителями, и на сегодняшний момент у меня представлена продукция двух брендов. Помимо них, есть еще порядка двух-трех хозяйств, кто именно производит продукцию, а не поставляет на рынок сырье.
- Касаясь вопросов производства: оно все находится в частных руках?
- После распада СССР все колхозы, мараловодческие хозяйства были приватизированы, и сейчас участия государства в этой отрасли нет вообще. До этого года мараловодство как отрасль государством субсидировалась, но, непонятно по каким причинам, с этого года все прекратилось. В мире много где производят панты, но лучшие в силу природных условий у нас. Мне непонятно, почему государство не поддерживает отрасль, ведь это в чистом виде валюта, если не говорить уже об оздоровлении нации. На сегодняшний день, кто бы что ни говорил, но факт прискорбный – поголовье маралов у нас сокращается по той даже простой причине, что очень трудно заготавливать корма. Ареал обитания марала от 1200 до 1500 метров над уровнем моря.
Погода в наших краях непредсказуема, и получается, что в хозяйстве примерно на 1000 голов для прокорма одного марала надо скосить сена с четырех гектаров земли примерно плюс летние пастбища. А бывает, что сено скосить успевают, но убрать и просушить нет - все сгнивает. В принципе можно кормить и комбикормом, для Катон-Карагайского парка и его биосферы это не страшно, панты не утратят своей силы. Но при нынешних ценах на корма и трудностях с логистикой, все-таки все хозяйства расположены в горах, это очень дорого. Плюс падение мировой цены на панты как сырье, и это нерентабельно. Со стороны может казаться, что мараловодство – богатая отрасль, но это, к сожалению, не так.
- Кто же занимается мараловодством, если оно сопряжено со столькими трудностями?
- Чаще всего это потомственные мараловоды. Они действительно болеют за свое дело. Не скажу, что на голом энтузиазме, с голоду никто не умирает, но если бы было внимание со стороны государства или частных инвесторов, то отрасль можно было бы развить, создать целый кластер услуг – экотуризм, фармакология, производство БАДов, да много еще чего, но пока нет внимания. А люди что, люди работают.
- А поддержка государства самому государству была бы выгодна?
- У меня сейчас нет статистических сведений, сколько было поступлений в золотовалютный фонд при СССР от продажи только пантов как сырца за рубеж, но это были солидные поступления. Отрасль абсолютно рентабельна, раньше ведь было все централизовано, были колхозы, совхозы - решали проблемы с кормами. Хозяйства помогали друг другу в случаях форс-мажора, а сейчас каждый выживает в одиночку.
- Что мешает мараловодам брать кредиты на развитие производства?
- Ну с кредитной политикой банков вы, наверное, знакомы? В той стороне залоговое имущество ничего не стоит, а под самих животных ни один банк кредит не выдаст. Здесь выход только один – государственные кредиты по специальной программе, от чего само государство бы в итоге и выиграло. Ведь для поддержки мараловода внутри страны нужна наша валюта – тенге, а вот от продаж можно уже получать и валютный приток.
- Вы сейчас говорите о продаже сырья, но ведь свое производство выгодней?
- Не все мараловоды так считают. Я знаю многих, кто сразу после срезки обрабатывает панты и именно так продает в Россию и Китай. Свое производство открывать они не хотят, но готовы продавать свое сырье своим же производителям. Повторюсь: люди болеют за свое дело, и было бы приятней, если бы производимое ими оставалось внутри страны, для своих же земляков.
- Вернемся к продуктам мораловодства, каков спектр действия таких добавок?
- Сейчас легче сказать, от чего они не помогают. Пантокрин, скажем, нельзя потреблять тем, у кого есть новообразования (рак). Как мощный стимулятор, препарат может привести к увеличению и росту этих образований. Но это строго индивидуально, и при некоторых случаях, если лечащий врач разрешит, можно принимать даже таким больным. Нельзя беременным в период лактации и тем, у кого аллергия. В остальном можно всем. Пантокрин - это уникальный, не побоюсь этого слова, продукт, содержащий в себе, помимо энергии этих заповедных мест, всю необходимую человеку линейку полезных веществ и аминокислот. Он полностью оздоравливает организм человека. Бытует мнение, что пантокрин - усилитель потенции. Это так, но это, можно сказать, «побочный эффект». Ведь репродуктивная функция - индикатор здоровья всего организма.
- Ринат, а какие вы сейчас себе ставите планы и задачи?
- Пока я только выступаю в роли продавца, посредника, но моя основная задача - это популяризация отечественного уникального продукта для казахстанцев. Просто рассказать, что такой продукт существует. А в дальнейшем, когда возрастет спрос, уже можно будет думать о развитии производства, об инвесторах.
- А насколько защищена продукция от подделок? Вот в Катон-Карагае можно взять пантокрин буквально на улице, в бутылке из-под водки. Это опасно?
- В тех местах, что вы говорите, действительно продают на розлив настоящий пантокрин, это дешевле, чем подделывать. Но не надо забывать, что это сырая кровь, и, следовательно, две очень опасные болезни – туберкулез и бруцеллез, передаваемые с кровью, могут в ней присутствовать. Одно больное животное может послужить смертельной опасностью для всех потребителей такого продукта. В других районах я бы вообще не рисковал покупать такие продукты, там уже могут выдавать за них что угодно.
За свой магазин я отвечаю головой. У меня только проверенные производители, качество которых я контролирую, и, конечно, сама продукция проходит уникальную трехдневную обработку, пастеризацию. Кипятить его нельзя, и поэтому в специальных аппаратах он обрабатывается по трое суток, пастеризуется, в итоге все возможные инфекции убиваются, но сохраняются полезные свойства. Не говоря уже о том, что при производстве действует лаборатория, и все проходит строгий контроль.
Вот такая беседа получилась у меня с нашим отечественным предпринимателем. В тех местах я бывал не раз, и действительно природа словно сама заряжает тебя энергией и легкостью. Вдоль дороги, ведущей в горы к Рахмановским ключам, нет-нет да и увидишь статую марала и санаторий, рекламирующий услуги пантолечения. К сожалению, на сами мараловые хозяйства в этот раз мне попасть не удалось, но надеюсь, что это не последний мой визит в ту область. Что касается качества продукции, то испытано, как говорится, на собственной шкуре. И возникает чувство непонимания, что такой прекрасный продукт не находит применения в собственной стране.
Ведь полки в аптеках, забитые иностранными БАДами, красноречиво говорят о востребованности этой продукции на рынке. Но, видимо, нам больше важно благополучие растениеводов Альп или бассейна реки Амазонки (в лучшем случае, а не химических королей развитых стран), чем собственный производитель. Ведь энтузиазм, как и все в этом мире, заканчивается, и тогда уже никакой пантокрин не поможет возродить загубленное с нуля. Да и не будет его уже, местного, придется покупать в России или Китае.
Автор: Сергей Алексеёнок