Топ-100 В Казахстане выросло поколение, не умеющее жить без гаджетов – эксперт
  • 26 апреля, 09:18
  • Астана
  • Weather icon +6
  • 444,22
  • 476,38
  • 4,82

В Казахстане выросло поколение, не умеющее жить без гаджетов – эксперт

Фото: Харвест

Молодым людям легче общаться между собой в сети.

Редакция Total.kz продолжает цикл публикаций о насилии в отношении детей. Детский психолог Татьяна Остапенко рассказывает, как взаимодействовать с подростками.

Кто же такие подростки?

«Давайте для начала определим границы, кого же считать подростком. Это те дети, кому от 13 до 17 лет. Подростки – потерянное поколение, которое пытается выжить между теми детьми, уже родившимися с гаджетами, и между взрослыми, у которых в детстве гаджетов не было.  Подростковый период – это, когда человек ищет такого же, как он. Как правило, в семье подростки не находят единомышленников, и тогда они уходят в сеть, потому что там можно быть кем угодно. Этакий легкий доступ к уважению – в виртуальности я могу представиться, кем хочу. В реальной жизни надо чему-то соответствовать. В реальности требования родителей могут быть такими высокими, что подростки не могут до них даже допрыгнуть. А быть все время ущербным, это очень тяжело», – говорит эксперт.

Остапенко отметила, что разобщенность в семьях также влияет на детей.  Психолог предупреждает, что в современном Казахстане выросло поколение, которое не имеет опыта дворовых игр.

«Даже, если сейчас они выйдут на улицу, то они будут играть в онлайн-игры. Они умудряются рядом друг с другом играть по сети. Это компенсаторная ситуация. Когда не дают общаться в реальности, то дети ищут общение в других местах. Таким место стали социальные сети», – считает Остапенко.

«Группы смерти»

«Те же «группы смерти» выступают компенсациями за дефицит внимания. В этих группах подростков ловят на «слабо», на адреналине. Там же про риск, который позволяет подросткам чувствовать себя живыми.  Сейчас риск запрещен. В 90-х родители были заняты выживанием, и им было не до психологии и воспитания. Для детей было нормой играть в казаки-разбойники, прыгать через тарзанку, лазать по крышам гаражей. Была возможность, где-то этот адреналин выпустить. Сейчас адреналина нет, взять его негде. Компьютерные игры дают адреналин на время, затем возникает потребность пройти больше, достичь чего-то. На этом и построены «группы смерти». Им говорят: «Никто не смог, а ты можешь. Папа в тебя не верит, мама не верит, в классе считают круглым идиотом, а я знаю, ты можешь». Ради признания ребенок пойдет на все. Из этой же серии увлечение «лазить по крышам», – отмечает психолог.

Новый супергерой?

«Одиночество воспринимается детьми по-разному. Оно появляется, когда нет эмоционального контакта между ребенком и родителями. Отсюда вытекает потребность доказать что-либо кому-либо. Иногда такой человек может взять в руки оружие, чтобы доказать свою правоту», – говорит Остапенко.  

По словам специалиста, у подростков одним из культовых персонажей стал норвежский националист Андерс Брейвик, растрелявший 92 человека.

«Почему он? Родителям было не до него, людям было не до него. Ему все говорили, что он не такой. Он никому не был нужен, пока не взял оружие и не совершил преступление. Теперь же подростки читают его биографию, многие хотят быть на него похожими, потому что он смог выйти за рамки. Для людей с трудностями социальной адаптации он может стать примером.  Он сам, сидя в тюрьме, изучает юриспруденцию и помогает таким людям. Нужно очень сильно до предела «придавить» личность, чтобы пойти на преступление против человечества. Кто много кричит, размахивает руками никогда не пойдет на убийство. А вот те, кто «молчат», те идут и берутся за оружие. К примеру, как было в Керчи или в Вирджинии», – продолжает она.

Травля и издевательства

По словам психолога, большинство инцидентов в школах происходят с молчаливого попустительства большинства.

«Есть жертва в группе, есть тиран, который мучает жертву, и внешние наблюдатели. Если последние не останавливают насмешки в самом начале, они соучастники травли.  Сейчас это стало выноситься на обсуждение. Если в школе, детском саду появляется тиран, действия которого осуждает все, то такой тиран перестанет мучить кого-либо», – говорит Остапенко.

Психолог уверена, что травлю надо останавливать в самом начале.

«Мальчишки, играя в войнушку, знают, что сейчас одна сторона «проиграет и умрет», а затем они поменяются местами. И тому и другому нравится этот процесс. Когда это травля, одна сторона не может остановить ее, потому что другая сторона не соглашается. Это первый критерий для родителей», – советует Татьяна Остапенко.

Психолог рекомендует, менять класс и школу, если идет целенаправленная травля, а педагоги не реагируют. Иначе дети быстро поймут, что над этим ребенком можно безнаказанно издеваться.

Как не стать хулиганом

«Как мальчик научится защищать свою семью, если не будет драться? Во-первых, их надо отправлять в секции. Во-вторых, нужны правила, которые будут соблюдаться. Тогда ребенок научится контролировать свои эмоции, направляя их в социально-одобряемое русло», – говорит Осипенко.

Кроме того, по мнению специалиста, дети сегодня столкнулись с дефицитом внимания.

«Как правило, многие подростки являются единственными детьми в семьях. И когда таких «самых-самых» в классе набирается 25-30 человек, то есть два варианта «выделиться». Либо быть послушным, либо выбиваться из правил. У детей есть потребность получать стопроцентное внимание – это подобно воде для растений. Если внимания нет, то ребенок будет провоцировать других людей на негативные реакции, чтобы знать, что его видят. Здесь нужно менять ракурс, нужно найти, как этому ребенку можно выделиться. К примеру, позволить только ему носить журнал. Если он бегает по коридорам, то сделать ответственным за детей на переменах», – говорит Татьяна Осипенко.

Дети и обязанности

Слова «обязанность» и «долг» вызывают у подростков протест. Взрослым следует поменять свою точку зрения, доверить ребенку «дело» и не поправлять его, уверена детский психолог.

«Забыл вынести мусор, значит, будем нюхать эти «ароматы». Забыл купить хлеба, будем сидеть голодными. Таким образом, в детях будет воспитываться ответственность за семью, которая без него не сможет существовать. «Пружина» в детях сжимается, пока не лопается. Необходимо учить детей дыхательным практикам, научить расслаблять «пружину». Беда в том, что не все родители это знают и умеют. Дети действуют по образу и подобию своей семьи. Что они видят внутри, то и несут на улицу», – резюмирует Татьяна Осипенко.

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×