Топ-100 «НҰРЛЫ ЖОЛ» – МУЛЬТИПЛИКАТИВНЫЙ ЭФФЕКТ НА ЭКОНОМИКУ СТРАНЫ
  • 25 апреля, 14:35
  • Астана
  • Weather icon +9
  • 443,85
  • 474,3
  • 4,8

«НҰРЛЫ ЖОЛ» – МУЛЬТИПЛИКАТИВНЫЙ ЭФФЕКТ НА ЭКОНОМИКУ СТРАНЫ

Фото: inform.kz

Отличительная особенность сегодняшней экономической конъюнктуры – это снижение темпов мирового экономического роста и отсутствие факторов, говорящих о его возобновлении, в среднесрочной перспективе. Особенно выделяется на данном фоне сжатие объемов мировой торговли, сообщает сайт ortcom.kz. Так, если с 1990 года средние темпы роста мировой торговли составляли 5,3%, то в последние годы наблюдается стабильная динамика данного показателя на уровне 2,1%-2,3%. Важно отметить, что ранее она росла, как правило, темпами, опережающими экономический рост, что было важным показателем. Именно торговля делала рост мировой экономики качественным за счет оптимизации производственных издержек в рамках усиления эффекта глобализации.

В результате утери такой поддержки изменилось и функционирование мировой финансовой системы, которое вылилось в сжатие агрегатов денежного рынка, наблюдаемое с 2008 года и продолжающееся по сей день. Несмотря на программы пополнения финансовых рынков дополнительной ликвидностью (ликвидность – показатель скорости обращения товаров на рынке), они оказывали только косвенный эффект через рост цен на биржевые товары. Реальная экономика их не воспринимала, поскольку не видела ниш для эффективных вложений. Более того, эффект искусственной накачки денежной массы имел временный характер, что и выразилось в очередном снижении уровня ликвидности, особенно в развивающихся странах. Зависимость Казахстана от экспорта своих товаров не сказалась отрицательно на валовом внутреннем продукте страны, но, с точки зрения денежных индикаторов, бюджетные возможности государства сократились.

В этих условиях сжатие внутреннего спроса – это вопрос времени. Государственная программа «Нұрлы жол», инициированная Главой государства Нурсултаном Назарбаевым, в текущих условиях фактически выполняет двойную задачу – она не только стабилизирует ситуацию, но и создает основу для экономического роста.

Такие направления госпрограммы, как модернизация инфраструктуры ЖКХ и сетей водотеплоснабжения, вложения в социальную инфраструктуру компенсируют снижающийся спрос, тем самым выполняя стабилизирующую функцию. Их влияние связано с прямым воздействием на краткосрочные экономические тенденции и косвенным – на долгосрочные. Проще говоря, один раз потратив, мы не получаем синергию в размере первоначальных инвестиций на среднесрочный период, поскольку требуется конвертация получаемых доходов в инвестиции, в новые рентабельные проекты.

До кризисных явлений 2000-х годов мировая экономика в условиях роста позволяла абсорбировать рост государственных расходов в расширение производственных факторов, способствовать созданию условий для очередного повышения эффективности всей экономики. Сейчас ситуация изменилась. Вопрос! Каким образом можно увеличить пользу от государственных расходов в текущих условиях? Теоретически ответ прост – требуются условия, при которых вложенные ресурсы максимально возможный период времени будут обращаться в реальном секторе экономики. Текущая ситуация показывает, что с наличием таких факторов, как недостаточный уровень монетизации и отток капиталов с развивающихся финансовых рынков в пользу развитых, невозможно добиться весомого результата, не принимая дополнительных мер.

В теории план мероприятий для достижения поставленных задач подразумевает создание условий для расширения мультипликативного эффекта. Например, чем больше участников в государственной программе будет задействовано, тем, соответственно, выше доля оплаты труда в общей сумме первоначальных инвестиций. Это предполагает активное привлечение субъектов малого и среднего бизнеса. Конечный эффект данных мероприятий – это максимизация первоначальных инвестиций в рост дополнительного потребления в последствии.

Тем не менее, более важной остается роль финансового сектора. Сфера банкинга в Казахстане перегружена проблемными долгами. Хотя по состоянию на 1 июля 2015 года их доля в кредитных портфелях банков второго уровня составила всего 9,98%, следует обратить внимание на их распределение в разрезе секторов экономики и заемщиков, которые в них работают. Ресурсы, выделяемые в рамках государственных программ, активно абсорбируются самим банковским сектором, в чем он сильно заинтересован в виду собственных проблем. Кроме того, он практически не создает существенных новых дополнительных потоков кредитов, тем самым, в конечном итоге, увеличивая отток денежных средств из реального сектора.

В частности, часто подобный вопрос возникает в сельском хозяйстве Казахстана. Так, в прошлом году жесткие графики возврата кредитных средств в течение короткого времени привели к неконтролируемому росту цен на аграрную продукцию. При этом, объективных факторов для ведения подобной ценовой политики не было – на внешних рынках такая динамика не наблюдалась.

Предпринятые государством меры поддержки сельхозтоваропроизводителей позволили сгладить ситуацию. Эта практика доказала, что государство должно принимать участие в управлении процессом освоения ресурсов, не допуская как колебаний рынка, так и непредсказуемых действий его участников.

Мероприятия, которые могут нивелировать негативную роль банковского сектора предполагают ограничения по всей цепочке исполнения заказа на проведение расходов только по целевому назначению. В первую очередь, в списке участников программы следует сделать упор на предпринимателей, не имеющих просроченных либо реструктуризированных долгов в коммерческих банках. Кроме того, банки должны взять на себя обязательство не списывать ресурсы поддержки в счет действующей кредитной задолженности предпринимателей.

Что касается развивающей задачи президентской программы «Нұрлы жол», а именно инвестиций в инфраструктуру, то здесь следует поближе присмотреться к потенциалу китайской инициативы «Экономический пояс Шелкового пути».

Загрузка данного транзитного коридора создает условия для компенсации затрат на строительство и эксплуатацию за счет транзитных издержек. Фактически речь идет о «якорном» арендаторе в лице китайских компаний.

Когда этот проект заработает на полную мощность, перед Казахстаном откроются новые возможности не только для привлечения грузопотоков, но и для расширения собственного экспортного потенциала.

Особенно это актуально в условиях, когда экономический рост более не связан с наличием доступа к морю. Отныне наша страна имеет объективные шансы на становление в качестве одного из центров мировой экономики.



Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×