Скелеты ЕНПФ: казахстанцам не гарантируют возврата пенсионных денег из банков
В Алматы прошла экспертная дискуссионная встреча «Пенсионная система Казахстана. Есть ли «скелеты» в шкафу?». Представители Нацбанка РК, ЕНПФ и экспертного сообщества Казахстана пытались ответить на вопросы: насколько сохранны деньги будущих пенсионеров и каким образом инвестировать эти средства, чтобы реальная доходность пенсионных накоплений казахстанцев была положительной?
Официальная статистика в выступлениях представителей Нацбанка и ЕНПФ показала, что ситуация с уровнем доходности инвестируемых средств обстоит не лучшим образом.
Как сообщила зампредправления АО ЕНПФ Сауле Егеубаева, по прогнозам фонда, в 2017 году инвестдоходность накоплений казахстанцев с учетом инфляции ожидается на уровне минус 1%, в 2018-2019 годах – 0%, в 2020-2021-м – 1%.
Если говорить о цифрах в абсолютном выражении, то, по данным Сауле Егеубаевой, самая крупная группа среди плательщиков пенсионных отчислений в РК – это граждане с доходом от 73 тыс. до 146 тыс. тенге. Их пенсия в 2042 году, когда закончатся солидарные выплаты от государства и останется только накопительная часть, составит в среднем 53 486 тенге для женщин и 56 568 тенге для мужчин. В целом, это то будущее, которое ждет в старости нынешний казахстанский средний класс.
Во многом такая ситуация объясняется структурой инвестирования, когда более 40% пенсионных денег вложены в государственные ценные бумаги, надежные, но с невысокой доходностью, а около 30% средств ЕНПФ (1,8 трлн тенге) находятся на счетах БВУ в виде депозитов.
Впрочем, как справедливо заметила зампред ЕНПФ, и с ней согласились многие эксперты, размер и сохранность пенсий зависят не только от пенсионной системы, ЕНПФ и Нацбанка, но и от общего экономического уровня развития страны, мер соцобеспечения, снижения уровня инфляции в стране и других факторов, в том числе и от добровольных пенсионных отчислений граждан.
Однако и непосредственно к ЕНПФ и Нацбанку у экспертов накопились серьезные вопросы. Главный из них: насколько сохранны деньги вкладчиков ЕНПФ, попавшие на депозиты банков второго уровня?
Как известно, с начала 2016 года отменено требование вкладывать пенсионные деньги на депозиты лишь первой десятки крупнейших банков РК. Право накопления пенсионных вкладов получили все банки РК. В настоящий момент, по данным, которые озвучила глава попечительского совета общественного фонда «Финансовая свобода» Ботагоз Жуманова, в виде депозитов сотни миллиардов тенге пенсионных денег находятся на счетах 21 банка. Недавно Нурсултан Назарбаев сказал, что сектор нуждается в консолидации. То есть 34 банка Казахстану, по мнению властей, не нужно. Возникает вопрос: что будет с деньгами вкладчиков, если у банка отнимут лицензию?
Как оказалось, пенсионные средства, размещенные на депозитах в БВУ, не подпадают под систему гарантирования вкладов в РК. «А это значит, что при ликвидации банка пенсионные вкладчики встанут в четвертую очередь как кредиторы», – говорит Ботагоз Жуманова. И неизвестно, сколько лет придется ждать возмещения и сможет ли фининститут выполнить свои обязательства.
Между тем в стратегии развития Фонда гарантирования вкладов до 2030 года прописано, что фонд может включить в состав гарантированных выплат юрлиц с особым статусом. К ним можно как раз отнести и БВУ с пенсионными деньгами на счетах, уверена Жуманова. Главное, сделать это оперативно.
Эту идею поддерживает и генеральный директор TOO «BRB Invest» Галим Хусаинов. Он привел пример с «Дельта банком», который недавно допустил дефолт по облигациям, и на счетах которого находилась внушительная сумма пенсионных денег. В этом случае Нацбанк вывел средства ЕНПФ из банка и выдал фининституту краткосрочный займ. «Но что будет, если затруднения начнет испытывать более крупный банк? Не буду говорить какой именно, но у него рейтинг ССС («Казкоммерцбанк», - прим. ред.). Это дефолтный рейтинг, но именно в этом банке размещена большая часть пенсионных денег, которые размещены в БВУ. Если бы государство не помогло этому банку вкладчики одномоментно потеряли бы колоссальные деньги», - говорит эксперт.
«На 1 февраля три банка РК нарушили пруденциальные нормативы. Почему ЕНПФ не предпринимает меры по изъятию депозитов, хотя произошел случай, идущий вразрез с инвестиционной декларацией ЕНПФ?», - задала очередной вопрос Ботагоз Жуманова, так кстати и не получив на него ответа со стороны представителей ЕНПФ и Нацбанка.
Нацбанк вообще находится в хронической ловушке конфликта интересов, продолжает Галим Хусаинов. Он должен одновременно защищать банки, как регулятор, и вкладчиков, как реализатор инвестстратегии ЕНПФ. При этом, по его мнению, нынешняя пенсионная система ничем не отличается от солидарной, ведь в любом случае пенсионные отчисления, взимаемые, по сути, в виде налога, возвращаются государству, так как посредством политической воли инвестируются дальше в развитие экономики.
Отдельно стоит коснуться темы инвестирования в ГЦБ. Замдиректора департамента монетарных операций Нацбанка РК Нуржан Турсунханов не без гордости заявил, что Нацбанку наконец удалось договориться с Минфином и тот немного повысил ставку по гособлигациям. «Доходность ГЦБ была ниже инфляции, ниже 8%, но с начала 2017 года мы убедили Минфин, что она должна быть хотя бы 9%, чтобы в долгосрочной перспективе иметь положительную реальную доходность», - говорит г-н Турсунханов.
Эта модель инвестирования - вложение средств в ГЦБ и лоббирование удорожания ставок по ним - концептуально сама по себе неправильная, парирует общественный деятель Петр Своик. «Это разорение бюджета», - уверен он. Как и кредитование экономики под 15% через БВУ с помощью денег из ЕНПФ. «Кредитование под такую ставку – удушение, а не развитие экономики», - говорит Петр Своик.
По его мнению, нужны не экономические манипуляции, а четкая концепция развития пенсионной системы.
С ним согласен и Галим Хусаинов, который считает, что Нацбанку нужно как можно скорее уйти от прямого управления активами ЕНПФ и перейти к регулированию через инвестдекларацию.
В целом, «скелеты» старой пенсионной системы переносятся в новый «недостроенный» шкаф, аффористично выразился г-н Своик. Прежде всего, потому, что пенсионной системой в новом варианте по-прежнему не охвачена огромная часть граждан РК, сами по себе пенсионные отчисления делаются небольшие, плюс не решена проблема с отрицательной инвестдоходностью. Так, глядя на официальную статистику, видно, что в 2016 году ежемесячно отчисления делали лишь 1,4 млн вказахстанцев, и это на почти 9 млн человек экономически активного населения. Что будет, когда огромное число казахстанцев в старости останутся без пенсии или с минимальной пенсией? Участие в решении этого вопроса в большей мере должно лежать на Министерстве труда и соцобеспечения РК, но ситуация с зарплатами «в конвертах», в Казахстане по-прежнему не решена.
И ситуация с теневыми зарплатами в стране будет ухудшаться, если повысить нагрузку на работодателей и работников, повышая отчисления в ЕНПФ, уверен глава центра прикладных исследований «Талап» Рахим Ошакбаев. «Если увеличить нагрузку на фонд оплаты труда (ФОТ, - прим. ред.), то мы опасаемся, что взносы в ЕНПФ уменьшатся еще сильнее», - говорит г-н Ошакбаев, ссылаясь в расчетах на кривую Лаффера, точка нагрузки на ФОТ на которой уже и так смещена от оптимального значения.
Вызывает вопросы и усиленное инвестирование средств ЕНПФ инвалюту на фоне значительного (с 380 до 313 тенге) ослабления американской валюты. Так, по данным Нуржана Турсунханова, в 2016 году 500 млрд тенге было инвестировано в валюту.
Что касается инвестирования Нацбанком средств ЕНПФ в активы иностранных компаний и валюту, то на эти цели в стратегии развития отводится до 30% средств. Однако, эксперты сомневаются в реальной возможности таких действий. Откуда взять такие суммы, если львиная часть пенсионных денег вложена в ГЦБ и в экономику Казахстана через БВУ? И непонятно, почему приняты те или иные решения по инвестированию пенсионных средств?
Например, директор Oil Gas Project Жарас Ахметов интересуется, «почему ЕНПФ на 20% является акционером одного агрохолдинга, который практически банкрот по финансовой отчетности, но об этом почему-то все молчат». А директор Национального бюро экономических исследований Касымхан Капаров спрашивает, выгодно ли было для вкладчиков совместное действие ЕНПФ и «Самрук Казыны», когда они выделили $250 млн. на погашение части внешнего долга компании КТЖ, которая показала отрицательный финансовый результат? Впрочем, как оказалось, со слов представителей ЕНПФ, инвестировать в КТЖ фонд мог, так как при принятии решения учитывается финансовая отчетность компании за три года. То есть инвестировать в перспективные развивающиеся мировые компании, такие как Tesla или Amazon, которые пока не вышли в плюс, нельзя, а в КТЖ, по правилам, можно.
Некоторые эксперты и вкладчики возлагают надежды на участие в управлении пенсионными деньгами частных управляющих компаний. Может быть, они смогут показать более высокую инвестдоходность. Но и тут есть подводные камни. Как напомнил генеральный директор рейтингового агентства «Эксперт РА Казахстан» Адиль Мамажанов, риск-менеджеры частных компаний при принятии решений также абсолютно зависимы от своего руководства. Что делает Нацбанк и ЕНПФ, чтобы нивелировать подобные риски? Как пояснила директор департамента ценных бумаг Нацбанка РК Мария Хаджиева, Нацбанком были сделаны соответствующие предложения, которые сейчас находятся на обсуждении в правительстве РК.
«Есть определенные проблемы, и мы это прекрасно понимаем, при переходе к частным управляющим. Основные проблемы частных управляющих компаний (ЧУК- прим. ред.) ранее были связаны с оценкой финансовых активов, с фактами мошенничества при приобретении активов. Для решения этих проблем нужна активизация фондового рынка и объективная оценка того, что покупается. Есть финансовый институт, который не регулируется Нацбанком, - институт оценщиков. Это лицензируемый вид деятельности, объективность их оценки определяется другими органами и, соответственно, должна приниматься во внимание и регулятором и самой финансовой организацией. Оценка, как это мы себе представляем, будет производиться со стороны ЕНПФ при переходе к частным управляющим. Это будет единая оценка и, соответственно, единое ценообразование на отдельные финиструменты. Чтобы не повторять ошибок прошлой системы. Что касается рейтинговых агентств, на сегодняшний день нет иного механизма оценки финактивов, кроме рейтингов, помимо оценки самой организации, приобретающей финансовый актив», - пояснила Мария Хаджиева.
Резюмируя, можно отметить, что не все вопросы по пенсионной системе нашли ответы к настоящему моменту. Общественный совет при ЕНПФ должен разработать альтернативную концепцию развития пенсионной системы и представить ее к обсуждению, считает глава общественного совета при ЕНПФ Досым Сатпаев.
Елена Брицкая
Смотрите также: