Топ-100 Черное лето для Алматы, или Почему акимат нарушает договоры о ГЧП?
  • 04 мая, 11:43
  • Астана
  • Weather icon +16
  • 444,14
  • 477,05
  • 4,85

Черное лето для Алматы, или Почему акимат нарушает договоры о ГЧП?

По словам экспертов, любое нарушение со стороны государства условий договора ГЧП будет негативно отражаться на экономике в целом. 

В 2020 году аналитики Всемирного банка дали Казахстану 25-е место из возможных 190 в глобальном рейтинге ведения бизнеса Doing Business. Этот рейтинг был неплохой подсказкой иностранным инвесторам, в отрасли промышленности какой страны стоит вкладывать деньги. В рейтинге также указывалось, что в Казахстане наиболее просто и безопасно вести дела в Алматы. Но последние события говорят о том, что это не совсем так: подчиненные акима Ерболата Досаева заложили бомбы сразу под два ключевых направления коммунальной деятельности администрации города. И главное последствие этих летних решений — удар по инвестиционному имиджу страны и уникальность масштабов негативных последствий для экономики Казахстана даже на мировом уровне — об этом открыто говорят эксперты, передает корреспондент Total.kz.

Пока работает — не трожь

Июльское и августовское решения городского акимата угрожают алматинцам скорым мусорным коллапсом и погружением улиц самого крупного мегаполиса страны в кромешную тьму (с возможным откатом к росту уличного криминала).

Что же до замусоренного города, то горожане могли наблюдать в январе прошлого года, во что превращаются дворы Алматы, когда службы по утилизации ТБО не работают всего несколько дней – так было во время Кантара и после него. Сейчас же проблема грозит затянуться на месяцы.

Мусорная история стартовала 17 июля, когда управление экологии и окружающей среды Алматы на заседании общественного совета города сообщило, что планирует расторгнуть договор государственно-частного партнерства (ГЧП) с мусоровывозящей компанией ТОО «АҚ Тәртіп», называя ее монополистом.

Казалось бы, в таком определении есть резон — компания обслуживает 80% территории города, или 52 участка, и на этом основании с ней заключен договор ГЧП на 25 лет, до 2042 года. Причем «Тәртіп» существует на рынке Алматы десятилетия, и может сложиться впечатление, будто ее надо потеснить, чтобы дать возможность конкурентам поучаствовать в борьбе за мусорные доходы. Но старожилы Алматы помнят, с каким скрипом и скандалами деятельность АО «Тәртіп» начиналась, как компания менялась, чтобы втиснуться в рамки повышенных алматинских потребностей. В первую очередь это касается графика вывоза мусора, поскольку дворовые баки ждать не любят, они очень быстро превращаются в эпицентр разрастающейся вонючей свалки.

Кроме того, Антимонопольный комитет еще в 2016 году, отвечая на соответствующий запрос, не счел работы по сбору, вывозу, сортировке и утилизации ТБО монопольной деятельностью. И если уж в Алматы худо-бедно, но удалось наладить работающий как часы механизм вывоза ТБО по устраивающему всех графику, то зачем это ломать под видом пресловутой «демонополизации»?

Да будет тьма!

Договор о ГЧП с «Тәртіп» не единственный, который не дает покоя чиновникам акимата Алматы. В августе стало известно, что городская администрация намерена прекратить партнерские отношения с инвесторами в лице консорциума из ТОО «ABM-Building 2007» и ТОО «Электроремонт». Этот консорциум занимается уличным освещением Алматы. Причем, если, по словам его представителей, количество жалоб от горожан на перебои в работе фонарей с 2019 года, когда началась работа по договору о ГЧП, сократились на 80%, то акимат утверждает, что возросло вдвое. При этом на встречах с акимом Досаеву вопрос о перебоях с уличным освещением задали всего раз — как раз перед конфликтом с консорциумом ТОО «ABM-Building 2007» и ТОО «Электроремонт». До этого, по словам представителей двух компаний, практиковалось «финансовое удушение и выдавливание».

По словам представителей консорциума, ежемесячно выделяемые акиматом средства на обслуживание линий наружного освещения по договору ГЧП покрывают лишь расходы по заявкам жителей через Open Almaty.

«При этом хватает их на 15-17 дней в месяц. Остальное время город ремонтируется за счет инвестора. Тогда как для поддержания бесперебойного состояния уличных светильников необходимо проводить планово-предупредительные работы и текущий ремонт, а на это средств уже не остается», — говорят участники ГЧП.  

Всего, по их расчетам, дополнительно к сумме договора они тратят почти три миллиарда тенге. На эту сумму инвесторы попросили акимат увеличить расходы в договоре ГЧП, предоставив все подтверждающие документы. Им вроде пошли навстречу, но возникла проблема со стороны партнера по ГЧП — государственного коммунального предприятия «Алматы Қала Жарық». Там медлят с подписанием необходимых документов, не спеша избавить государство от задолженности перед инвестором в те самые три миллиарда тенге.

Загадка с этой бюрократической проволочкой разрешилась в марте этого года. Как раз тогда на встрече акима Ерболата Досаева с жителями Алмалинского района и прозвучала жалоба на качество уличного освещения. В ответ было сообщено, что акимат собирается привлечь новые компании по обслуживанию линий наружного освещения города. При этом предлагается разделить город на участки и распределить средства через районные акиматы. Позже решением маслихата Алматы №7 от 21 апреля 2023 года бюджетные средства на освещение улиц города были увеличены на 4,3 миллиарда тенге и составили в целом 7,07 миллиарда тенге. Инвесторы — участники консорциума считают, что эти расходы могут быть завышены.

«По договору ГЧП мы просим увеличить реальные, доказуемые компенсационные затраты на обслуживание линий наружного освещения только до трех миллиардов тенге. В то же время акимат Алматы в случае привлечения новых компаний предлагает увеличить данные расходы в 2 раза — до 6 миллиардов тенге», — приводят цифры они.

Кроме того, по их словам, если работы по обеспечению уличного освещения по разным районам будут разделены между новыми компаниями, то будет нарушено единство всей системы, которая задумывалась и строилась именно такой, без возможности разделения на участки для управления разными компаниями. Впрочем, перспектива погрузить город во тьму меркнет перед финансовым объемом этого рынка — консорциум за четыре года инвестировал в систему освещения Алматы 29 миллиардов тенге. Их должны компенсировать в течение семи лет. Плюс вложил 700 миллионов тенге в качестве подарка города на различные элементы освещения и восстановление программного обеспечения всей сети, без чего фонари попросту не работали бы.

О политике «выжимания соков»

Эксперт в сфере государственно-частного партнерства, председатель Ассоциации независимых экспертов в сфере ГЧП и инвестиций Арман Тлеубаев уверен — любое нарушение со стороны чиновников исполнения условий договора ГЧП можно смело трактовать как то, что это государственно-частное партнерство вскрыло какую-то «проблему».

«Скорее всего, это коррупция. Чиновники привыкли зарабатывать на госзакупках, а ГЧП это не позволяет. Либо госорганы ввиду недофинансирования отрасли вынуждены соглашаться с низким качеством услуг в рамках госзакупок, что отражается на гражданах нашей страны, то есть получателях этих услуг. Как результат, не дают ГЧП-проектам дальнейшей проработки вопроса — причины недофинансирования и поиск решений. Это происходит сейчас в сферах естественной монополии, например, через программу «Тариф в обмен на инвестиции» продвигается программа не создания нового или полной модернизации активов, а дальнейшая политика «выжимания соков» с существующих активов — за счет средств потребителей. А те деньги, которые выделяют из бюджета, идут тем, кто довел эти активы до такого состояния с молчаливого согласия чиновников, которые должны были за этим следить», — подчеркивает Арман Тлеубаев.

Чиновникам, по словам эксперта, легче получить деньги из бюджета — на бюджетные инвестиционные проекты, чем заниматься привлечением денег из внебюджетных фондов (ГЧП). То есть государство само поощряет чиновников заниматься иждивенчеством, констатирует эксперт.

«Довольно редко можно встретить информацию о том, что тот или иной чиновник или контролирующий госорган подает на расторжение договора ГЧП. Привлечение инвестиций является приоритетной задачей любого государства, для этого весь госаппарат должен постоянно работать и заниматься повышением компетенций чиновников, защитой прав существующих инвесторов и создания условий для новых инвестиций. Поэтому любое нарушение со стороны государства условий договора ГЧП будет негативно отражаться на инвестиционных рейтингах, на экономике в целом, и мы, как потребители этих услуг, не сможем удовлетворить свои потребности», — поясняет Арман Тлеубаев.

Похоже, в алматинском акимате никаких компетенций по привлечению инвестиций и соблюдению договоров, о которых говорит эксперт, у чиновников не имеется. Либо сознательно саботируется инвестиционная привлекательность Алматы, а через это и всего Казахстана.

В мировой практике защита ГЧП является важной стратегической задачей государства. Например, в Японии статус органа ГЧП выше — он входит с состав канцелярии премьер-министра. В Великобритании таким национальным органом ГЧП выступает отдел по государственно-частному партнерству. А национальный орган ГЧП Южно-Африканской Республики был создан в 2000 году в значительной степени для того, чтобы препятствовать министерствам давить на них.

К слову, в свое время Владимир Варнавский, профессор Высшей школы экономики, доктор экономических наук, член экспертных советов по ГЧП во многих своих выступлениях и публикациях прямо указывал на важность ГЧП для экономики каждой страны и уникальность каждого факта нарушения работы в рамках ГЧП со стороны государства: «Случаи воспрепятствования работе уже действующим ГЧП единичны в современной мировой практике. Они, помимо прочего, понижают показатели конкретной страны на ее международный инвестиционный рейтинг».

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×