Топ-100 В казахстанских учебниках отсутствует элементарная логика и здравый смысл – эксперт
  • 21 ноября, 13:59
  • Астана
  • Weather icon -5
  • 331
  • 390,32
  • 5,59

В казахстанских учебниках отсутствует элементарная логика и здравый смысл – эксперт

Кандидат педагогических наук Жанна Критарова – о преподавании русского языка и литературы в казахстанских школах с государственным языком обучения.

Проблема содержания отечественных учебников по русскому языку и литературе уже поднималась на Total.kz. Сегодня предлагаем вашему вниманию рецензию кандидата педагогических наук, члена-корреспондента Академии педагогических и социальных наук, автора ряда учебников по русской литературе для национальных школ РФ Жанны Критаровой.

В 2016 году в постсоветском пространстве отмечали важную дату – 25-летие Содружества независимых государств. В основе сотрудничества между странами СНГ лежит открытый диалог по самым разнообразным вопросам экономики, политики, образования. Диалог может состояться при условии взаимопонимания и взаимоуважения, которые призван обеспечить русский язык.

Что сегодня происходит в области образования, в частности, в преподавании русского языка и литературы в Казахстане?

Образовательная система в Казахстане претерпевает те же изменения, что и в других странах. В основе модернизации системы образования лежит государственная программа развития Республики Казахстан на 2011-2020 годы. В ней даются гарантии на использование и изучение гражданами республики русского языка. Утверждается, что число билингвов, свободно владеющих русским и казахским языками, с каждым годом будет увеличиваться. Четко определены позиции русского языка, обеспечивающего доступ к русской и мировой культуре.

Однако реальность не соответствует декларированным идеям. На страницах сайта общественного фонда «Мир Евразии» говорится, что за последнее время количество часов на изучение русского языка и русской литературы сократилось почти в два раза. Высказывается опасение, что с введением новых программ по указанным предметам будет потеряно качество знаний выпускников по русскому языку и литературе.

Обратимся к содержанию типовой учебной программы по русскому языку и литературе (Приказ министра образования и науки Республики Казахстан от 23 ноября 2016 года № 668), которая вводится в действие:

для 5, 7 классов – 01.09.2017;

для 6, 8 классов – 01.09.2018;

для 9, 10 классов – 01.09.2019.

Вопросы вызывает программа по учебному предмету «Русский язык и литература» для 5-9 классов основного среднего образования (с нерусским языком обучения) с обновленным содержанием. Что понимается авторами программы под обновленным содержанием?

Прежде в школе с нерусским языком обучения русский язык и русская литература являлись отдельными предметами, входящими в предметную область «филология». В предлагаемой программе два предмета объединены в один, на который отводится три часа в неделю. Так обычно выстраивается изучение иностранного языка в школе. То есть идет изучение языка как знаковой системы, а знакомство с литературой происходит на уровне биографии писателя и отдельных фрагментов его произведений, зачастую в адаптированном виде. Объединив в себе русский язык и литературу в один предмет, программа тем самым разрушает традиционную методику преподавания данных предметов в иноязычной среде (русский как неродной), переводит русский язык в ранг иностранного, что требует иной методики обучения. Таким образом, речь идет не об обновлении содержания, а об основательном пересмотре, во-первых, целеполагания, во-вторых, непосредственно содержания, в-третьих, планируемых результатов.

Особое опасение вызывает программа по литературе. Классическая русская литература, наполненная гуманизмом, обладающая большим нравственным потенциалом, знакома каждому образованному человеку. Имена Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и др. известны во всем цивилизованном мире. Использовать произведения русских писателей в качестве дидактического материала для раскрытия той или иной темы (а именно так строится программа), на наш взгляд, преступление. Как можно узнавать другой народ, соотносить национальное и общечеловеческое, входить в культурный диалог с Россией, не зная русской литературы. И это касается учащихся, для которых русский язык не является родным, что требует более тщательного подхода к процессу обучения.

Тематическое построение программы по литературе вполне жизнеспособно на уровне 5-7 классов, когда знакомство с художественными текстами не подчинено задачам историко-хронологического принципа построения курса литературы. Однако в программе нарушен один из основных педагогических принципов – соответствие изучаемого материала возрастным особенностям учащихся. Зачастую в программе предлагаются художественные тексты, адресованные учащимся начальной школы (например, «Песенка о зарядке» В. Львовского в 5 классе, «История одной яблоньки», «Пчелки на разведках» К.Д. Ушинского в 6 классе, «Дитя-невидимка» Туве Янсона в 7 классе).

Выбор текстов порой не соответствует заявленной теме, содержание произведения понимается слишком прямолинейно. Здесь можно привести множество примеров. Так, тема «Герои и злодеи: реальность и выдуманные истории» представлена рассказом О. Генри «Вождь краснокожих». Милые, смешные герои, забавная ситуация с похищением вызывают улыбку, не случайно рассказ изучается параллельно с понятием комическое в литературе, но никак не соотносится со злодейством. Или к теме «Человек и современные технические устройства» в 6 классе предлагается «Телефон» Н. Носова, обычно представленный в учебниках литературного чтения для 3 класса. Что мог Н. Носов, ушедший из жизни в 1976 году, рассказать о современном техническом устройстве?

Порой в подборе художественных текстов отсутствует элементарная логика и здравый смысл. Так, тема «Молодежная культура: Интернет и социальные сети» представлена стихотворением Г. Шпаликова «Я знаю, как стары стихи про телефоны…». Талантливый поэт (1937-1974) и знать не мог ни интернета, ни социальных сетей, да и вообще, это стихотворение о любви и никак не соответствует теме. С. Есенин был бы удивлен, что его стихотворение «Поэтам Грузии» рассказывает о глобализации, а «Монастырь на Казбеке» А.С. Пушкина – о туризме и экотуризме. Перечислять подобные казусы можно долго. Однако возникает ряд вопросов. Как соотносится подготовленная учебная программа с государственной программой развития образования в Республике Казахстан? Будет ли она способствовать модернизации образования в Казахстане? Не приведет ли реализация этой программы к деградации учащихся?

Вопросы продиктованы отнюдь не желанием кого-либо обидеть, тем более оскорбить, а заботой о подрастающем поколении, о будущем Республики Казахстан.

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.