Топ-100 Тема инклюзии для широкого круга - тайна за семью печатями
  • 19 мая, 13:21
  • Астана
  • Weather icon +17
  • 443,44
  • 480,51
  • 4,88

Тема инклюзии для широкого круга - тайна за семью печатями

Фото: facebook.com

Total.kz поговорил с психологом Анастасией Матвиевской о введении инклюзии в жизнь детей с аутизмом.

Психолог уверена, что всегда нужно помнить главную мысль: «Любой ребенок, невзирая на особенности развития, в первую очередь ребенок. У него есть потребность в контактах и в разных формах общения. От того, что он не говорит положенные 20-30 слов в нужный момент времени, он не перестанет быть им».

«Ребенок в силу своей особенности оказывается в определенной социальной «изоляции», его не хотят брать в игры. Он оказывается в неравных возможностях со своими сверстниками, потому что любой ребенок всему учится в социальной среде», - отмечает Анастасия.

При сравнении обычного малыша и аутиста не учитывается, что если второй ребенок не был бы лишен социальной среды, то его развитие могло быть на уровне первого. «Проблема в том, что неумение аутиста контактировать приписывают его первичному заболеванию, а не социальной изоляции», - отмечает парадоксальность ситуации специалист.

По ее словам, детям нужны праздники и концерты. Анастасия привела пример весеннего бала. «Когда мы репетировали, кто-то кусался, толкался, хлопал по щекам партнера. Однако бал прошел идеально: дети попарно заходили и заводили своих партнеров в вальс. Пресса, щелчки фотокамер, дверь открылась под музыку, и дети торжественно идут, танцуют, все нарядные. Журналисты так и не разобрались, где обычные дети и где аутисты. Задержку можно было бы заметить при разговоре, но внешне они выглядели одинаково», - с гордостью поведала психолог о достижениях подопечных.

Также было и на отчетном спектакле в Фонде первого президента, где помимо репетиции 60 детям пришлось выдержать ожидание за кулисами. «40 из них не говорили. Ни один из них своего стереотипа не воспроизвел. Все были сильно уставшие. В зале сидело около 250 человек. Представьте: сцена, зрители, свет ламп. Первыми встали музыканты оркестра Марата Бисенгалиева, потом родители. Видя, как они выходят под аплодисменты, невозможно было сказать, что они аутисты», - поделилась воспоминаниями Матвиевская.

Ведь у особенных детей тяга к социальным контактам на первом месте. «Они больше в этом нуждаются и они намного больше ценят это. Те вещи, которым обычный ребенок не придает значения, вдвойне важны для аутиста, ведь многим действиям он учится осознанно и от этого вырастает ценность каждого жеста и контакта», - поясняет психолог.

«Это ошибка - думать, что дети не понимают. Они, скорее, не могут объяснить, что чувствуют, но они этого не лишены. Чувство ситуации у кризисных детей более обостренное», - отметила она, добавив, что не раз дети с особенностями развития выказывали в отдельных ситуациях больше такта. Выйти на прямой контакт глазами, заговорить первым не кажется обывателю чем-то особенным, но у них есть в этом дефицит, и они, побывав в «изоляции», знают ценность каждой мелочи.

Против инклюзии часто выступают не обычные люди, а специалисты, которые смотрят на аутистов сквозь призму сложности. «Им трудно будет с обычными людьми», - говорят они. Знание сложностей накладывает отпечаток на восприятие самой проблемы в целом. Обычные люди не видят проблем, если дети поиграют вместе. Дети-то вообще не видят проблем, если их не напугать», - со смехом отмечает Матвиевская, приводя несколько несложных правил инклюзии:

1. Инклюзия должна быть выстроена от очень организованных действий в сторону более свободных.

2. Неожидаемые действия провоцируют стрессовые реакции.

3. Взрослым надо правильно организовать социальную среду и в первую очередь игры.

4. Кто-то должен вводить ребенка в инклюзию, страховать его персонально. Обычно это родители, а если они сами только начали заниматься инклюзией, то на помощь приходят специалисты. Этот кто-то должен чуть-чуть опередить стрессовую реакцию ребенка-аутиста и если нужно поддержать.

5. Для ребенка важен любой опыт. От события к событию аутист нарабатывает конструктивный опыт. Это очень имманентный процесс.

Психолог уверен, что нужно менять отношение социума к детям, ограниченным в общении. Ведь изоляция детей с особенностями ведет к эмоциональной и физической недогрузке, которая выплескивается в шумном поведении дома. «Он прыгает на диване и хлопает в ладоши, и это мучает всех. А тут он сходил на наши занятия по инклюзивному спорту, выплеснул всю свою энергию, и дома прыгать на диване ему не хочется. Так, разок подпрыгнет и все. Если его запас энергии направить в мирное русло, то проблем не будет», - поясняет она.

 

ИА Total.kz

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×