Топ-100 Государственные научные стипендии: новая кормушка для псевдоученых?
  • 23 апреля, 10:30
  • Астана
  • Weather icon +16
  • 445,66
  • 474,58
  • 4,78

Государственные научные стипендии: новая кормушка для псевдоученых?

Фото: Total.kz

2011 год ознаменовался поистине крупномасштабными реформами в области науки – были приняты закон «О науке», правила присуждения ученых степеней, правила присвоения ученых званий, в основу которых легли мировые стандарты оценки результатов научно-исследовательской деятельности ученых. В частности, публикации в международных рейтинговых изданиях, входящих в базы данных Web of Science и Scopus. По идее разработчиков, все нововведения должны были стать импульсом развития отечественной науки. Однако запланированные цели так и не достигнуты. Одной из причин такого провала стала неэффективная, непрозрачная система выделения бюджетных средств на поддержку ученых через системы государственных научных стипендий.

Следует отметить, что в 2011 году изменения также затронули порядок и размер государственных научных стипендий. Так, если до 2011 года стипендиаты отбирались сразу на два года, то после постановления правительства РК от 19 июля 2011 года № 830 «О премиях в области науки и государственных научных стипендиях» данный период был ограничен одним годом (с сентября по август), а количество стипендиатов лимитировано в 75 человек. Также, согласно приказу министра образования и науки РК от 21 декабря 2011 года № 536 «Об утверждении размеров премий в области науки и государственных научных стипендий и требований к оформлению конкурсных материалов», был установлен размер государственной научной стипендии – 24 МРП (54 456 тенге; 1 МРП в 2017 году составляет 2269 тенге).
Таблица. Выплаты обладателям государственных научных стипендий за 2012-2016 гг.

И победителем становится…

Согласно требованиям, соискатели на государственную научную стипендию должны предоставить следующие документы:
1.     Сопроводительное письмо на официальном бланке выдвигающей организации с подписью руководителя.
2.     Выписка из протокола заседания консультативно-совещательного органа (как правило, это ученый совет) о выдвижении кандидата на соискание государственной научной стипендии с подписью председателя и секретаря, заверенные печатью организации, выдвинувшей работу.
3.     Мотивированное ходатайство (рекомендация) ученого совета, заверенное печатью организации, содержит сведения о научном вкладе соискателя, его достижениях и разработках, получивших высокую оценку и нашедших практическое применение, а также о программе научной деятельности соискателя на момент выдвижения с указанием ожидаемых результатов и их научной и прикладной значимости.
4.     Справка с места основной работы соискателя.
5.     Список опубликованных научных работ соискателя за последние пять лет, заверенный печатью организации. К списку прилагаются оттиски наиболее важных работ (не более пяти). По монографии представляется аннотация объемом до двух страниц печатного текста.
Весь пакет документов оформляется в двух экземплярах и направляется в Конкурсную комиссию МОН РК.
Безусловно, данный список представляет собой типичный перечень сведений и материалов, однако если рассматривать его в деталях, то видно, что из подтверждающих документов в этом перечне только оттиски научных работ соискателя. Достоверность же остальных «бумаг» остается на совести выдвигающей организации. Если предположить, что в погоне за формальными показателями, в том числе и по числу обладателей государственных научных стипендий, некоторые конторы не чураются приукрасить показатели соискателя, то закрадываются сомнения в объективности системы отбора кандидатов на государственные научные стипендии.
На вопрос корреспондента Total.kz о данном факте в МОН РК ответили, что «наличие подтверждающих документов к мотивированному письму не требуется». Кроме того, в официальном ответе на запрос нашего агентства были продублированы положения о необходимых документах, указанных в приказе министра образования и науки № 536, без объяснения причин отсутствия в этом списке необходимости представлять подтверждающие документы.
А как показывает практика – «доверяй, но проверяй». Так, в настоящее время актуальной проблемой, стоящей перед научным сообществом и чиновниками от образования, являются публикации наших «ученых» в так называемых «хищных» или «мусорных» журналах. Так, по подсчетам наших коллег, до трети всех статей казахстанских авторов в базе данных Scopus – это публикации в «хищных» журналах. Несовершенная процедура отбора кандидатов на государственные научные стипендии позволяет таким псевдоученым становиться стипендиатами, тогда как реально вносящие вклад в развитие науки Казахстана исследователи остаются за бортом.
«Списки недобросовестных издательств ежегодно обновляются. Экспертные группы изучают и проверяют достоверность публикаций в журналах с импакт-фактором, рекомендованных ККСОН, и исключают статьи, опубликованные в журналах-«хищниках», а также в журналах, исключенных из базы данных Scopus/Thomson Reuters. Стоит отметить, что обновление баз данных происходит не в онлайн-режиме, а ежегодно, следовательно, решение принимается в соответствии с актуальностью баз данных на момент начала работы комиссии», – прокомментировали Total.kz появление «мусорных» публикаций в МОН РК.
По большому счету, министерство расписалось в собственном бессилии: дескать, проблему видим, но решить не можем. В принципе, вопрос актуален для всего мирового сообщества. Один из исследователей, Джеффри Билл, на протяжении нескольких лет изучал ситуацию и составил свою систему критериев по оценке «хищных» изданий. Так почему же МОНу не руководствоваться данными критериями и не засчитывать публикации соискателей в «мусорных» журналах, ведь речь идет о государственных деньгах и целесообразности их расходования? В противном случае получается, что МОН сам поддерживает стремительный рост публикаций в «хищных» изданиях, вместо того чтобы развивать реальную науку. Одной рукой профильное ведомство строит новые правила по интеграции в мировое научное пространство, а другой сводит все эти потуги на «нет».
А судьи кто?
Отдельные вопросы возникают и о составе лиц, ответственных за отбор кандидатов на государственные научные стипендии. Так, согласно постановлению правительства РК № 830, для рассмотрения конкурсных материалов и подготовки решений о присуждении государственных научных стипендий приказом уполномоченного органа создается конкурсная комиссия. Последняя формируется из числа руководящих работников уполномоченного органа, ведущих ученых и специалистов различных областей науки республики. Конкурсная комиссия для предварительного рассмотрения работ кандидатов, выдвинутых на соискание государственных научных стипендий, создает экспертные группы, определяет их составы и порядок работы. Однако в рамках Казахстана ученые тесно связаны между собой, и нередки случаи, когда ученые, являющиеся членами экспертных групп и Конкурсной комиссии, работают в тех же организациях, что и соискатели.
Тем не менее в МОН РК исключают лоббирование интересов.
«Лоббирование интересов претендентов из числа заседающих ученых исключается, поскольку все результаты проверяются согласно конкурсным требованиям, в том числе наличию публикаций, входящих в открытую базу данных Web of Science. Все предоставленные материалы претендентов переводятся в баллы. Например, чем больше у претендента статей с импакт-фактором по Thomson Reuters, входящим в базу Web of Science, тем выше баллы. Поэтому лоббировать интересы претендента, у которого меньше подобных публикаций и других показателей, невозможно», – говорится в официальном ответе ведомства.
Безусловно, данный механизм был бы эффективен, когда вся система являлась бы транспарентной, а результаты каждого соискателя были доступны в открытом режиме. В противном случае обычному обывателю остается только догадываться, какое решение принято за закрытыми дверями.
На наш вопрос: предусмотрено ли представление членам конкурсной комиссии по присуждению государственных научных стипендий документов соискателя в анонимном, обезличенном варианте во избежание лоббирования интересов соискателя членами конкурсной комиссии, экспертных групп и возможных коррупционных схем? – министерство ответило следующее: «в настоящее время заявки претендентов на государственную научную стипендию во время ее присуждения не могут быть обезличены из-за существующего порядка процедур. В дальнейшем министерством будет учтено ваше предложение при возможном изменении процедур присуждения премий».
Вместо заключения
МОН потихоньку осознает все несовершенство системы отбора кандидатов на государственные научные стипендии. Об этом говорит тот факт, что в 2016 году были приняты изменения по ограничению стипендиатов участвовать в конкурсе в последующие три года. Таким образом, министерство пытается решить вопрос обновления обладателей стипендий. Но, по мнению специалистов, данными полумерами не решить всю проблему в научной сфере. Эксперты уверены, что необходимо разработать открытую, транспарентную, объективную систему отбора претендентов. Для этого следует утвердить разбалловку по каждому критерию научно-исследовательской деятельности и разместить их в открытом доступе. Следует учесть, что разбалловка по показателям должна быть соизмерима. К примеру, баллы за публикации в ведущих рейтинговых журналах баз данных Scopus и Web of Science должны быть наиболее высокими, так как опубликовать статьи в данных изданиях – это нелегкий труд. Аналогичная ситуация и по зарубежным патентам, в частности выдаваемым в США, Японии. При этом публикации в «хищных» журналах, а также в изданиях, исключенных из международных баз данных Scopus и Web of Science, не должны учитываться.
Также в перечень запрашиваемых документов необходимо включить подтверждающие документы:
– для публикаций в рейтинговых журналах базы данных Scopus и Web of Science – справку с АО «НЦ ГНТЭ», где должна быть указана информация об издании (журнал или сборник конференции), импакт-фактор и др.;
– для публикаций в журналах, рекомендованных Комитетом по контролю в сфере образования и науки – гиперссылки на электронный адрес статьи на сайте журнала;
– по научному руководству магистерскими диссертациями и дипломными работами студентов – приказы из университета;
– по наличию ученой степени и ученого звания – нотариально заверенную копию диплома;
– по участию в научном гранте или проекте – утвержденное штатное расписание.
Пока же МОН РК только рассматривает такую возможность, как следует из ответа на наш запрос: «планируется внедрение отбора кандидатов на государственные научные стипендии в онлайн-режиме, сейчас прорабатываются вопросы технического и финансового обеспечения».
Анвар Тукеев 
Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×