Топ-100 Железную свадьбу отмечает супружеская пара из Павлодара
  • 29 марта, 05:51
  • Астана
  • Weather icon +1
  • 448,15
  • 483,46
  • 4,86

Железную свадьбу отмечает супружеская пара из Павлодара

Фото: total.kz

65 лет совместной жизни отмечают в этом году Алла Братолюбова и Дек Тин Ким. Прежде чем встретиться в степях Казахстана и влюбиться друг в друга с первого взгляда, пара пережила годы репрессий и Великую Отечественную войну. Будучи совсем маленькими детьми, они столкнулись со смертью и чудом выжили, передает Total.kz.

Дек Тин Ким родился на Дальнем Востоке, а Алла Братолюбова в Ленинграде.

«Осенью 1937 года, перед началом учебного года, мы жили на Дальнем Востоке, в лесу. Колхоз был Ленинский Путь. И неожиданно сообщили, что нас выселяют. А у нас по радио никаких сообщений не было в деревне. И в один прекрасный день приехали военные машины, солдаты, а дороги не было, кругом болота, они брёвна спилили, начали настилать дорогу. И вот, машины дошли, и нас посадили. Нас предупредили, что груз с собой должен быть 36 килограммов на каждого человека. Всё остальное мы бросили, дома, скот, пчёлы были. Домашнюю утварь – всё бросили. Посадили и увезли. В город Иман, сейчас переименовали в Дальнереченск. Там японцы воевали», – вспоминает Дек Тин Ким.

А его будущая супруга – Алла, в то время еще совсем ребенок, жила в Ленинграде. О репрессиях она не знала, но спустя уже несколько лет началась Великая Отечественная война. Немцы нещадно наносили авиаудары по городу на Неве. 

«Жили мы в Ленинграде, наша вся семья: папа, мама, я, сестра и брат. Мамины родители тоже жили в Ленинграде. Мы как раз гостили у них, когда началась война. Пришли чайку попить. До сих пор помню тот день – воскресенье. Окна были на взморье, а там, рядом, военные заводы. И вдруг началась стрельба, дом трясти начало, все ходуном. Мы все перепугались, думаем, что такое, не можем понять. Мы не знали, что война началась, побежали, встали в дверных проемах, стояли так, а потом, через некоторое время, передали, что началась война, немцы напали на нас и Киев бомбили», – вспоминает Алла Братолюбова. 

Будущая супружеская пара переживала череду переселений и эвакуаций. Дек Тин Ким, не зная русского языка, в товарных вагонах, вплотную «набитых» людьми, направлялся в далекий Казахстан.

«Вот так 46 дней мы ехали с Дальнего Востока до Петропавловска в Казахстан. Станция Красноармейка, нас высадили вечером и сразу на тележках увезли. Мы не знали, куда везут. Рано утром увидели, село было. А в село, оказывается, выселены поляки были и грузины. И пустые дома, построены без пола, без ничего. И нас заселили, каждым домик давали, домиков таких много было. Ни дров, ничего нет. И вот мы там жили, сами собирали кизяк, по степи бегали», – делится детскими воспоминаниями Дек Тин Ким.

А в Ленинграде, в первые дни Великой Отечественной войны царила паника. Фашисты уничтожали все на своем пути. Началась массовая эвакуация.

«Стали детей отбирать, эвакуировать, а я тогда маленькая, только в первый класс пошла, мне было восемь лет, мама не отдала меня. У нас в Новгороде, Великий Новгород, там жил папин брат родной, мать его жила, брат с женой жили, мы решили туда выехать, чтобы немножечко переждать, не думали же, что такая война будет, переждать немножко и вернуться в Ленинград. Что творилось на вокзале, боже мой, тут детей эвакуируют, женщины кричат, меня от мамы оторвали, под какую-то машину чуть не затащили, мама кое-как меня оттуда вытащила», – рассказывает Алла Братолюбова.

С паникой и массовой гибелью людей еще подростком столкнулся Дек Тин Ким. Во время беспрестанных принудительных переселений погибали каждый день по семь человек, вспоминает Дек Тин Ким. 

«Даже, чтобы похоронить погибших, не было лошадей, тележек не хватало. Верблюд один был, больше воду возил. И вот стоим в очереди мы, дети с вёдрами. Нам дают три литра, целый день в очереди, только воду. Мне 12 лет было. Люди с голоду умирали, ну нет ничего. Осенью начали рис раздавать понемногу, овощей нет, мы когда зимовали, наверное, половина умерли», – рассказывает Дек Тин Ким.

А спустя несколько лет был вырыт канал. С реки пошла вода, которой поливали рисовое поле. Взошел невиданный урожай. Тем временем Алла Братолюбова уже находилась в Великом Новгороде. Сводившие с ума бомбежки начались и там.

«Страшная бомбежка, мы с братом маленькие были, маму сразу погнали противотанковые рвы рыть, там же Новгород был валом обнесен весь, и на этом валу противотанковые большие рыли рвы. Мы жили в деревянном особняке с братом. Под кровать заберемся с ним, кругом бомбежка, дрожит все, боже мой, ну ладно, как будто мы там спасемся под кроватью. Теперь и у нас эвакуация. Эвакуация. Детей, молодых ребят, брата моего, я не знаю, как мама сумела его вывезти на баржах из Новгорода по Волхову. Немцы же заняли Новгород. Половину», – рассказывает Алла Братолюбова. 

Между тем Дек Тин Ким служил в трудовых войсках. 

«Призвали меня, и нас увезли, тоже больше 30 дней ехали, и привезли в Ясную поляну. А там мы жили в бывшей казарме, а во второй день нас распределяли по городам, меня направили в город Алексино, от Курска недалеко, и Калуга недалеко. Нас распределили грузить военные грузы – ящики, не знали, что там находится, мы же ничего не знали. Жили в казарме, кормили два раза, а груз грузим, спим, потом вдруг ночью – подъём! Прибыл эшелон, вагоны. И опять идем грузим, потом спим. Вот так в трудовой армии. А потом уже, после того как Курск освободили, легче стало», – вспоминает Дек Тин Ким.

«В Фонд Красной армии, кто что имеет, сдавали. А у отца фуфайка одна была, и то старая. Он пришёл домой, зимой холодно в Уштобе, в пиджаке, мать спрашивает: «Куда фуфайку дел единственную?». Он говорит: «В фонд Советской армии отдал». Она говорит: «Почему?». «Все сдают, а я заместитель председателя, коммунист тем более». Вот такие люди были, истинный коммунист», – говорит Дек Тин Ким.

Великую победу Алла Братолюбова встретила на Кавказе, а ее будущий муж – Дек Тин Ким в Казахстане. Спустя много лет они встретились в Железинском районе Павлодарской области. Он был директором школы, она – молодая учительница, приехавшая из Ленинграда.

ИА Total.kz

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×