Топ-100 Лязат Актаева: «Хроники» должны вызывать скорую только в исключительных случаях
  • 02 мая, 02:56
  • Астана
  • Weather icon +9
  • 442,05
  • 474,14
  • 4,74

Лязат Актаева: «Хроники» должны вызывать скорую только в исключительных случаях Эксклюзив

Вице-министр здравоохранения рассказала о правилах оказания скорой медицинской помощи.

Одной из самых обсуждаемых в обществе тем стал вопрос вызова скорой помощи пациентами, которые страдают хроническими заболеваниями. Почему «хроников» не будут обслуживать бригады станций скорой медицинской помощи и кто приедет на вызов, в интервью Total.kz рассказала вице-министр здравоохранения Лязат Актаева.

- Лязат Мейрашевна, почему и с какого времени пациентов, страдающих хроническими заболеваниями, перестали обслуживать бригады станций скорой медицинской помощи?

- Вы неверно трактуете вопрос. Приказом министра здравоохранения от 3 июля 2017 года «Об утверждении правил оказания скорой медицинской помощи в РК» определены 4 категории вызовов. Пациент, находясь где-либо, сам принимает решение об обращении в скорую медицинскую помощь. Звонок поступает на номер 103, диспетчер по жалобам определяет, к какой категории относится этот вызов. Он задает необходимые вопросы, уточняет состояние пациента. Руководствуются приказом, что все вызовы относятся к четырем категориям, от этого зависит скорость доезда бригады скорой помощи. Если первая категория, то бригада скорой помощи должна доехать до 10 минут, вторая — до 15 минут, третья — до 30 минут и четвертая категория — до 60 минут. К первым трем категориям относятся поводы, имеющие риск для жизни и здоровья пациента. Четвертая категория — это когда угрозы для жизни пациента нет. То есть это обострение хронических заболеваний, которые не имеют угрозы для жизни. К примеру, у пациента артериальная гипертензия на протяжении нескольких лет, при этом у него свое базовое давление уже не такое, как у всех. Он уже знает по самочувствию, что это повышение артериального давления. Если это не имеет угрозы для жизни, соответственно, оно будет отнесено к четвертой категории. Если оно сопровождается ухудшением общего состояния: тошнотой, рвотой, онемением конечности, конечно, это однозначно рассматривается как гипертонический криз. Тогда он будет отнесен ко второй категории. Это все определяет диспетчер. К приказу есть приложение, оно называется «Перечень категорий срочности вызовов скорой медицинской помощи». К первой категории отнесены 19 поводов. Это особо острое состояние: нарушения дыхания, остановка сердца, аллергические реакции, инородное тело в дыхательных путях. Во второй категории есть такой повод, как высокий риск развития криза. Если диспетчер отнес вызов к первой, второй или третьей категории, то вызов сразу же поступает в машину скорой медицинской помощи. И бригада едет по указанному маршруту. Кроме того, надо сказать, вводятся GPS-навигаторы, и диспетчер может отследить, где находится бригада. Что касается четвертой категории, вызов автоматически поступает на экран отделения скорой помощи в поликлинике, где также дежурит машина скорой помощи. Также в круглосуточном режиме — 24 часа в сутки семь дней в неделю, и на вызов уже выезжает машина скорой медицинской помощи территориальной поликлиники. Количество машин скорой помощи поликлиники зависит от численности прикрепленного населения: от двух до трех машин. При этом в сутки одна машина может обслуживать от 30 до 35 вызовов. Это специалисты, имеющие сертификаты, знания и компетенции такие же, как и бригады скорой медицинской помощи. Но в чем весь смысл передачи: обострение хронических заболеваний — это та группа пациентов, которая подлежит программе управления заболеванием в территориальной поликлинике. То есть участковый врач должен пациента, который находится у него на учете, научить навыкам самоменеджмента. Это навыки пациента управлять собственным заболеванием: соответствующий режим труда и отдыха, своевременной прием медикаментов. И естественно, самоменеджмент предполагает самодисциплину. То есть очень важно следить за собственным здоровьем и не допускать нарушения тех рекомендаций, которые дает доктор. Программа управления заболеванием предполагает тесную связь врача и пациента. Для этого внедряются так называемые мобильные приложения, когда пациент и врач связаны мобильным приложением на сотовом телефоне. Где пациент указывает параметры, например, артериального давления, и при критических значениях сразу же врач может увидеть, что пора связываться активно с пациентом и, может быть, проводить какую-то коррекцию рекомендаций. Кроме того, программа управления заболеванием предполагает так называемый социальный контракт. Пациент берет на себя обязательства, что он будет принимать препараты, которые назначил врач, и исполнять рекомендации. Уже начиная с 2013 года в стране внедряется проект управления заболеваниями. По трем направлениям: артериальная гипертензия, сахарный диабет и сердечно-сосудистая недостаточность. Это три заболевания, с которыми наши пациенты чаще всего обращаются в бригаду скорой медицинской помощи. Рекомендации должны выполняться под постоянным контролем участкового врача. В течение этих лет, пока проект реализуется, он показал свою эффективность. С текущего года мы с пилотного проекта перешли в этой программе на страновой уровень. То есть во всех территориальных поликлиниках страны врачи общей практики проходят обучение технологии управления заболеваниями. А также обучается средний медицинский персонал для дальнейшей мотивации медицинских работников внедрять эти технологии управления заболеваниями. Президент в своем послании дал поручение увеличить зарплату медицинским работникам, которые внедряют эту технологию, на 20%.

- Понятно, что вы это рассказываете, как должно быть в идеале. Но в жизни реальной совсем все по-другому!

- После того как мы перевели «хронических» пациентов в четвертую категорию, финансирование перешло в поликлиники. Мы видим, что в поликлиниках стали активнее работать с пациентами. И количество вызовов также снижается. Но сразу хочу сказать: там, где поликлиники не готовы к оказанию скорой медицинской помощи четвертой категории, вызовы будут обслуживаться специализированными бригадами станции скорой медпомощи, и за это им платят уже поликлиники. В регионах, где еще это активно не реализовалось, станция скорой медицинской помощи обслуживает все четыре категории вызовов.

- Если человек страдает хронической гипертензией, при этом принимает все прописанные лекарства, он достаточно метеозависим. У него поднялось давление до 200 при рабочем давлении 140. Что он должен делать? Министр здравоохранения Биртанов сказал: обращаться в поликлинику.

- Еще раз повторяю: при обращении на телефон 103 диспетчер определяет, есть ли угроза для жизни. И если этот риск присутствует, он уже не относится к четвертой категории, а может быть отнесен, в зависимости от осложнений, к первой, второй или третьей категории. Потому что артериальная гипертензия — это хроническое заболевание, но оно может иметь осложнения. Что касается обращения в поликлинику. Пациент, у которого артериальная гипертензия возникла не сегодня и который уже живет с ней в течение ряда лет, должен уметь управлять данным артериальным давлением. Мы говорим о солидарной ответственности гражданина за собственное здоровье: не только врач, но и гражданин обязан заботиться о собственном здоровье. Это очень важный момент.

- И все же, вы сейчас говорите нам о том, как должно быть в идеале. Но ведь на практике происходит совершенно другое: огромные очереди к участковым врачам, записаться к которым можно только за неделю до приема.

- Министерство здравоохранения на данный момент проанализировало, какие заболевания нуждаются в диспансерном наблюдении, и непосредственно определило тот список заболеваний, в том числе артериальная гипертензия, которые подлежат качественному динамическому наблюдению. Для этого надо, чтобы средний медицинский работник не менее одного раза в три месяца приглашал пациента для измерения артериального давления. Раз в полгода — осматривал врач общей практики, не реже одного раза в год надо измерять суточное мониторирование артериального давления. Определить, насколько эффективно лечение артериальной гипертензии, насколько эффективны препараты, принимаемые пациентом, который назначил вам врач общей практики совместно с кардиологом. И не менее одного раза в год на рутинной основе пациента профилактически рассматривают на мультидисциплинарной группе, в которую входит кардиолог и врач общей практики. Мы это прописываем в приказе, утвердим, и этот приказ будет обязательным для исполнения в поликлиниках. То, что конкретный врач не сработал, не выполнил свой функционал, при жалобах он понесет ответственность. Очень важно врача разгрузить. Например, на сегодня на одного врача общей практики приходится свыше двух тысяч человек прикрепленного населения. Министерство здравоохранения выделяет дополнительное финансирование. Поликлиникам ставится задача разукрупнения участков, чтобы на одного врача общей практики приходилось не более 1700 человек. Если численность прикрепленного населения уменьшится, если есть четкая детализация перечня заболеваний, которые подлежат динамическому наблюдению, если врач общей практики понимает принципы работы, то все будет улучшаться. Совершенствование первичной медико-санитарной помощи — это наша приоритетная задача. Мы увеличиваем подушевое финансирование, это принцип финансирования поликлиник. Работаем над стимулирующим компонентом, откуда идут дополнительные выплаты к заработной плате врача общей практики и среднего медицинского персонала. Это все мотивация, чтобы обеспечить качество медуслуг.

- Насколько обоснован отказ оператора «103» принимать вызов от пациента только лишь потому, что он престарелого возраста, старше 75 лет?

- При вызове скорой помощи, независимо от возраста, а в зависимости от наличия угрозы жизни пациента, диспетчер должен принимать решение, он не может так отвечать.

- То есть это незаконно?

- Он не должен так отвечать! Важно понимать, что каждый гражданин прикреплен к территориальной поликлинике и участковому врачу. И государство по умолчанию финансирует каждого прикрепленного гражданина, пациента.

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×