Топ-100 Нужен ли мораторий на реформы в образовании?
  • 26 апреля, 11:38
  • Астана
  • Weather icon +9
  • 444,22
  • 476,38
  • 4,82

Нужен ли мораторий на реформы в образовании?

Фото: m.yk-news.kz

Сегодняшнее состояние дел – это не кризис учебников, а кризис управленцев, считают отечественные эксперты.

В настоящее время категории качества и эффективности образования стали актуальной темой общественных дискуссий на постсоветском пространстве. Об этом говорили казахстанские эксперты на заседании клуба «Мир Евразии» на тему «Просвещенные люди Евразии. Модернизация образования: традиции и тенденции развития, факторы качества и эффективности».

Касым-Жомарт Токаев: В системе образования нельзя проводить необдуманные эксперименты  

«Появляется уверенность в том, что реформы невозможно остановить, они будут продолжаться очень долго», – говорит политолог Эдуард Полетаев. Имеются также сезонные обострения критики разных нововведений, когда родители осенью открывают учебники и обращают на их содержание серьезное внимание.

Например, появление в Казахстане нашумевшего учебника по русскому языку для семиклассников привело не только к бурлению мнений в социальных сетях и СМИ. В сенате парламента РК прошли слушания на тему «Состояние, проблемы и перспективы законодательного регулирования системы среднего образования».

Возможно, как сказал на слушаниях спикер сената Касым-Жомарт Токаев, необходимо сделать паузу в непрерывном процессе реформ в сфере образования для переосмысления достигнутых результатов.

«В системе образования нельзя проводить необдуманные эксперименты», – подчеркнул он.

Международный опыт нам в помощь

С другой стороны, в нынешних условиях, которые связаны с развитием интернета, принципы классического образования меняются. Никто еще два десятка лет назад не думал, что появятся сетевые университеты. А сейчас их работа в порядке вещей. Во всем мире растет понимание, что именно наука выступает в современных условиях самым мощным мотором роста.

Что касается интеграционной проблематики в вопросах образования, то основная актуальная тема ныне заключается в том, что многие вопросы, которые поднимаются в 2017 году в рамках ЕАЭС, касаются необходимости цифровизации экономики стран-участников.

Несмотря на то, что уровень образования в странах ЕАЭС сильно разнится, они сумели договориться о взаимном признании дипломов. Это заслуга интеграционных процессов, облегчившая жизнь многим гражданам.

«Но если мы посмотрим на исключения, которые сделаны, то окажется, что норма не касается медиков, фармацевтов, юристов и педагогов. Им нострификацию дипломов придется делать. При этом толковых учителей не хватает во всех странах», – замечает Эдуард Полетаев.

Что нужно сделать, чтобы эффект от реформ проявился? Как обычно, обратиться к зарубежному опыту. Например, в Китае в 1993 году был принят Закон об учителе КНР, в котором указывалось, что важно уделять особое внимание учителям, предоставлять им больше возможностей, улучшать служебные и бытовые условия. В 1995 году запустили проект «100 вузов навстречу XXI веку». Эти 100 вузов должны были стать одними из лучших в мире, получая дотации от государства. Китай после США и Великобритании занимает сейчас третье место в мире по числу обучающихся в стране студентов-иностранцев.

«Это очень хороший кейс, который можно использовать на постсоветском пространстве. И мы видим, что в этой стране учится много студентов из Казахстана и России», – говорит Эдуард Полетаев.

Можно также обратить внимание на опыт некоторых стран Восточной Европы, которые сделали соблазнительным обучение в своих странах благодаря относительной дешевизне, возможности освоить иностранные языки и участвовать в программах международного обмена. Таких, например, как Erasmus.

«История образовательных реформ на постсоветском пространстве свидетельствует, что сначала появляются реформы, они могут быть не всегда удачными, а за ними предлагаются контрреформы. Это борьба идеологий либерализма и консерватизма в образовании. На мой взгляд, темп реформ должен соответствовать реальному уровню развития и возможностям общества», – считает Эдуард Полетаев.

Проблематика начинается с того, что зарплата учителя на 40% ниже, чем средняя в стране, отмечает Владислав Юрицын, политический обозреватель интернет-газеты Zonakz.net. Старая система образования разрушена, а плюсы новой еще не очевидны. Конечно, теперь есть сетевые университеты, интернет с огромным количеством информации.

«Но исследования показывают, что со времен массового распространения интернета человечество поглупело. Если раньше информация была в голове, то теперь она на внешних носителях и бессистемная», – констатирует Владислав Юрицын.

Учебник – это коллективная работа

Лайла Ахметова, директор Центра ЮНЕСКО КазНУ им. аль-Фараби, думает, что изменение принципов классического образования как раз и дало сбой. Она работает в области ЮНЕСКО по вопросам образования и культуры. 10 лет назад была задача внедрить международные стандарты ЮНЕСКО в журналистское образование.

«Нам хотелось, чтобы Казахстан первым освоил стандарты и затем свои наработки рекомендовал для всего постсоветского пространства. Но появилось бюрократическое сопротивление, мол, зачем разрабатывать что-то новое? Между тем, некоторые предметы преподаются по методам 60-х годов ХХ века», – отмечает Лейла Ахметова. Например, «введение в журналистику» или «научно-популярная журналистика».

В итоге ЮНЕСКО пошло по такому пути: подготовить из студентов определенное количество педагогов, библиотекарей. Написали около 20 учебных программ на русском, казахском, английском языках. Но факультет и кафедры не хотят их брать.

Другая проблема с учебниками. В советское время авторов учебников было мало, так как трудно их было тогда написать.

«Например, под моим авторством есть учебное пособие по конфликтологии, но не учебник. Я 5 лет конфликтологию преподавала. И после этого имею право издать учебное пособие, но никак не учебник. Потом апробирую через некоторое время учебник», – вспоминает прежние порядки Лейла Ахметова.

Сейчас же происходит так: какая-то структура выигрывает тендер, затем нанимает какого-нибудь заведующего кафедрой. И он один составляет учебник. «А затем все шишки сыплются на него», – говорит Лейла Ахметова.

Она считает, что учебник должен писать коллектив авторов. «Невозможно одному знать все. Затем учебник анализируют и рецензируют. Вот здесь снова проявляется бюрократия, фактор знакомств, а цензура отсутствует, никто не хочет сильно критиковать своих коллег. Да и мотивации нет», – перечисляет проблемы эксперт.

Кризис – в отсутствии целей и понимания

Однако продвижение к лучшему все же есть, например, на постсоветском пространстве Казахстан находится на третьем после России и Украины месте по вопросам медиа-образования, а в вопросах внедрения международных стандартов в высшее образование мы – одни из первых.

К сегодняшней ситуации в системе образования на всех уровнях, включая озвучиваемые проблемы с программами и учебниками, необходимо относиться как к следствию кризиса управления в уполномоченном органе, считает Наталья Малярчук, старший советник KesarevConsulting

«Одной из главных причин этого кризиса, как представляется, является отсутствие целеполагания – куда идем дальше и чего хотим достигнуть в итоге – и представления о происходящем на всех уровнях», – жестко оценивает ситуацию эксперт.

Характерными признаками такого кризиса, по ее мнению, являются: реформы, сменяющие одна другую, а зачастую противоречащие одна другой; отсутствие полноценной экспертизы достигнутых результатов по той или иной инициативе/реформе; непрозрачность процесса принятия решений; несамостоятельность лиц, принимающих решения.

«Подтверждением тезиса об отсутствии понимания происходящего служит простой факт – основные данные по эффективности системы образования, которые в том числе включаются в отчеты, основаны на данных ОЭСР, Всемирного банка, ЮНЕСКО, ООН. И ни одного собственного источника», – говорит эксперт. Но и международные институты не дают полной картины происходящего.

Возможные решения обозначенных проблем, по мнению Натальи Малярчук, это введение моратория на реформы, доведение до логического завершения уже озвученных инициатив, проведение оценки полученных результатов.

«Также нужно осуществить комплексный аудит системы управления образования на всех уровнях. Исключить дублирование функций на региональном и республиканских уровнях, оптимизировать процессы внутри системы для сокращения бюрократии (надо, чтобы учителя, преподаватели, ученые все-таки 90% времени занимались своей профильной деятельностью, а не написанием отчетов), выработать единую для всех систему измерения эффективности и сбора статистической информации», – перечисляет Наталья Малярчук.

Также не мешало бы провести ревизию деятельности общественных консультативно-совещательных органов (общественные советы).

«Сейчас – это в основном группа лояльных людей, имеющих собственные интересы, в том числе и коммерческие, в системе образования. То есть мы наблюдаем прямой конфликт интересов, когда заинтересованные лица (ректоры вузов, бизнесмены от образования) участвуют в процессах принятия решений уполномоченного органа и лоббируют изменения, которые облегчают им условия ведения своего образовательного бизнеса», – заявляет эксперт.

По ее мнению, сегодняшнее состояние дел – это не кризис учебников, а кризис управленческий, который не позволяет удерживать фокус деятельности уполномоченного органа на долгосрочных целях, управлять приоритетами, не обеспечивает прозрачность и понятность системы образования для всех ее участников, не создает мотивации для интенсивного, творческого труда и профессионального роста людей внутри системы.

Напомним, вчера Счетный комитет по контролю за расходованием бюджета подвел итоги государственного аудита эффективности использования средств республиканского бюджета в министерстве образования РК, выявив многомиллиардные нарушения. 

В свою очередь сегодня пресс-служба МОН РК ответила на эти обвинения, отчитавшись по суммам нарушений, выявленных Счетным комитетом. 

Напомним, в 2015 году в рамках инициативы президента РК Нурсултана Назарбаева по пяти институциональным реформам правительством был разработан «План нации – 100 конкретных шагов». В рамках пятой реформы предполагается создание подотчетного государства. Согласно нему руководители государственных органов будут ежегодно отчитываться о достижениях своих ведомств. Также станет публичной вся бюджетная и консолидированная финансовая отчетность, результаты внешнего финансового аудита, итоги оценки эффективности государственной политики, результаты общественной оценки качества государственных услуг, отчет об исполнении республиканского и местного бюджетов. Практический этап выполнения Плана нации «100 конкретных шагов по реализации 5 институциональных реформ» начался с 1 января 2016 года. 

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×