Топ-100 Почему в Астане падают лифты?
  • 26 апреля, 09:02
  • Астана
  • Weather icon +6
  • 444,22
  • 476,38
  • 4,82

Почему в Астане падают лифты?

Фото: mikhed.ru

В столице зарегистрировано 6653 лифта, из них 4910 обслуживают жилые дома, 1743 размещены в административных зданиях.

Трагедия в Актобе, когда телеведущая Айзат Абдисамат погибла в лифте, оторвавшем ей ногу, заставила внимательно присмотреться к этому средству транспортировки. Редакция Total.kz изучила происшествия и трагические случаи в Казахстане, связанные с лифтами, и задала ряд вопросов столичному акимату, поскольку именно Астана лидирует в количестве чрезвычайных ситуаций с лифтами — достаточно ознакомиться с перечнем несчастных случаев.

Аварийная хроника

Но начнем не со столицы. 20 января 2011 года в Уральске произошла шокировавшая всех трагедия — беременная женщина упала в шахту лифта с высоты шестого этажа. Она вызвала лифт, но, когда двери открылись и она шагнула в кабину, подъемника на месте не оказалось. Примерно такой же случай произошел в 2013 году в Актобе, но шагнувший в пустую шахту мужчина выжил, получив перелом и сотрясение мозга.

Летом 2011 года в столичном жилом комплексе «Северное сияние» лифт сорвался с 22-го этажа. Долетев до первого, кабина остановилась. Четыре человека, которые находились внутри, выжили, получив переломы конечностей и ушибы.

В 2017 году Астана побила все рекорды по чрезвычайным происшествиям с лифтами. 5 апреля лифтовой кабиной придавило работника торгового дома Garant Auto City, от полученных травм он скончался на месте. По словам очевидцев, погибший был сантехником и откачивал воду из лифта.  

13 апреля восемь человек, в их числе двое детей, поднимавшиеся в лифте ЖК «Эдем палас-2», чудом выжили, когда кабина начала падать с уровня шестого этажа. Лифт провалился в подвал, запертых в кабине и задыхающихся от нехватки кислорода людей извлекали спасатели.

Едва прошла неделя, как 21 апреля в ЖК «Эдем Палас-1» лифт вытворил такой же трюк, упав с 17-го этажа до уровня девятого. После этого кабину трясло, пока она медленно спустилась до пятого этажа, где и остановилась.

6 мая отличился лифт в ЖК «Айя», упав с девятого на нулевой этаж. В момент падения в кабине находилось шесть человек, одной женщине удалось выскочить из лифта за мгновение до падения. К счастью, люди в лифте не пострадали, если не считать леденящего предсмертного ужаса во время падения.

Через пять дней упал лифт в ЖК «Успех». Пассажиры спускались с восьмого этажа в трясущейся и дрожащей кабине. На уровне третьего этажа лифт упал, но остановился на первом этаже.

9 сентября упал лифт в ЖК «Гранд Астана», люди, находившиеся в кабине, получили травмы. Жильцы дома обратились к акиму Астаны, тот пообещал проверить лифтовую компанию. 31 декабря в шахту упала кабина лифта в ЖК «Гранд Тумар». Восемь человек, в их числе дети, получили различные увечья.

15 февраля — очередное падение лифта, на этот раз в ЖК «Гранд Астана Элит». Кабина с пятью пассажирами застряла между первым и вторым этажами.

Лифтовое хозяйство столицы

Эти многочисленные случаи падения лифтов в столичных многоэтажках, позиционирующихся как жилье элитного класса, заставили редакцию Total.kz обратиться с запросом в акимат Астаны.

Мы попросили сообщить нам, сколько всего лифтов в Астане, какое количество лифтовых компаний обслуживают это хозяйство. Также мы поинтересовались, какое количество лифтов относятся к аварийным и нуждаются в замене.

Итак, согласно данным столичного акимата, всего в Астане зарегистрировано 6653 лифта, из них 4910 обслуживают жилые дома, 1743 размещены в административных зданиях. Обслуживают все это хозяйство 69 компаний.

Нам не сообщили, какое количество лифтов обслуживает каждая из этих компаний в отдельности. Вместо этого нам рассказали, что собственники жилья сами выбирают обслуживающие компании на общем собрании жильцов дома.

«Доводим до Вашего сведения, что в соответствии с п. 2, ст. 31 Закона Республики Казахстан от 16 апреля 1997 года №94 «О жилищных отношениях» общее имущество объекта кондоминиума принадлежит собственникам помещений (квартир) на праве общей долевой собственности, где лифт на основании п. 24 ст. 2 Закона является общим имуществом. Выбор лифтовой организации решается на общем собрании собственников помещений (квартир). Порядок проведения общего собрания собственников помещений (квартир) регулируется статьей 42-1 Закона. На сегодняшний день количество обслуживаемых лифтов в лифтовых компаниях число не постоянное», — ответили в акимате Астаны.

Контролирует работу сервисных лифтовых компаний ГУ «Управление контроля и качества города Астаны», организованное в рамках трансформации структуры столичного акимата, которая произошла 20 марта 2018 года, когда было принято соответствующее постановление. Именно в это управление и надлежит обращаться жильцам, если обслуживающая компания или КСК не реагируют на жалобы.

За аттракционы принято платить

Выше мы описали случаи падения лифтов в Астане в течение только прошлого года. Даже дошколята способны посчитать количество ЧП на пальцах — всего за 2017 год таких происшествий было семь. Но акимат Астаны в ответ на соответствующий вопрос нашей редакции назвал меньшее количество случаев: четыре аварийные остановки и одно падение лифта.

После такого несовпадения между данными акимата и зафиксированными в СМИ чрезвычайными происшествиями доверие остальным цифрам в ответе на наш запрос порядком убавляется. Тем не менее приведем их.

Итак, согласно информации столичной администрации, в 2017 году по поручению акима Астаны управление жилищной инспекции провело проверки 64 управляющих организаций (КСК) в 117 домах с общим количеством лифтов 727. По итогам этих проверок было выдано 33 предписания, 30 КСК привлекли к административной ответственности. Кроме того, в прошлом году управлением жилищной инспекции Астаны проведена работа по замене 96 лифтов. Из них 63 лифта были с истекшими сроками эксплуатации (более 25 лет), 23 лифта — аварийные, а еще 10 лифтов заменены на возвратные средства ТОО «Оркен Кала».

По сведениям акимата, в этом году планируется замена еще 62 лифтов в связи с их аварийным состоянием. Чтобы судить о точности этой цифры, приведенной в ответ на редакционный запрос акиматом, обратимся к новости трехнедельной давности. Тогда аким столичного района Сары-Арка Арман Турлубек заявил, что в Астане будет остановлена эксплуатация 78 аварийных лифтов.

Он сообщил, что по поручению акима города Асета Исекешева уполномоченными органами продолжается проведение проверок КСК и лифтовых компаний на предмет их технического состояния. Только в его районе функционируют 1227 лифтов, из них 15 лифтовых установок требуют полной замены, а 63 — капитального ремонта. При этом жители их еще эксплуатируют, ежедневно подвергая свою жизнь опасности.

Арман Турлубек даже опубликовал список лифтовых установок, требующих замены или капитального ремонта.

Так 62 или все же 78 аварийных лифтов требуют замены? Разницу в данных, предоставленных нам столичной администрацией и названных Арманом Турлубеком, можно объяснить тем, что между ответом на наш запрос, который мы получили в середине апреля, и выступлением акима района Сары-Арка прошел ровно месяц. Возможно, 16 лифтов пришли в окончательную негодность именно за этот срок?

Даже исходя из того, что озвучил акимат Астаны и периодически проговаривают столичные чиновники, можно понять, что поездка в тамошних лифтах может стать приключением сродни полету на «тарзанке». А за аттракционы принято платить.

Столичные жители так и делают — платят за пользование лифтами. Способов оплаты три — абонентская, карточная и через единый расчетный центр. При абонентском способе счет за пользование лифтом включается в квитанцию оплаты коммунальных услуг. Средняя стоимость пользования лифтом составляет: по карточной системе — 9 тенге за один проезд, через ЕРЦ — 1200 тенге за месяц.

Однако, как видим, даже платная система эксплуатации лифтов не уберегает столицу от чрезвычайных происшествий и трагических аварий.

Напомним, первый электрический пассажирский лифт был изготовлен немецкой фирмой «Сименс и Гальске» в 1880 году, а первый электрический лифт фирмы «Отис» был смонтирован в одном из нью-йоркских небоскребов в 1889 году. И наблюдать в XXI веке такое количество несчастных случаев, связанных с этим старейшим грузоподъемным механизмом, в столичном городе, откуда в ежедневном режиме несутся месседжи о цифровизации, модернизации и прочих инновациях, просто печально.

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×