Проклятие рода Нуркадиловых: сегодня Заманбеку исполнилось бы 74 года
Жизнь и смерть самого неординарного чиновника Казахстана.
Сегодня исполнилось 74 года со дня рождения самого неоднозначного казахстанского государственного чиновника и политика Заманбека Калабаевича Нуркадилова. И по сей день отдельные эпизоды его биографии вызывают вопросы. ИА Total.kz вспоминает основные вехи жизни этого неординарного человека.
Родился Заманбек Нуркадилов 15 января 1944 года в селе Кеген Кегенского района Алма-Атинской области на границе с Китаем.
В Алма-Ату он приехал в 1961 году, поступил на инженерно-строительный факультет Казахского политехнического института. Окончив его, Заке проработал почти двадцать лет в городских и областных строительных организациях, дольше всего — в знаменитой «Казселезащите».
Это были годы строительства гигантской плотины на Медео (1966-70) и испытания построенного сооружения мощным селевым потоком в июле 1973 года. В конце 1970-х Нуркадилов становится начальником «Казселезащиты», затем управления «Главалмаатастрой», а в ноябре 1985 года — председателем Алма-Атинского горисполкома.
В марте 1990 года Нуркадилов становится депутатом Верховного совета XII созыва, впервые избранного в условиях частичной альтернативности и состязательности. Год спустя, весной 1991 года, Нуркадилов становится председателем городского Совета народных депутатов и по совместительству первым секретарем горкома компартии – последним в истории Компартии КазССР.
После августовского путча и роспуска КПСС Заманбек Нуркадилов сохранил за собой должность председателя совдепа, а после учреждения весной 1992 года института глав областных, городских и районных администраций был назначен главой столичной администрации. Эту должность он занимал до конца июня 1994 года.
Через полтора года после громкой отставки с поста главы алма-атинской горадминистрации, в декабре 1995 года, Заманбек Нуркадилов выдвигает свою кандидатуру на выборах в мажилис I созыва и становится депутатом нового парламента, в стенах которого начинает выступать с критикой правительства. В качестве депутата-оппозиционера Нуркадилов сближается с лидерами Гражданского движения «Азамат» и движения пенсионеров «Поколение», выступает с речью на их протестном митинге на площади Чокана Валиханова в декабре 1996 года, а в январе 1997 года пишет открытое письмо президенту страны с резкой критикой.
При переезде мажилиса в Астану Нуркадилов отказывается покидать Алматы и неожиданно получает назначение на должность акима укрупненной Алматинской области, вобравшей в себя территории прежних Алма-Атинской и Талды-Курганской областей.
В должности акима Алматинской области, которую Заке возглавлял чуть более трех лет (с 1997 по 2001), Нуркадилов прославился двумя инициативами.
В первую очередь, проектом строительства международного аэропорта севернее Капчагая, где даже был заложен камень, символизирующий скорое начало возведения здания воздушной гавани.
Второй инициативой стала пропагандистская кампания по сбору золотых изделий у населения сельских районов в некий «фонд Родины». Заманбек Калабаевич демонстративно, перед телекамерами, первым сдал золотые украшения свои и своей жены, известной певицы Макпал Жунусовой. Однако общественное впечатление от этой акции и реакция на нее в политическом и медийном сообществе было настолько негативными, что кампания была оперативно свернута.
Еще тот период запомнился борьбой Нуркадилова против лишения Алматы статуса областного центра и передачи его в Талдыкорган, на чем настаивали депутаты этого города. На том же собрании областного актива, где Заке объявил о «золотом фонде Родины», очередное выступление на тему «Талдыкорган должен стать областным центром» было подвергнуто обструкции самим Нуркадиловым в лучших традициях Владимира Жириновского.
И все же в начале 2001 года решение о переносе административного центра Алматинской области в Талдыкорган было принято на высшем уровне, а Нуркадилов вновь остался в Алматы. Он получил назначение на должность председателя Агентства по чрезвычайным ситуациям РК.
Но три года спустя Заманбек Нуркадилов вновь вернулся в поле публичной политики, густо замешанной на критике властей. 11 марта 2004 года Заке созывает сенсационную пресс-конференцию, на которой зачитывает новое открытое письмо Нурсултану Назарбаеву, содержащее щедрые дозы критики, которая и без того в тот период активно ретранслировалась различными оппозиционными структурами.
Естественно, этот демарш не остался без реакции – в ответ на письмо Заманбек Калабаевич получил приказ о собственном увольнении с должности председателя АЧС РК. Вскоре после этого агентство преобразовали в министерство и перебазировали в Астану. МЧС появилось в столице самым последним из всех республиканских ведомств.
Оставшийся же в любимом Алматы Заманбек Калабаевич, второй раз в жизни ставший оппозиционером, делает на протяжении 2004 года и первой половины 2005 года еще несколько громких заявлений. Одно из них привело к административному наказанию в виде денежного штрафа в размере 485 500 тенге. Нуркадилов и сам подал несколько судебных исков против одного из бывших сослуживцев по АЧС и телевизионного информагентства «Хабар», обвинив их в распространении негативных оценок своей профессиональной компетентности и стиля работы.
Затем Заманбек Нуркадилов, как говорится, «поймал тишину». Многие ожидали, что в связи с президентскими выборами, он выдвинет свою кандидатуроу, как обещал еще в начале демарша, выступая с открытым письмом, однако этого не произошло.
А 12 ноября 2005 года Заманбек Нуркадилов был найден у себя дома мертвым. На теле обнаружено три огнестрельных ранения, причем два выстрела были сделаны в грудь и один в голову. Согласно официальной версии, Нуркадилов покончил с собой.
Заманбек Калабаевич похоронен на Кенсайском кладбище в своем любимом городе, который не хотел покидать даже под угрозой отлучения от власти.
Говорят, есть легенда о проклятии рода Нуркадиловых. Согласно ей, в селе, где родился Заке, был когда-то целый район, названный в честь его отца Калабаевским. Калабай был егерем. Однажды на охоте он убил беременную олениху. Говорят, перед смертью она посмотрела в глаза егерю и прокляла род Калабая. По слухам, многие из его рода закончили свою жизнь трагически. Некоторые считают, что рок настиг и самого Заманбека…