Топ-100 Вячеслав Локшин: «Качественных доноров спермы и яйцеклеток катастрофически не хватает»
  • 29 ноября, 08:47
  • Астана
  • Weather icon -14
  • 513
  • 541,16
  • 4,69

Вячеслав Локшин: «Качественных доноров спермы и яйцеклеток катастрофически не хватает»

Фото: Фото из личного архива

Президент Казахстанской ассоциации репродуктивной медицины, член-корреспондент Национальной академии наук, доктор медицинских наук, профессор Вячеслав Натанович Локшин рассказал, кто и как помогает бесплодным супружеским парам нашей страны стать счастливыми родителями.

– Вячеслав Натанович, вопросами, связанными с улучшением репродуктивного здоровья человека занимаются во всем мире. Как вы оцениваете проблему бесплодия в Казахстане?

– Проблема бесплодия, действительно, стара как мир. Еще древние философы понимали, что есть такие ситуации, когда семья не может иметь детей. Чаще всего винили в бесплодии только женщину, но решения проблемы не было, лечили в основном снадобьями или воздействием на психику. Серьезно проблемой бесплодия стали заниматься только в ХХ веке. Особенно быстрое развитие получили методы лечения бесплодия тогда, когда люди поняли, как регулируются репродуктивные системы женщины и мужчины, что гормональная регуляция имеет большое значение, но долгое время не могли разобраться, как можно воздействовать извне на эти процессы. В середине ХХ века появились первые гормональные препараты, которые позволили воздействовать на процессы овуляции у женщины, а в 60-70-е годы за рубежом стали выполнять лапароскопические операции, стали более активно проводить операции на маточных трубах, то есть люди поняли, что причины бесплодия могут быть самые разные. В Казахстане, по нашим оценкам, частота бесплодия не имеет тенденции к снижению и в среднем составляет 15%. И если в среднем в нашей стране заключаются 150-160 тысяч браков, то получается, что ежегодно число бесплодных пар увеличивается на 20 тысяч. Поэтому проблема с деторождением действительно является актуальной.

– Как уберечь молодое поколение от возможных проблем, приводящих к бесплодию? И что делать, если супружеской паре все-таки поставлен диагноз «бесплодие»?

– Одна из самых серьезных причин, вызывающих бесплодие, – это, безусловно, аборты. Сегодня у нас довольно большое количество абортов, которые, как правило, приводят к различным заболеваниям и, как следствие, к бесплодному браку, делаются в том числе и девушками, еще не достигшими 18 лет. Женское бесплодие – это частое следствие различных воспалительных процессов, ранней половой жизни, неразборчивости в половых связях, инфекций, увлечения гормональной контрацепцией без рекомендации врача. Все эти факторы в будущем могут привести к проблемам с деторождением. Диагноз «бесплодие» может быть поставлен семейной паре репродуктивного возраста, не способной завести малыша в течение года регулярной половой жизни при полном отказе от любых противозачаточных средств. Но уже через шесть-семь месяцев совместной жизни супружеская пара может обратиться к врачу для первичного обследования. Как правило, мужчина сдает спермограмму, а у женщины оценивается резерв яичников, гормональный статус, устанавливается проходимость маточных труб, при необходимости проводят генетическое исследование супругов. Надо понимать, что большинству этих пар можно помочь обычными методами, к примеру, провести противовоспалительное, гормональное лечение, некоторые семьи нуждаются просто в психологической подготовке. При консервативном лечении целесообразность ожидания наступления зачатия составляет не более пяти-шести месяцев. После этого ставится вопрос о переходе на финальный этап решения проблемы – проведение экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), или, как говорят в народе, «ребенок из пробирки».

– Сколько операций экстракорпорального оплодотворения в год проводится в Казахстане? Какова результативность?

– Вспомогательные репродуктивные технологии (ВРТ), к которым и относится ЭКО, – часто последняя возможность для семьи, которая мечтает о ребенке, но естественным путем беременность не наступает. Способы борьбы с женским и мужским бесплодием с каждым годом совершенствуются, постепенно расширяются возрастные границы пар, нуждающихся в программе ЭКО. В Казахстане первая лаборатория ЭКО открылась в 1995 году в Алматинском городском центре репродукции человека , и уже через год появился на свет первый «ребенок из пробирки». На сегодня в нашей стране существуют 20 центров, которые занимаются лечением бесплодия. За 20 лет в республике с помощью программ искусственного оплодотворения родились около 12 тысяч детей. Репродуктивная медицина не стоит на месте: постоянно совершенствуются методики, лекарственные препараты, появляется большой выбор сред, на которых культивируются клетки и эмбрионы, улучшается качество аппаратуры, в которой хранятся клетки и производится их оплодотворение, открываются новые клиники – это все позволяет достигать лучшего результата. Для нас результат – это не просто беременность, потому что до 20% беременностей заканчиваются, к сожалению, выкидышами и прерыванием беременности. Результат – дать родиться полноценному, здоровому ребенку. Увлеченность некоторых клиник многоплодной беременностью, которая была особенно популярна в 90-х – начале двухтысячных годов, показала, что дети из двоен и троен – это большой риск как для матери, так и для детей. Поэтому сегодня у нас задача такая же, как в Европе: помочь родиться одному здоровому ребенку в результате одной программы. В 90-е годы эффективность программы ЭКО была на уровне 10-15%, сегодня она уже перешла рубеж в 40%.

– Известно, что ЭКО в Казахстане проводится и платно, и на основе получения квоты. Какова на сегодня стоимость процедуры ЭКО? Сколько государственных квот выделяется ежегодно и кто может на них претендовать?

– Средняя стоимость ЭКО, включая медикаменты, составляет около 1 миллиона тенге. Бесплатная услуга по проведению программы ЭКО оказывается согласно квоте. С 2010 года экстракорпоральное оплодотворение для бесплодных казахстанских семей включено в бюджет здравоохранения, при этом ежегодно выделяется определенное количество квот . Если в первый год было всего сто квот на операцию с медикаментами, то сегодня их стало 800. Для получения направления на ЭКО супружеской паре нужно встать на диспансерный учет, и обычно в течение двух-трех лет очередь на квоту подходит.

– Как обстоит ситуация в нашей стране с донорством спермы и яйцеклеток?

– Качественных доноров спермы и (ооцитов) яйцеклеток катастрофически не хватает. Мы плохо информируем население о том, что можно быть донором. Доноры у нас отбираются посредством строгой медицинской экспертизы, то есть проходят несколько обследований, чтобы подтвердить отсутствие психических, инфекционных заболеваний, генетических проблем, правильное функционирование яичников. И конечно, большое внимание уделяется спермограмме. Из 100 приглашенных доноров только 10 мужчин соответствуют всем заявленным требованиям и проходят отбор.

– Бытует мнение, что дети, рожденные в результате ЭКО, могут быть бесплодными или иметь генетические отклонения. Это миф или реальность?

– Действительно, есть мнение, что дети, рожденные благодаря процедуре ЭКО, чаще болеют, имеют генетические проблемы или не могут сами рожать, но жизнь это все опровергла. Во-первых, уже первые в мире и СССР «девочки из пробирки» сами родили здоровых детей. С другой стороны, все определено генетикой. Если у матери есть такие заболевания, как эндометриоз, миома матки, некоторые формы рака, которые имеют генетическую предрасположенность, высок риск того, что у ее дочки будет аналогичная болезнь. Само по себе бесплодие не передается по наследству. Поэтому наши наблюдения за «детьми из пробирки» показали, что шансы родить здорового малыша одинаковы и для тех, кто зачал естественным путем, и для тех, кто родил в результате успеха ЭКО.

– Как, по вашему мнению, отразятся на работе центров ЭКО и на сфере репродуктивного здоровья реформы в здравоохранении, такие как создание ФОМС (фонд обязательного медицинского страхования) и передача государственных клиник в управление и в собственность частных инвесторов (ГЧП)?

– Передача государственных клиник в частные руки, на мой взгляд, только улучшит качество работы больниц. Исчезнет коррупция, вырастет эффективность работы персонала. Опыт такой маленькой страны, как Грузия, показал, что передача почти всех больниц в частные руки только улучшило качество предоставляемых медицинских услуг. Что касается ФОМС, на мой взгляд, дополнительные деньги нужны здравоохранению любой страны, даже самой богатой. Поэтому, думаю, ФОМС даст возможность большему числу наших граждан получить качественное лечение.

– Существует ли тенденция роста рождаемости путем искусственного оплодотворения?

– Тенденция роста рождаемости путем ЭКО существует. Возьмем, к примеру, Израиль: на сегодня практически 3% родов у женщин происходит после искусственного оплодотворения. В Европе – около 1%, а в Казахстане – примерно 0,3%. А происходит это потому, что раньше бесплодные пары долго шли к программе ЭКО. Сегодня, благодаря высокой эффективности наших операций и тому, что государство участвует в оплате программ, ЭКО стало доступным, число программ растет. В нашем обществе диагноз «бесплодие» воспринимают как приговор. Однако практика показывает, что бесплодие может быть излечимо, это зависит от причины и характера заболевания. Репродуктивная медицина не стоит на месте, привнося в нашу жизнь много нового, в том числе и новые медицинские технологии, а значит, и надежду стать счастливыми родителями.

ИА Total.kz

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×