Топ-100 За права инвалидов
  • 19 мая, 23:21
  • Астана
  • Weather icon +12
  • 443,44
  • 480,51
  • 4,88

За права инвалидов

Фото: rus-img2.com

КТЖ привлечет общество инвалидов для улучшения ж/д вокзалов.

Структурное подразделение КТЖ АО «Вокзал-сервис» планирует привлекать общественное объединение инвалидов при планировании улучшения качества ж/д пассажирских перевозок и повышения уровня безопасности на ж/д вокзалах, сообщил вице-президент АО «Вокзал-сервис» Марат Бекишев после совещания под председательством председателя Комитета транспорта МИР РК Асета Асавбаева.

На совещании по улучшению качества железнодорожных пассажирских перевозок и повышения уровня безопасности на железнодорожных вокзалах представители обществ людей с ограниченными возможностями высказали предложение задействовать их при планировании ремонта и реконструкции зданий республиканских вокзалов. По их мнению, это позволит избежать дальнейших ошибок и сделать новые здания максимально удобными для лиц с ограниченными возможностями.

«Сейчас в проводимой нами работе по капитальному ремонту вокзалов участие принимают представители причастных госорганов, в том числе представители органов по защите прав потребителей. В дальнейшем, с учетом предложений, озвученных на сегодняшнем совещании, мы также будем планировать привлекать общественное объединение инвалидов», — прокомментировал обращения общества людей с ограниченными возможностями М.Бекишев.

По его словам, на сегодня техническое состояние региональных вокзалов оставляет желать лучшего. Здания были построены еще в середине прошлого столетия, поэтому технически сейчас они мало соответствуют предъявляемым требованиям.

«Приведение вокзалов в соответствие с международными стандартами, это работа не одного года. Она очень дорогостоящая. Будет систематизирована система обслуживания пассажиров, будет разработана система зонирования, то есть мы стремимся к тому, чтобы на каждом вокзале была отдельно зона предоставления железнодорожных услуг, отдельно предоставление вспомогательных дополнительных сервисных услуг, общественного питания, магазинов. Проводится работа по улучшению справочно-информационного обеспечения пассажиров на вокзалах. Уже на вокзалах областных центров мы информируем пассажиров при отправлении поездов даже о погодных условиях пункта назначения. Недавно мы ввели информирование пассажиров на английском языке, по громкой связи. Все эти шаги постепенно приведут к улучшению деятельности», — отметил вице-президент.

Сейчас в стране функционирует 307 железнодорожных вокзалов. Наилучшими характеристиками, по словам М.Бекишева, обладают вокзалы Астаны, Алматы и Караганды.

Стоит отметить, что ранее аким г.Алматы Б.Байбек в преддверии Дня людей с ограниченными возможностями провел встречу с руководителями неправительственных организаций, занимающихся вопросами поддержки инвалидов и отметил, что в городе решаются вопросы обеспечения равного доступа к объектам социальной инфраструктуры. «Этот вопрос учитывается при строительстве и реконструкции социально значимых объектов, ремонте улиц, доступности общественного транспорта. Для людей с особыми потребностями в городе должна быть доступна инфраструктура, а среди населения должен быть дух солидарности, чтобы сограждане поддерживали и помогали друг другу», - сказал аким Бауыржан Байбек

«На сегодня в Алматы порядка 23 тыс. инвалидов являются потенциально трудоспособными. Из них работает почти 6000 человек. Вовлечение в трудовую деятельность лиц с ограниченными возможностями осуществляется через реализацию таких программ, как Дорожная карта занятости-2020 и Программа развития города, проведение специализированных ярмарок вакансий. Ежегодно в целях социальной поддержки людей с особыми потребностями из местного бюджета выделяется около 3 млрд тенге. Это помощь является адресной», - отметил Бауыржан Байбек.

Однако у инвалида детства из Павлодара остались совсем другие впечатления о доступности объектов южной столицы. В рамках собственного социального проекта «Доступная среда Казахстана» блогер Артур Руссман посетил несколько городов, в том числе и Алматы.

«Он ездил на коляске и сам проверял? Или он верит своим подчиненным? Так может сказать только человек, который не знает проблем инвалидов. Так пусть хотя бы на час аким Алматы побудет на нашем месте и проедется по улицам на коляске. Как в каждом городе, в Алматы недоступные бордюры. На местах, предназначенных для проезда инвалидов, паркуются машины.

На автостоянках, на местах, помеченных знаком «остановка для транспорта, перевозящего инвалидов», стоят машины физически здоровых людей. Здесь я хочу отметить, что полицейские Астаны эту проблему уже искоренили. Общественный транспорт вообще не предназначен для перевозки инвалидов, даже некоторые водители и не знали, что у автобуса, на котором они работают, есть откидной пандус. Единственное в Казахстане метро совершенно недоступно для инвалидов, там по проекту даже не предусмотрен пандус. О чем говорит аким?!» - мотивирует блогер.

Путешественник с особыми потребностями рассказал, что если бы не сопровождавший его видеоблогер Борис Лучининов, который вместе с неравнодушными алматинцами попросту переносили коляску Артура на руках, он не смог бы посетить ни одного объекта.

«В моем родном Павлодаре, благодаря усилиям инвалидов с активной жизненной позицией, за 20 лет удалось переломить тенденцию недоступности. Мне повезло, что неравнодушные люди, в том числе и из госорганов, помогли построить пандус к нашей с мамой квартире. Мы живем на 1-м этаже, я могу без посторонней помощи выезжать на улицу. А ведь для многих это просто недоступно. Должно быть больше таких неугомонных людей, ведь «один в поле не воин». Я благодарен своей маме, педагогам реабилитационного центра «Самал», которые показали мне, что люди с особыми потребностями могут жить не хуже физически здоровых людей», - с теплотой говорит Артур Руссман.

Блогер напомнил, как Дарига Назарбаева в бытность депутатом мажилиса посоветовала акимам сесть в инвалидные кресла и протестировать общественные объекты хотя бы в областных центрах.

«Вы слышали или видели, чтобы хоть один аким последовал совету Дариги Нурсултановны?! Конечно, будут говорить: у акима и без этого много работы, но ведь мы такие же члены общества. И мы хотим немногого: чтобы нам дали возможность свободного передвижения», - отметил Артур.

Благодаря помощи меценатов Артур Руссман за лето 2015 года побывал в Астане, Караганде, Актау и Алматы.

«Я осуществил свою детскую мечту и побывал на море, на нашем - Каспийском. Впечатления неописуемые, но среда - недоступная. Мне кажется, все начинается со школьной скамьи. Надо развивать инклюзивное образование. И тогда здоровый ребенок с детства будет понимать нужды детей с инвалидностью, а когда вырастет, будет совсем по-другому смотреть на проблемы инвалидов», - с надеждой говорит он.

Сейчас Артур готовится к новым путешествиям. У него большие планы на сезон весна-лето 2016 года. И он надеется, что аким Алматы все же решится на эксперимент с инвалидной коляской.

Стоит отметить, что небольшая конструктивная критика лишь «на руку» властям, ведь есть к чему еще стремиться. Однако, заметим, что казахстанцы и на благодарности не скупы. Так, в прошлом году мы писали о инвалиде первой группы А.Михаиле, который благодарен Назарбаеву за послание. Ему понравилось, что президент вспомнил о трудоустройстве людей с ограниченными возможностями

Я горд и безмерно рад, что в своем обращении народу Президент не забыл о нас, инвалидах, - поделился впечатлениями инвалид первой группы Михаил Ананин.

«За выступлением Президента я следил через Интернет. Компьютер - это единственная моя связь с внешним миром. Я - колясочник. Мне было очень приятно слышать, что Глава государства Нурсултан Назарбаев в своем Послании сказал о таких, как я. Решение Президента поднять размеры социальных пособий по инвалидности и утере кормильца, это очень верное решение. Мы, инвалиды, очень нуждаемся в финансовой поддержке», - рассказывает Михаил.

Он отметил, пишет Казинформ, что поддерживает идею Президента об усовершенствовании правовой базы деятельности объединений инвалидов. «Зачастую такие организации действуют только формально, а некоторые не могут чего-либо добиться из-за пробелов в законодательной базе, - отметил Михаил. - Меня порадовало, что Нурсултан Назарбаев велел и Правительству, и местным акимам усилить работу с людьми с ограниченными возможностями, ведь зачастую местные власти о нас забывают».

«Очень хорошо Глава государства высказался о трудоустройстве инвалидов. Он прав, мы можем работать во многих сферах. Правда, вот я могу работать только на расстоянии, с помощью Интернета, и я пытаюсь это делать. Работа нам жизненно необходима, чтобы чувствовать себя нужными. Нам важно быть полезными обществу, и хорошо, что Нурсултан Назарбаев предложил ввести специальную квоту по 5-10 человек», - рассказал Михаил Ананин.

Напомним, что выступая с Посланием народу, Нурсултан Назарбаев предложил вовлекать инвалидов в работу на предприятиях бытового обслуживания, пищевой промышленности, сельского хозяйства, в ресторанах и различных офисах. Это, по мнению Президента, позволит инвалидам не просто получать пособия, а чувствовать себя полезными обществу.

«Казахстан ХХI века – страна, созданная с «нуля» всего за два десятилетия талантливым, трудолюбивым, толерантным народом! Это наше общее детище, которым мы гордимся! Это наше великое творение, которое мы беззаветно любим!

Мы приняли Стратегию-2050, чтобы казахстанцы крепко держали в своих руках штурвал будущего страны.Сегодня по долгосрочным планам работают многие успешные страны - Китай, Малайзия, Турция. Стратегическое планирование в ХХI веке является правилом номер один. Ибо никакой ветер не будет попутным, если страна не знает маршрута и гавани прибытия. Стратегия-2050, как путеводный маяк, позволяет нам решать вопросы ежедневной жизни людей, не теряя из виду нашей главной цели. Это означает, что мы ежегодно, а не через 30-50 лет, будем улучшать жизнь людей.

Стратегия – это программа конкретных практических дел, которые день за днем, из года в год будут делать лучше страну и жизнь казахстанцев. Но каждый должен понимать и знать, что в рыночных условиях не надо ждать манны небесной, а эффективно трудиться. Задача государства – создавать для этого все условия. Я убежден, что достойное Будущее нашей Родины среди передовых стран мира – это именно то, что навеки объединит всех казахстанцев.

Сегодня я хочу представить наш план вхождения в число 30-ти развитых стран мира. По моему поручению Правительство разработало проект подробной Концепции. Я в целом одобрил этот документ, который после доработки с учетом моих поручений в данном Послании будет окончательно утвержден. По многим прогнозам, предстоящие 15-17 лет станут «окном возможностей» для масштабного прорыва Казахстана. В этот период для нас сохранятся благоприятная внешняя среда, рост потребности в ресурсах, энергии и продовольствии, вызревание Третьей индустриальной революции. Мы должны использовать это время.(…) Надо усилить внимание нашим гражданам с ограниченными возможностями. Для них Казахстан должен стать безбарьерной зоной. Позаботиться об этих людях, которых немало, – наш долг перед собой и обществом. Во всем мире этим занимаются. Люди с ограниченными возможностями могут работать на предприятиях бытового обслуживания, пищевой промышленности, сельского хозяйства. Я еще раз обращаюсь ко всему нашему бизнесу оказать им содействие в трудоустройстве. Также можно рассмотреть возможность введения специальной квоты на 5-10 человек.

Мы вовлечем их в активную жизнь, они будут не просто получать пособия, а будут осознавать себя членами общества, полезными работниками. Всем нашим социальным институтам, неправительственным организациям, партии «Нур Отан» следует взяться за эту работу. Если необходимо, то Правительству надо проработать этот вопрос со всеми компаниями и принять соответствующее решение. Поручаю Правительству с 1 июля 2015 года повысить на 25 процентов размеры социальных пособий по инвалидности и утере кормильца. Следует усовершенствовать правовую базу деятельности объединений инвалидов.

Важно усилить работу с ними всех государственных органов – от Правительства до местного акима. Следует и дальше сокращать уровень бедности и сдерживать рост безработицы. При этом важно не допускать роста иждивенческих настроений. Для всех получателей госпособий и помощи надо ввести правило об обязательном участии в программах занятости и социальной адаптации», - следует из послания Н.Назарбаева от января 2014 года.

«Плоды» данного послания можно было увидеть уже спустя полгода. Так, летом того же года в ЮКО инвалид получил работу программиста в акимате. Трудоустроиться инвалиду третьей группы помогла Национальная палата предпринимателей. «Наши эксперты направили парня в акимат Абайского района Шымкента, - рассказывают в пресс-службе НПП. - Там как раз требовался программист. А Ерканат Жакипов только что окончил колледж по этой специальности».

Ерканат - инвалид третьей группы. У него с детства проблемы с опорно-двигательным аппаратом, но несмотря на это всегда было желание работать на благо страны. «Я знаю, что работу искали многие здоровые парни и девушки, и даже не надеялся. Но когда мне позвонили из Палаты предпринимателей, я просто не поверил своему счастью», - рассказывает Ерканат Жакипов.

Люди с ограниченными возможностями очень ответственны, заявляет аким Абайского района Ахмет Татыбаев. «Мне кажется, что они выполняют свою работу лучше, чем их здоровые коллеги. Они дорожат своими рабочими местами», - сказал он в интервью.

В палате предпринимателей ЮКО отмечают, что трудоустройство инвалидов - до сих пор острая социальная тема. НПП укрепляет сотрудничество с центром занятости и обществами инвалидов, создала список вакансий предприятий, которые готовы трудоустроить людей с ограниченными возможностями.

Отметим, что за несколько месяцев до послания в Алматы представители инвалидных организаций отмечали, что почти 95% людей с ограниченными возможностями остаются безработными. Данную информацию озвучивал седьмой канал и описывал проблемы инвалидов на конкретном примере. «Рабочий день Веры Королевой проходит в небольшом офисе. Девушка - инвалид первой группы, в общественной организации она трудится уже 8 лет. В других местах Вере отказали. Профессиональный переводчик с немецкого языка теперь помогает другим, таким же людям с ограниченными возможностями», - сообщал канал.

«Очень трудно было найти работу, вообще, инвалидам очень проблематично. У работодателей сложился стереотип, что инвалид неспособен работать. Я долго искала», - рассказала инвалид первой группы Вера Королева.

«Я не имею доступа ко всем услугам - к образованию, транспорту и т.д. Это нарушение моих прав!» - сказал председатель Союза инвалидов Алматы Али Аманбаев.

Самой главной проблемой инвалидов остается невозможность трудоустроиться. Найти хорошо оплачиваемую работу удается лишь единицам. Чтобы решить этот вопрос, общественники предлагают начать с госорганов.

«Сейчас мы работаем с Агентством по делам госслужбы, чтобы все-таки принципиально решить вопрос о принятии инвалидов на госслужбу. Чтобы сами акиматы давали пример, как трудоустроить инвалидов. Мы надеемся, что уже в следующем году хотя бы 3%-ная квота будет соблюдена в госорганах», - поделился председатель ОО инвалидов, имеющих высшее образование, «Намыс» Кайрат Иманалиев.

Поэтому невозможно обойти вниманием такой проект как - «Дистанционное обучение молодых предпринимателей с ограниченными возможностями для продвижения своего бизнеса через интернет». Палата предпринимателей ЮКО презентовала социальный проект «Организация дистанционного обучения для молодых предпринимателей с ограниченными возможностями для продвижения своего бизнеса через Интернет» в мае 2014 года. Цель проекта – обучение людей с ограниченными возможностями (инвалидов-колясочников) основам бизнеса и информационно-коммуникационным технологиям для продвижения бизнеса через интернет.

Так,30 молодых предпринимателей с ограниченными возможностями в возрасте от 18 до 29 лет обучились посредством системы видео-конференции «Skype». В результате реализации проекта обучившиеся смогли создать электронные магазины, администрировать свои сайты, продвигать свои товары и услуги через Интернет для заработка.

Стоит дополнить, что программы поддержки людей с ограниченными возможностями охватили весь Казахстан и заинтересовали социально ответственные организации. К примеру, власти Актюбинские власти помогли трем инвалидам начать бизнес в тот же период.

В центре обслуживания предпринимателей по Актюбинской области прошло вручение оборудования трем алгинцам с ограниченными возможностями в рамках программы «Даму-Комек». Так, многофункциональную швейную машину подарили жительнице поселка Симбай Алгинского района Айне Ертазиной. Женщина стала инвалидом в 2013 году, пришлось оставить работу. Однако Айна решила заняться своим делом - шьет на дому корпе и приданое для девушек. Новая машинка пришлась кстати.

«О программе поддержки предпринимателей-инвалидов узнала случайно, пришла в центр обслуживания предпринимателей за консультацией по кредитованию бизнеса. Огромное спасибо за поддержку», - говорит она.

Кенжегали Ишниязов, инвалид 2 группы из п.Черноводск Алгинского района, получил в качестве спонсорской помощи холодильник. Мужчина разводит домашних кур и уток, реализуя их в магазинах. Оборудование для сапожной мастерской - станки и швейную машину получил инвалид 1 группы Игорь Козлов из п.Бестамак. Спонсором для всех троих алгинцев выступила директор ТОО КазЦКУБ «Нитрохим» Гульнара Сералиева. Предпринимательнице было вручено благодарственное письмо от фонда «Даму».

Отметим, что государство обеспокоилось и вопросом транспорта. Так, в январе прошлого года сообщалось, что инвалиды в Астане будут ездить на такси за счет государства.

Незрячим больше не придется передвигаться самостоятельно и за свой счет. В Астане для них запустят бесплатное такси, передавал телеканал 24.kz.

«Одна из самых больших проблем для незрячих людей - передвижение. Инвалиды по зрению бессильны против тех, кто не гнушается обмануть, обокрасть и даже покалечить беззащитных людей. Поэтому передвигаться по городу слепым и слабовидящим приходится, рассчитывая лишь на добросовестность таксиста», - говорилось в выпуске, а далее приводилась история.

Проблемы со зрением у Куантая Татенова возникли давно, а последние 10 лет ему и вовсе приходится жить на ощупь. Решить проблему с транспортом председатель столичного общества слепых пытается не первый год. Адресовал коллективные письма и в Министерство труда и к депутатам. И теперь привозить и отвозить незрячих будет специальная служба такси.

«Мы долго ждали этого. Рады, что вопрос с транспортом решается. Здесь два момента - безопасность и уверенность в том, что нас довезут до места назначения. Второе - это облегчит наше передвижение. Ведь невозможно сидеть в четырех стенах: надо в больницу, хочется в театр съездить. Тем более многие члены нашего общества полноценно работают», - сказал председатель ОО «Казахское общество слепых» Куантай Татенов.

Работают слепые массажистами. Много среди них спортсменов, музыкантов и композиторов. Всего же в Астане насчитывается 1700 инвалидов по зрению. Уже с начала года в Управлении занятости планируют закупить 10 машин. Возить людей будут по утвержденному списку. Ежедневные заявки будут поступать диспетчеру, который должен составить график передвижения и координировать работу в целом.

«Перевозят инвалидов по зрению в Караганде - это первая практика. В Астане на данный момент есть 5 инвотакси для инвалидов-колясочников. Если будет недостаточно средств, мы будем обращаться в маслихаты. Думаем, нас поддержат», - заявила руководитель Управления занятости и социальных программ Астаны Алма Алтыбаева.

При этом в соответствующих ведомствах не забывали и о правах инвалидов на дорогах города. Так, в МВД комментировали послабления для инвалидов в ПДД, вступившие с января 2015 года. Как сообщили корреспонденту ИА Total.kz представители комитета административной полиции при МВД, новые правила дорожного движения претерпели существенные изменения. По словам руководителя пресс-службы комитета Ирины Лукьяниной, в общие положения ПДД включены новые термины, которые до этого отсутствовали. Например, «автомобиль», «дневные ходовые огни», «крупногабаритное транспортное средство».

Полицейские утверждают, что в новых ПДД обязанности водителей, пешеходов и пассажиров изложены предельно доступным языком. Например, вполне четко разъясняется пункт о том, что скорость движения на дорогах, за исключением автомагистралей и дорог, имеющих разделительную полосу, установлена в пределах 100 км/час. Раньше разрешенной была скорость 110 км/час.

Также вполне конкретно оговаривается норма о ходовых огнях, которые должны быть включены в светлое время суток. В достаточно новых машинах эта опция предусмотрена по умолчанию, а вот в старых автомобилях, где нет заводских ходовых огней, нужно включать не габаритные огни, как думают многие, а полноценный ближний свет.

В новых правилах отдельно прописаны послабления для инвалидов. Например, знак «Остановка запрещена» теперь не распространяется на автомобили, которыми управляют инвалиды. То же относится к машинам, которые обслуживают инвалидов. Теперь инвалиды могут парковаться в зоне действия дорожных знаков, запрещающих остановку или стоянку. Но при условии, что для движения пешеходов должна оставаться свободная полоса не менее 1,5 метров. Иными словами, инвалиды могут ставить свои автомобили практически везде, но при этом так, чтобы не мешать движению и пешеходам.

Возвращаясь к законодательному вопросу, можно отметить, что на днях на пленарном заседании депутаты одобрили во втором чтении проект закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты прав инвалидов», передает корреспондент агентства.

Законопроектом вносятся поправки в 24 законодательных акта в целях совершенствования системы социальной защиты инвалидов. Закон проекта предусматривает обеспечение доступности социальной, транспортной инфраструктуры - создание безбарьерной среды на вокзалах и в аэропортах, обучение работников транспорта навыкам общения и предоставления услуг инвалидам и прочее.

Также в рамках проекта предусмотрено совершенствование услуг в социальной сфере: обеспечение доступности медицинской помощи и медицинской реабилитации инвалидов, совершенствование медико-социальной экспертизы, обеспечение доступа детей-инвалидов к инклюзивному образованию и др. Как отметили депутаты, принятие законопроекта способствует улучшению прав более 600 тысяч инвалидов.

Напомним, данный законопроект разработан в соответствии с реализацией закона «О ратификации Конвенции о правах инвалидов», подписанного главой государства 20 февраля текущего года.

СПРАВКА

Конвенция о правах инвалидов — конвенция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года и вступившая в силу 3 мая 2008 года (на тридцатый день после присоединения или ратификации двадцатью государствами). Одновременно с Конвенцией принят и вступил в силу Факультативный протокол к ней. По состоянию на октябрь 2015 года 160 государств и Евросоюз участвуют в Конвенции, 88 государств — в Факультативном протоколе.

Со вступлением в силу Конвенции был учрежден Комитет по правам инвалидов (изначально — в составе 12 экспертов, в связи с достижением числом стран-участниц отметки 80 расширен до 18 человек) — орган надзора за исполнением Конвенции, уполномоченный рассматривать доклады государств-участников Конвенции, выносить по ним предложения и общие рекомендации, а также рассматривать сообщения о нарушениях Конвенции государствами-участниками Протокола.

Общие обязательства

1. Государства-участники обязуются обеспечивать и поощрять полную реализацию всех прав человека и основных свобод всеми инвалидами без какой бы то ни было дискриминации по признаку инвалидности. С этой целью государства-участники обязуются:

a) принимать все надлежащие законодательные, административные и иные меры для осуществления прав, признаваемых в настоящей Конвенции;

b) принимать все надлежащие меры, в том числе законодательные, для изменения или отмены существующих законов, постановлений, обычаев и устоев, которые являются по отношению к инвалидам дискриминационными;

c) учитывать во всех стратегиях и программах защиту и поощрение прав человека инвалидов;

d) воздерживаться от любых действий или методов, которые не согласуются с настоящей Конвенцией, и обеспечивать, чтобы государственные органы и учреждения действовали в соответствии с настоящей Конвенцией;

e) принимать все надлежащие меры для устранения дискриминации по признаку инвалидности со стороны любого лица, организации или частного предприятия;

f) проводить или поощрять исследовательскую и конструкторскую разработку товаров, услуг, оборудования и объектов универсального дизайна (определяемого в статье 2 настоящей Конвенции), чья подгонка под конкретные нужды инвалида требовала бы как можно меньшей адаптации и минимальных затрат, способствовать их наличию и использованию, а также продвигать идею универсального дизайна при выработке стандартов и руководящих ориентиров;

g) проводить или поощрять исследовательскую и конструкторскую разработку, а также способствовать наличию и использованию новых технологий, включая информационно-коммуникационные технологии, средств, облегчающих мобильность, устройств и ассистивных технологий, подходящих для инвалидов, с уделением первоочередного внимания недорогим технологиям;

h) предоставлять инвалидам доступную информацию о средствах, облегчающих мобильность, устройствах и ассистивных технологиях, в том числе новых технологиях, а также других формах помощи, вспомогательных услугах и объектах;

i) поощрять преподавание специалистам и персоналу, работающим с инвалидами, признаваемых в настоящей Конвенции прав, чтобы совершенствовать предоставление гарантированных этими правами помощи и услуг.

2. Что касается экономических, социальных и культурных прав, то каждое государство-участник обязуется принимать, максимально задействуя имеющиеся у него ресурсы, а в случае необходимости — прибегая к международному сотрудничеству, меры к постепенному достижению полной реализации этих прав без ущерба для тех сформулированных в настоящей Конвенции обязательств, которые являются непосредственно применимыми в соответствии с международным правом.

3. При разработке и применении законодательства и стратегий, направленных на осуществление настоящей Конвенции, и в рамках других процессов принятия решений по вопросам, касающимся инвалидов, государства-участники тесно консультируются с инвалидами, включая детей-инвалидов, и активно привлекают их через представляющие их организации.

4. Ничто в настоящей Конвенции не затрагивает каких-либо положений, которые в большей степени способствуют реализации прав инвалидов и могут содержаться в законах государства-участника или нормах международного права, действующих в этом государстве. Не допускается никакое ограничение или умаление каких бы то ни было прав человека и основных свобод, признаваемых или существующих в каком-либо государстве — участнике настоящей Конвенции в силу закона, конвенций, правил или обычаев, под тем предлогом, что в настоящей Конвенции не признаются такие права или свободы или что в ней они признаются в меньшем объеме.

5. Положения настоящей Конвенции распространяются на все части федеративных государств без каких бы то ни было ограничений или изъятий.

Равенство и недискриминация

1. Государства-участники признают, что все лица равны перед законом и по нему и имеют право на равную защиту закона и равное пользование им без всякой дискриминации.

2. Государства-участники запрещают любую дискриминацию по признаку инвалидности и гарантируют инвалидам равную и эффективную правовую защиту от дискриминации на любой почве.

3. Для поощрения равенства и устранения дискриминации государства-участники предпринимают все надлежащие шаги к обеспечению разумного приспособления.

4. Конкретные меры, необходимые для ускорения или достижения фактического равенства инвалидов, не считаются дискриминацией по смыслу настоящей Конвенции.

Женщины-инвалиды

1. Государства-участники признают, что женщины-инвалиды и девочки-инвалиды подвергаются множественной дискриминации, и в этой связи принимают меры для обеспечения полного и равного осуществления ими всех прав человека и основных свобод.

2. Государства-участники принимают все надлежащие меры для обеспечения всестороннего развития, улучшения положения и расширения прав и возможностей женщин, чтобы гарантировать им осуществление и реализацию прав человека и основных свобод, закрепленных в настоящей Конвенции.

Дети-инвалиды

1. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми.

2. Во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка.

3. Государства-участники обеспечивают, чтобы дети-инвалиды имели право свободно выражать по всем затрагивающим их вопросам свои взгляды, которые получают должную весомость, соответствующую их возрасту и зрелости, наравне с другими детьми и получать помощь, соответствующую инвалидности и возрасту, в реализации этого права.

Просветительно-воспитательная работа

1. Государства-участники обязуются принимать безотлагательные, эффективные и надлежащие меры к тому, чтобы:

a) повышать просвещенность всего общества, в том числе на уровне семьи, в вопросах инвалидности и укреплять уважение прав и достоинства инвалидов;

b) вести борьбу со стереотипами, предрассудками и вредными обычаями в отношении инвалидов, в том числе на почве половой принадлежности и возраста, во всех сферах жизни;

c) пропагандировать потенциал и вклад инвалидов.

2. Принимаемые с этой целью меры включают:

a) развертывание и ведение эффективных общественно-просветительных кампаний, призванных:

i) воспитывать восприимчивость к правам инвалидов;

ii) поощрять позитивные представления об инвалидах и более глубокое понимание их обществом;

iii) содействовать признанию навыков, достоинств и способностей инвалидов, а также их вклада на рабочем месте и на рынке труда;

b) воспитание на всех уровнях системы образования, в том числе у всех детей начиная с раннего возраста, уважительного отношения к правам инвалидов;

c) побуждение всех органов массовой информации к такому изображению инвалидов, которое согласуется с целью настоящей Конвенции;

d) продвижение воспитательно-ознакомительных программ, посвященных инвалидам и их правам.

Доступность

1. Чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности:

a) на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места;

b) на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы.

2. Государства-участники принимают также надлежащие меры к тому, чтобы:

a) разрабатывать минимальные стандарты и руководящие ориентиры, предусматривающие доступность объектов и услуг, открытых или предоставляемых для населения, вводить их в действие и следить за их соблюдением;

b) обеспечивать, чтобы частные предприятия, которые предлагают объекты и услуги, открытые или предоставляемые для населения, учитывали все аспекты доступности для инвалидов;

c) организовывать для всех вовлеченных сторон инструктаж по проблемам доступности, с которыми сталкиваются инвалиды;

d) оснащать здания и другие объекты, открытые для населения, знаками, выполненными азбукой Брайля и в легкочитаемой и понятной форме;

e) предоставлять различные виды услуг помощников и посредников, в том числе проводников, чтецов и профессиональных сурдопереводчиков, для облегчения доступности зданий и других объектов, открытых для населения;

f) развивать другие надлежащие формы оказания инвалидам помощи и поддержки, обеспечивающие им доступ к информации;

g) поощрять доступ инвалидов к новым информационно-коммуникационным технологиям и системам, включая Интернет;

h) поощрять проектирование, разработку, производство и распространение изначально доступных информационно-коммуникационных технологий и систем, так чтобы доступность этих технологий и систем достигалась при минимальных затратах.

Право на жизнь

Государства-участники вновь подтверждают неотъемлемое право каждого человека на жизнь и принимают все необходимые меры для обеспечения его эффективного осуществления инвалидами наравне с другими.

Ситуации риска и чрезвычайные гуманитарные ситуации

Государства-участники принимают в соответствии со своими обязательствами по международному праву, включая международное гуманитарное право и международное право прав человека, все необходимые меры для обеспечения защиты и безопасности инвалидов в ситуациях риска, включая вооруженные конфликты, чрезвычайные гуманитарные ситуации и стихийные бедствия.

Равенство перед законом

1. Государства-участники подтверждают, что каждый инвалид, где бы он ни находился, имеет право на равную правовую защиту.

2. Государства-участники признают, что инвалиды обладают правоспособностью наравне с другими во всех аспектах жизни.

3. Государства-участники принимают надлежащие меры для предоставления инвалидам доступа к поддержке, которая им может потребоваться при реализации своей правоспособности.

4. Государства-участники обеспечивают, чтобы все меры, связанные с реализацией правоспособности, предусматривали надлежащие и эффективные гарантии предотвращения злоупотреблений в соответствии с международным правом прав человека. Такие гарантии должны обеспечивать, чтобы меры, связанные с реализацией правоспособности, ориентировались на уважение прав, воли и предпочтений лица, были свободны от конфликта интересов и неуместного влияния, были соразмерны обстоятельствам этого лица и подстроены под них, применялись в течение как можно меньшего срока и регулярно проверялись компетентным, независимым и беспристрастным органом или судебной инстанцией. Эти гарантии должны быть соразмерны той степени, в которой такие меры затрагивают права и интересы данного лица.

5. С учетом положений настоящей статьи государства-участники принимают все надлежащие и эффективные меры для обеспечения равных прав инвалидов на владение имуществом и его наследование, на управление собственными финансовыми делами, а также на равный доступ к банковским ссудам, ипотечным кредитам и другим формам финансового кредитования и обеспечивают, чтобы инвалиды не лишались произвольно своего имущества.

Доступ к правосудию

1. Государства-участники обеспечивают инвалидам наравне с другими эффективный доступ к правосудию, в том числе предусматривая процессуальные и соответствующие возрасту коррективы, облегчающие выполнение теми своей эффективной роли прямых и косвенных участников, в том числе свидетелей, во всех стадиях юридического процесса, включая стадию расследования и другие стадии предварительного производства.

2. Чтобы содействовать обеспечению инвалидам эффективного доступа к правосудию, государства-участники способствуют надлежащему обучению лиц, работающих в сфере отправления правосудия, в том числе в полиции и пенитенциарной системе.

Свобода и личная неприкосновенность

1. Государства-участники обеспечивают, чтобы инвалиды наравне с другими:

a) пользовались правом на свободу и личную неприкосновенность;

b) не лишались свободы незаконно или произвольно и чтобы любое лишение свободы соответствовало закону, а наличие инвалидности ни в коем случае не становилось основанием для лишения свободы.

2. Государства-участники обеспечивают, чтобы в том случае, если на основании какой-либо процедуры инвалиды лишаются свободы, им наравне с другими полагались гарантии, согласующиеся с международным правом прав человека, и чтобы обращение с ними соответствовало целям и принципам настоящей Конвенции, включая обеспечение разумного приспособления.

Свобода от пыток и жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания

1. Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению или наказанию. В частности, ни одно лицо не должно без его свободного согласия подвергаться медицинским или научным опытам.

2. Государства-участники принимают все эффективные законодательные, административные, судебные или иные меры к тому, чтобы инвалиды наравне с другими не подвергались пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения и наказания.


 

Свобода от эксплуатации, насилия и надругательства

1. Государства-участники принимают все надлежащие законодательные, административные, социальные, просветительные и иные меры для защиты инвалидов как дома, так и вне его от всех форм эксплуатации, насилия и надругательства, в том числе от тех их аспектов, которые имеют гендерную подоплеку.

2. Государства-участники принимают также все надлежащие меры для предотвращения всех форм эксплуатации, насилия и надругательства, обеспечивая, в частности, подходящие формы оказания учитывающей возрастно-половую специфику помощи и поддержки инвалидам, их семьям и лицам, осуществляющим уход за инвалидами, в том числе путем ознакомления и просвещения в вопросе о том, как избегать проявлений эксплуатации, насилия и надругательства, определять их и сообщать о них. Государства-участники обеспечивают, чтобы услуги по предоставлению защиты оказывались с учетом возрастно-половой специфики и фактора инвалидности.

3. Стремясь предотвращать проявление всех форм эксплуатации, насилия и надругательства, государства-участники обеспечивают, чтобы все учреждения и программы, предназначенные для обслуживания инвалидов, находились под эффективным наблюдением со стороны независимых органов.

4. Государства-участники принимают все надлежащие меры для содействия физическому, когнитивному и психологическому восстановлению, реабилитации и социальной реинтеграции инвалидов, ставших жертвами любой формы эксплуатации, насилия или надругательства, в том числе путем оказания услуг по предоставлению защиты. Такие восстановление и реинтеграция происходят в обстановке, способствующей укреплению здоровья, благополучия, самоуважения, достоинства и самостоятельности соответствующего лица, и осуществляются с учетом нужд, обусловленных возрастно-половой спецификой.

5. Государства-участники принимают эффективные законодательство и стратегии, в том числе ориентированные на женщин и детей, для обеспечения того, чтобы случаи эксплуатации, насилия и надругательства в отношении инвалидов выявлялись, расследовались и в надлежащих случаях преследовались.

Защита личной целостности

Каждый инвалид имеет право на уважение его физической и психической целостности наравне с другими.

Свобода передвижения и гражданство

1. Государства-участники признают права инвалидов на свободу передвижения, на свободу выбора местожительства и на гражданство наравне с другими, в том числе путем обеспечения того, чтобы инвалиды:

a) имели право приобретать и изменять гражданство и не лишались своего гражданства произвольно или по причине инвалидности;

b) не лишались, по причине инвалидности, возможности получать документы, подтверждающие их гражданство, или иные удостоверяющие их личность документы, обладать такими документами и пользоваться ими либо использовать соответствующие процедуры, например иммиграционные, которые могут быть необходимы для облегчения осуществления права на свободу передвижения;

c) имели право свободно покидать любую страну, включая свою собственную;

d) не лишались произвольно или по причине инвалидности права на въезд в свою собственную страну.

2. Дети-инвалиды регистрируются сразу же после рождения и с момента рождения имеют право на имя и на приобретение гражданства, а также, в наиболее возможной степени, право знать своих родителей и право на их заботу.

Самостоятельный образ жизни и вовлеченность в местное сообщество

Государства–участники настоящей Конвенции признают равное право всех инвалидов жить в обычных местах проживания, при равных с другими людьми вариантах выбора, и принимают эффективные и надлежащие меры для того, чтобы содействовать полной реализации инвалидами этого права и их полному включению и вовлечению в местное сообщество, в том числе обеспечивая, чтобы:

a) инвалиды имели возможность выбирать наравне с другими людьми свое место жительства и то, где и с кем проживать, и не были обязаны проживать в каких-то определенных жилищных условиях;

b) инвалиды имели доступ к разного рода оказываемым на дому, по месту жительства и иным вспомогательным услугам на базе местного сообщества, включая персональную помощь, необходимую для поддержки жизни в местном сообществе и включения в него, а также для недопущения изоляции или сегрегации от местного сообщества;

c) услуги и объекты коллективного пользования, предназначенные для населения в целом, были в равной степени доступны для инвалидов и отвечали их нуждам.

Индивидуальная мобильность

Государства-участники принимают эффективные меры для обеспечения индивидуальной мобильности инвалидов с максимально возможной степенью их самостоятельности, в том числе путем:

a) содействия индивидуальной мобильности инвалидов избираемым ими способом, в выбираемое ими время и по доступной цене;

b) облегчения доступа инвалидов к качественным средствам, облегчающим мобильность, устройствам, ассистивным технологиям и услугам помощников и посредников, в том числе за счет их предоставления по доступной цене;

c) обучения инвалидов и работающих с ними кадров специалистов навыкам мобильности;

d) побуждения предприятий, которые занимаются производством средств, облегчающих мобильность, устройств и ассистивных технологий, к учету всех аспектов мобильности инвалидов.

Свобода выражения мнения и убеждений и доступ к информации

Государства-участники принимают все надлежащие меры для обеспечения того, чтобы инвалиды могли пользоваться правом на свободу выражения мнения и убеждений, включая свободу искать, получать и распространять информацию и идеи наравне с другими, пользуясь по своему выбору всеми формами общения, определяемыми в статье 2 настоящей Конвенции, включая:

a) снабжение инвалидов информацией, предназначенной для широкой публики, в доступных форматах и с использованием технологий, учитывающих разные формы инвалидности, своевременно и без дополнительной платы;

b) принятие и содействие использованию в официальных сношениях: жестовых языков, азбуки Брайля, усиливающих и альтернативных способов общения и всех других доступных способов, методов и форматов общения по выбору инвалидов;

c) активное побуждение частных предприятий, оказывающих услуги широкой публике, в том числе через Интернет, к предоставлению информации и услуг в доступных и пригодных для инвалидов форматах;

d) побуждение средств массовой информации, в том числе предоставляющих информацию через Интернет, к превращению своих услуг в доступные для инвалидов;

e) признание и поощрение использования жестовых языков.

Неприкосновенность частной жизни

1. Независимо от места жительства или жилищных условий ни один инвалид не должен подвергаться произвольному или незаконному посягательству на неприкосновенность его частной жизни, семьи, жилища или переписки и иных видов общения либо незаконным нападкам на его честь и репутацию. Инвалиды имеют право на защиту закона от таких посягательств или нападок.

2. Государства-участники охраняют конфиденциальность сведений о личности, состоянии здоровья и реабилитации инвалидов наравне с другими.

Уважение дома и семьи

1. Государства-участники принимают эффективные и надлежащие меры для устранения дискриминации в отношении инвалидов во всех вопросах, касающихся брака, семьи, отцовства, материнства и личных отношений, наравне с другими, стремясь при этом обеспечить, чтобы:

a) признавалось право всех инвалидов, достигших брачного возраста, вступать в брак и создавать семью на основе свободного и полного согласия брачующихся;

b) признавались права инвалидов на свободное и ответственное принятие решений о числе детей и интервалах между их рождением и на доступ к соответствующей возрасту информации и к просвещению в вопросах репродуктивного поведения и планирования семьи, а также предоставлялись средства, позволяющие им осуществлять эти права;

c) инвалиды, включая детей, наравне с другими сохраняли свою фертильность.

2. Государства-участники обеспечивают права и обязанности инвалидов в отношении опекунства, попечительства, опеки, усыновления детей или аналогичных институтов, когда данные понятия присутствуют в национальном законодательстве; во всех случаях первостепенное значение имеют высшие интересы ребенка. Государства-участники оказывают инвалидам надлежащую помощь в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей.

3. Государства-участники обеспечивают, чтобы дети-инвалиды имели равные права в отношении семейной жизни. Для реализации этих прав и недопущения сокрытия детей-инвалидов, их оставления, уклонения от ухода за ними и их сегрегации государства-участники обязуются с самого начала снабжать детей-инвалидов и их семьи всесторонней информацией, услугами и поддержкой.

4. Государства-участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями против их воли, за исключением случаев, когда поднадзорные суду компетентные органы в соответствии с применимыми законами и процедурами определяют, что такое разлучение необходимо в высших интересах ребенка. Ни при каких обстоятельствах ребенок не может быть разлучен с родителями по причине инвалидности либо самого ребенка, либо одного или обоих родителей.

5. Государства-участники обязуются в случае, когда ближайшие родственники не в состоянии обеспечить уход за ребенком-инвалидом, прилагать все усилия к тому, чтобы организовать альтернативный уход за счет привлечения более дальних родственников, а при отсутствии такой возможности — за счет создания семейных условий для проживания ребенка в местном сообществе.

Образование

1. Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни, стремясь при этом:

а) к полному развитию человеческого потенциала, а также чувства достоинства и самоуважения и к усилению уважения прав человека, основных свобод и человеческого многообразия;

b) к развитию личности, талантов и творчества инвалидов, а также их умственных и физических способностей в самом полном объеме;

с) к наделению инвалидов возможностью эффективно участвовать в жизни свободного общества.

2. При реализации этого права государства-участники обеспечивают, чтобы:

а) инвалиды не исключались по причине инвалидности из системы общего образования, а дети-инвалиды — из системы бесплатного и обязательного начального образования или среднего образования;

b) инвалиды имели наравне с другими доступ к инклюзивному, качественному и бесплатному начальному образованию и среднему образованию в местах своего проживания;

c) обеспечивалось разумное приспособление, учитывающее индивидуальные потребности;

d) инвалиды получали внутри системы общего образования требуемую поддержку для облегчения их эффективного обучения;

e) в обстановке, максимально способствующей освоению знаний и социальному развитию, сообразно с целью полной охваченности принимались эффективные меры по организации индивидуализированной поддержки.

3. Государства-участники наделяют инвалидов возможностью осваивать жизненные и социализационные навыки, чтобы облегчить их полное и равное участие в процессе образования и в качестве членов местного сообщества. Государства-участники принимают в этом направлении надлежащие меры, в том числе:

а) содействуют освоению азбуки Брайля, альтернативных шрифтов, усиливающих и альтернативных методов, способов и форматов общения, а также навыков ориентации и мобильности и способствуют поддержке со стороны сверстников и наставничеству;

b) содействуют освоению жестового языка и поощрению языковой самобытности глухих;

с) обеспечивают, чтобы обучение лиц, в частности детей, которые являются слепыми, глухими или слепоглухими, осуществлялось с помощью наиболее подходящих для индивида языков и методов и способов общения и в обстановке, которая максимальным образом способствует освоению знаний и социальному развитию.

4. Чтобы содействовать обеспечению реализации этого права, государства-участники принимают надлежащие меры для привлечения на работу учителей, в том числе учителей-инвалидов, владеющих жестовым языком и/или азбукой Брайля, и для обучения специалистов и персонала, работающих на всех уровнях системы образования. Такое обучение охватывает просвещение в вопросах инвалидности и использование подходящих усиливающих и альтернативных методов, способов и форматов общения, учебных методик и материалов для оказания поддержки инвалидам.

5. Государства-участники обеспечивают, чтобы инвалиды могли иметь доступ к общему высшему образованию, профессиональному обучению, образованию для взрослых и обучению в течение всей жизни без дискриминации и наравне с другими. С этой целью государства-участники обеспечивают, чтобы для инвалидов обеспечивалось разумное приспособление.

Здоровье

Государства-участники признают, что инвалиды имеют право на наивысший достижимый уровень здоровья без дискриминации по признаку инвалидности. Государства-участники принимают все надлежащие меры для обеспечения доступа инвалидов к услугам в сфере здравоохранения, учитывающим гендерную специфику, в том числе к реабилитации по состоянию здоровья. В частности, государства-участники:

а) обеспечивают инвалидам тот же набор, качество и уровень бесплатных или недорогих услуг и программ по охране здоровья, что и другим лицам, в том числе в области сексуального и репродуктивного здоровья и по линии предлагаемых населению государственных программ здравоохранения;

b) предоставляют те услуги в сфере здравоохранения, которые необходимы инвалидам непосредственно по причине их инвалидности, включая раннюю диагностику, а в подходящих случаях — коррекцию и услуги, призванные свести к минимуму и предотвратить дальнейшее возникновение инвалидности, в том числе среди детей и пожилых;

с) организуют эти услуги в сфере здравоохранения как можно ближе к местам непосредственного проживания этих людей, в том числе в сельских районах;

d) требуют, чтобы специалисты здравоохранения предоставляли инвалидам услуги того же качества, что и другим лицам, в том числе на основе свободного и информированного согласия посредством, среди прочего, повышения осведомленности о правах человека, достоинстве, самостоятельности и нуждах инвалидов за счет обучения и принятия этических стандартов для государственного и частного здравоохранения;

е) запрещают дискриминацию в отношении инвалидов при предоставлении медицинского страхования и страхования жизни, если последнее разрешено национальным правом, и предусматривают, что оно предоставляется на справедливой и разумной основе;

f) не допускают дискриминационного отказа в здравоохранении или услугах в этой области либо получении пищи или жидкостей по причине инвалидности.

Абилитация и реабилитация

1. Государства-участники принимают, в том числе при поддержке со стороны других инвалидов, эффективные и надлежащие меры к тому, чтобы наделить инвалидов возможностью для достижения и сохранения максимальной независимости, полных физических, умственных, социальных и профессиональных способностей и полного включения и вовлечения во все аспекты жизни. С этой целью государства-участники организуют, укрепляют и расширяют комплексные абилитационные и реабилитационные услуги и программы, особенно в сфере здравоохранения, занятости, образования и социального обслуживания, таким образом, чтобы эти услуги и программы:

а) начинали реализовываться как можно раньше и были основаны на многопрофильной оценке нужд и сильных сторон индивида;

b) способствовали вовлечению и включению в местное сообщество и во все аспекты жизни общества, имели добровольный характер и были доступны для инвалидов как можно ближе к местам их непосредственного проживания, в том числе в сельских районах.

2. Государства-участники поощряют развитие начального и последующего обучения специалистов и персонала, работающих в сфере абилитационных и реабилитационных услуг.

3. Государства-участники поощряют наличие, знание и использование относящихся к абилитации и реабилитации ассистивных устройств и технологий, предназначенных для инвалидов.

Труд и занятость

1. Государства-участники признают право инвалидов на труд наравне с другими; оно включает право на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который инвалид свободно выбрал или на который он свободно согласился, в условиях, когда рынок труда и производственная среда являются открытыми, инклюзивными и доступными для инвалидов. Государства-участники обеспечивают и поощряют реализацию права на труд, в том числе теми лицами, которые получают инвалидность во время трудовой деятельности, путем принятия, в том числе в законодательном порядке, надлежащих мер, направленных, в частности, на следующее:

а) запрещение дискриминации по признаку инвалидности в отношении всех вопросов, касающихся всех форм занятости, включая условия приема на работу, найма и занятости, сохранения работы, продвижения по службе и безопасных и здоровых условий труда;

b) защита прав инвалидов наравне с другими на справедливые и благоприятные условия труда, включая равные возможности и равное вознаграждение за труд равной ценности, безопасные и здоровые условия труда, включая защиту от домогательств, и удовлетворение жалоб;

c) обеспечение того, чтобы инвалиды могли осуществлять свои трудовые и профсоюзные права наравне с другими;

d) наделение инвалидов возможностью эффективного доступа к общим программам технической и профессиональной ориентации, службам трудоустройства и профессиональному и непрерывному обучению;

e) расширение на рынке труда возможностей для трудоустройства инвалидов и их продвижения по службе, а также оказание помощи в поиске, получении, сохранении и возобновлении работы;

f) расширение возможностей для индивидуальной трудовой деятельности, предпринимательства, развития кооперативов и организации собственного дела;

g) наем инвалидов в государственном секторе;

h) стимулирование найма инвалидов в частном секторе с помощью надлежащих стратегий и мер, которые могут включать программы позитивных действий, стимулы и другие меры;

i) обеспечение инвалидам разумного приспособления рабочего места;

j) поощрение приобретения инвалидами опыта работы в условиях открытого рынка труда;

k) поощрение программ профессиональной и квалификационной реабилитации, сохранения рабочих мест и возвращения на работу для инвалидов.

2. Государства-участники обеспечивают, чтобы инвалиды не содержались в рабстве или в подневольном состоянии и были защищены наравне с другими от принудительного или обязательного труда.

Достаточный жизненный уровень и социальная защита

1. Государства-участники признают право инвалидов на достаточный жизненный уровень для них самих и их семей, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни и принимают надлежащие меры к обеспечению и поощрению реализации этого права без дискриминации по признаку инвалидности.

2. Государства-участники признают право инвалидов на социальную защиту и на пользование этим правом без дискриминации по признаку инвалидности и принимают надлежащие меры к обеспечению и поощрению реализации этого права, включая меры:

а) по обеспечению инвалидам равного доступа к получению чистой воды и по обеспечению доступа к надлежащим и недорогим услугам, устройствам и другой помощи для удовлетворения нужд, связанных с инвалидностью;

b) по обеспечению инвалидам, в частности женщинам, девочкам и пожилым лицам с инвалидностью, доступа к программам социальной защиты и программам сокращения масштабов нищеты;

c) по обеспечению инвалидам и их семьям, живущим в условиях нищеты, доступа к помощи со стороны государства с целью покрытия связанных с инвалидностью расходов, включая надлежащее обучение, консультирование, финансовую помощь и временный патронажный уход;

d) по обеспечению инвалидам доступа к программам государственного жилья;

e) по обеспечению инвалидам доступа к пенсионным пособиям и программам.

Участие в политической и общественной жизни

Государства-участники гарантируют инвалидам политические права и возможность пользоваться ими наравне с другими и обязуются:

а) обеспечивать, чтобы инвалиды могли эффективно и всесторонне участвовать, прямо или через свободно выбранных представителей, в политической и общественной жизни наравне с другими, в том числе имели право и возможность голосовать и быть избранными, в частности посредством:

i) обеспечения того, чтобы процедуры, помещения и материалы для голосования были подходящими, доступными и легкими для понимания и использования;

ii) защиты права инвалидов на участие в тайном голосовании на выборах и публичных референдумах без запугивания и на выдвижение своих кандидатур для выборов, на фактическое занятие должностей и выполнение всех публичных функций на всех уровнях государственной власти — при содействии использованию ассистивных и новых технологий, где это уместно;

iii) гарантирования свободного волеизъявления инвалидов как избирателей и с этой целью — удовлетворения, когда это необходимо, их просьб об оказании им каким-либо лицом по их выбору помощи с голосованием;

b) активно способствовать созданию обстановки, в которой инвалиды могли бы эффективно и всесторонне участвовать в управлении государственными делами без дискриминации и наравне с другими, и поощрять их участие в государственных делах, включая:

i) участие в неправительственных организациях и объединениях, работа которых связана с государственной и политической жизнью страны, в том числе в деятельности политических партий и руководстве ими;

ii) создание организаций инвалидов и вступление в них с тем, чтобы представлять инвалидов на международном, национальном, региональном и местном уровнях.

Участие в культурной жизни, проведении досуга и отдыха и занятии спортом

1. Государства-участники признают право инвалидов участвовать наравне с другими в культурной жизни и принимают все надлежащие меры для обеспечения того, чтобы инвалиды:

а) имели доступ к произведениям культуры в доступных форматах;

b) имели доступ к телевизионным программам, фильмам, театру и другим культурным мероприятиям в доступных форматах;

с) имели доступ к таким местам культурных мероприятий или услуг, как театры, музеи, кинотеатры, библиотеки и туристические услуги, а также имели в наиболее возможной степени доступ к памятникам и объектам, имеющим национальную культурную значимость.

2. Государства-участники принимают надлежащие меры к тому, чтобы наделить инвалидов возможностью развивать и использовать свой творческий, художественный и интеллектуальный потенциал — не только для своего блага, но и ради обогащения всего общества.

3. Государства-участники предпринимают в соответствии с международным правом все надлежащие шаги для обеспечения того, чтобы законы о защите прав интеллектуальной собственности не становились неоправданным или дискриминационным барьером для доступа инвалидов к произведениям культуры.

4. Инвалиды имеют право наравне с другими на признание и поддержку их особой культурной и языковой самобытности, включая жестовые языки и культуру глухих.

5. Чтобы наделить инвалидов возможностью участвовать наравне с другими в проведении досуга и отдыха и в спортивных мероприятиях, государства-участники принимают надлежащие меры:

а) для поощрения и пропаганды как можно более полного участия инвалидов в общепрофильных спортивных мероприятиях на всех уровнях;

b) для обеспечения того, чтобы инвалиды имели возможность организовывать спортивные и досуговые мероприятия специально для инвалидов, развивать их и участвовать в них, и для содействия в этой связи тому, чтобы им наравне с другими предоставлялись надлежащие обучение, подготовка и ресурсы;

с) для обеспечения того, чтобы инвалиды имели доступ к спортивным, рекреационным и туристическим объектам;

d) для обеспечения того, чтобы дети-инвалиды имели равный с другими детьми доступ к участию в играх, в проведении досуга и отдыха и в спортивных мероприятиях, включая мероприятия в рамках школьной системы;

e) для обеспечения того, чтобы инвалиды имели доступ к услугам тех, кто занимается организацией досуга, туризма, отдыха и спортивных мероприятий.

Международное сотрудничество

1. Государства-участники признают важность международного сотрудничества и его поощрения в поддержку национальных усилий по реализации целей и задач настоящей Конвенции и принимают в этой связи надлежащие и эффективные меры по межгосударственной линии, а где это уместно — в партнерстве с соответствующими международными и региональными организациями и гражданским обществом, в частности организациями инвалидов.

2. Положения настоящей статьи не затрагивают обязанностей каждого государства-участника по выполнению своих обязательств согласно настоящей Конвенции.

Информация взята из открытых источников ( http://strategy2050.kz/ http://palata.kz/ http://www.akorda.kz/ruhttp://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml )


 

 

 

 

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×