Эффективен ли казахстанский религиозный ликбез?
Отечественные религиоведы и политологи расходятся в объяснении причин, почему казахстанцы уезжают в дальние страны и участвуют в чужой войне. Одни уверены, что под влияние различных религиозных течений исламского толка они попадают из-за незнания и недопонимания канонов шариата. Другие же считают, что причину нужно искать в духовно-нравственных и социально-экономических условиях общества.
В течение 2015 года религиоведы и имамы Духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК) смогли вернуть в традиционный ислам около 600 граждан страны. Таких результатов они достигли благодаря своим проповедям, беседам с «заблудшими душами» и оказанию им благотворительной помощи.
«Конечно, не за одну только встречу мы смогли переубедить их, – рассказывает секретарь Совета улемов ДУМК Ершат Онгаров. – Но наши имамы ведут постоянную работу в этом направлении. Был случай такой: у осужденного за экстремизм человека остались шестеро детей и жена. Они были социально незащищенными, и мечеть помогла им материально. Взяли под свою опеку детей школьного возраста: обули, одели, накормили. Увидев такое отношение, мать этих детей самостоятельно сняла свою паранджу и вернулась в традиционный ислам. Обо всем она сообщила мужу, тот был удивлен тем, что мы проводим такую работу. До этого семья была настроена против мечети, но, услышав о помощи, супруг изменил свое мнение и стал к нам относиться по-другому. Конечно, говорить с уверенностью, что он изменился во взглядах, мы сможем только тогда, когда он будет присутствовать по собственному желанию на наших занятиях, проводимых в мечети и слушать наши проповеди».
По мнению Ершата Онгарова, чем больше прихожан будут слушать проповеди в мечети и общаться с имамами ДУМК, тем меньше будет желающих воевать в чужой стране. Кроме того, всю необходимую информацию можно почерпнуть также на официальном сайте ДУМК.
«Тот экстремизм и терроризм, о котором говорят сегодня, не имеет ничего общего с традиционным исламом и угрожает международной безопасности. Члены террористических группировок состоят из религиозно неграмотных людей, которые не знают даже основные постулаты ислама. Террористические действия этих экстремистов полностью противоречат шариату», – констатирует Ершат Онгаров.
По официальным данным, в рядах боевиков ИГИЛ находятся около 300 граждан Казахстана. Специалисты говорят, что их число может быть намного больше.
«300 человек воюют на территории так называемого исламского государства, но это официальная статистика. Я ее обычно умножаю на два или более, – говорит полковник КНБ в отставке Арат Нарманбетов. – Сейчас у них другие цели, и это пока, скажем так, спасает нас. Но помните ли вы, что было два-три года назад? Были террористические проявления, стрельба и так далее. В последние годы установилась какая-то тишина, но она обманчива. Многие говорят: слава Богу, что у нас ничего такого не происходит, как в Сирии или Ираке. Но все это происходит только благодаря работе наших спецслужб. Они научились противодействовать подобным нежелательным проявлениям. Я постоянно слежу за статистикой генеральной прокуратуры и спецслужб. Пресечены десятки террористических и экстремистских проявлений, есть осужденные. Однако нельзя к этому относиться шапкозакидательно. Могут вернуться основные силы. Поэтому спецслужбам расслабляться нельзя, им надо совершенствоваться».
В отечественных СМИ нетрудно найти информацию об осужденных за участие в чужой войне казахстанцах. Известный казахстанский теолог Досай Кенжетай уверен, что необходимо изучить каждый из этих случаев и понять мотивы их отъезда. Но это, по его мнению, потребует немало времени.
«Проблема не только в малограмотности, но и в бездуховности, отсутствии гармонии, хорошей работы и, как следствие, веры в завтрашний день. Для обеспечения всем этим нужны институты, которые централизованно и системно внедрят национальную идею. Государственные институты не смогут ее полностью реализовать без активизации общественных институтов», – уверен теолог Досай Кенжетай. Но как скоро заработают эти институты и у людей появится вера в себя, в завтрашний день и в свою страну, теолог не знает…
Сара Исаева