Топ-100 Кто несет ответственность за учебники в Казахстане? - депутатский запрос
  • 26 апреля, 07:51
  • Астана
  • Weather icon +4
  • 444,22
  • 476,38
  • 4,82

Кто несет ответственность за учебники в Казахстане? - депутатский запрос

Фото: newskaz.ru

Депутат мажилиса РК Ирина Смирнова сделала запрос на тему качества учебников и ответственных за это лиц на имя премьер-министра РК Бакытжана Сагинтаева.

Total.kz приводит полный текст запроса, на который правительство вскоре должно будет предоставить развернутый ответ: 

«Уважаемый Бакытжан Абдирович!

Глава государства в статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» указал: «…если в системе ценностей казахстанцев образованность станет главной ценностью, то нацию ждет успех».
Качество образования обеспечивается сочетанием множества факторов. Одним из них является качество стандартов, программ и учебников. На то, чтобы появились качественные учебники, государством выделяются из года в год все более существенные средства. Например, в 2015 году - около 10 миллиардов тенге, 2016 году - 19 миллиардов тенге, 2017 году - 27 миллиардов тенге. 
Министерство образования и науки каждый год рапортует об огромной работе по усовершенствованию школьных учебников. Проходят заседания, проводятся симпозиумы, работают авторские коллективы. Средства осваиваются в полном объеме. Однако на качество учебников, которые продолжают заслуженно критиковать за концептуальные, фактологические, орфографические, стилистические ошибки, содержание, полиграфическое исполнение, совсем не сберегающие здоровье вес и размеры, - это никак не влияет. 
Вместе с тем есть ряд причин, которые могут приводить к тем последствиям, которые мы видим в школьном учебниковедении. 
1. В стране мало квалифицированных авторов учебников, а такая наука, как учебниковедение, не развита. Нет ее в реестре профессий, получаемых в вузах страны.
Так кто же являются авторами учебников, которые определены как базовые по предметам?
Имеют ли они специальное образование, дающее право работать над написанием учебника?
2. Взаимодействуют ли авторские коллективы между собой? В учебниках по разным предметам допускаются разночтения в событиях, фактах, времени их происхождения.
Кроме того, они перенасыщены, зачастую сложно изложены. Или наоборот, в учебнике «Всемирная история» для 9 класса информация о Великой Отечественной войне уместилась в один параграф. Или, к примеру, нашумевший учебник «Русский язык» для 7 класса, где литературный язык сводится к уровню примитивного бытового общения. Через тексты и задания должны проводиться идеи воспитания, высказанные Президентом: «Если не будет сохранен национальный код, национальная культура, не будет никаких преобразований, модернизаций». Предложенный учебник не только не сохраняет национальный код, но и уничтожает его. Задания в учебнике не носят воспитательного характера.
Имеется ли документ, который определял бы требования к содержанию, структуре, стилю изложения, подбору материала и к качеству учебников? 
3. Любой учебник перед применением на практике должен пройти апробацию, получить положительные оценки экспертов, педагогов, учащихся, родителей. Вызывает сомнение, что учебники, внедренные в 2017 году в 5, 7 классах, прошли апробацию? Так ли это?
4. Серьезные нарекания есть к работе Республиканского научно-практического центра «Учебник», который утверждает, что не несет ответственности за качество учебников, перекладывая ее то на издателей, то на МОН РК, то на авторов, а то и на «остановившихся» в развитии, «застрявших в прошлом» граждан.
Так все же какую ответственность за качество издаваемой учебной литературы несет Центр «Учебник»? Если никакой, не стоит ли его оптимизировать?
Как формируется экспертное сообщество? Кто является экспертами? Являются ли они квалифицированными, компетентными специалистами в области учебниковедения?
Как обеспечивается объективность, беспристрастность и независимость работы экспертов по выбору единственного учебника по тому или иному предмету для учащихся страны от МОН РК и Центра «Учебник». Почему до сих пор этот важнейший вопрос не вынесен на рассмотрение в независимое поле? 
И очень важный момент. Экспертная деятельность Центра «Учебник» относится к сфере с высокой степенью коррупционных рисков. Не истекает ли отсюда необходимость своевременной и частой ротации руководителей этого учреждения?
5. Является ли настоятельной необходимостью переиздание всех учебников каждые 4 года? К примеру, учебники признанных британских издательств отличаются завидным постоянством в подаче материала, несмотря на не менее стремительные, чем в нашей стране, изменения.
6.  Вызывает тревогу неудержимый рост цены на учебники. Только за один год цена учебников выросла в 2-3 раза.
В связи с тем что по каждому предмету и в каждом классе теперь один утвержденный учебник, издатель становится монополистом. Согласовывались ли цены на базовые учебники с Комитетом по регулированию естественных монополий и защите конкуренции. Не стоит ли включить предполагаемую цену учебника в критерии отбора в будущем. 
И это только некоторые вопросы, требующие незамедлительного рассмотрения.
Ответ просим дать письменно в установленный законодательством срок».

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×