Топ-100 Помогайки в почете, или Кому это выгодно?
  • 27 апреля, 07:17
  • Астана
  • Weather icon +3
  • 443,35
  • 475,54
  • 4,82

Помогайки в почете, или Кому это выгодно?

Фото: http://ekaraganda.kz

На фоне вечного дефицита железнодорожных билетов в сезон отпусков выясняется, что ежедневно силовыми структурами и прочими госорганами бронируется до полутора тысяч мест в поездах, причем в 80 процентах билетов из этого количества заказчики вообще не нуждаются!

К проблеме дефицита ж/д билетов в последнее время приковано пристальное внимание на правительственном уровне. В Министерстве по инвестициям и развитию пытаются найти выход из ситуации. По информации нашего источника, в МИР только сейчас проанализировали, что в Казахстане каждый день извлекаются из свободной продажи порядка 1200-1500 железнодорожных билетов! Чтоб был понятен масштаб — такое количество пассажиров можно перевезти лишь четырьмя составами «Тальго». Возможно, этого количества как раз бы и хватило для того, чтоб раз и навсегда ликвидировать бизнес помогаек, продающих билеты пассажирам по завышенным ценам, тогда, когда их якобы не существует в природе. Но в этой сфере крутятся интересы таких ведомств, с которыми не каждый госслужащий даже министерского уровня рискнет связываться.

Наверняка те же сотрудники полиции, военнослужащие, прокуроры, сотрудники гражданских госорганов нуждаются в определенном количестве билетов каждый день. Но на деле бронь завышена в разы. За два часа до отправки поезда бронь МВД, Минобороны, КНБ, прокуратуры и даже гражданских госорганов не снимается всего с 18-20 процентов зарезервированных билетов. Следовательно, 80 процентов и более забронированных мест просто никому не нужно. Но за два часа до поезда ни один здравомыслящий человек не станет покупать билеты, находясь у себя дома. Они интересны только помогайкам.

Поэтому возникает вполне резонное подозрение, что это все неспроста. Ведь в случае, не дай бог, чрезвычайной ситуации в стране никакая бронь не нужна будет людям в погонах. Для таких целей просто прицепят дополнительные вагоны или вообще отдельные составы подадут. И военные или полицейские поедут не пассажирским поездом, а литерным — всегда на зеленый и без остановок.

В данное время больше всего силовиками бронируется билетов в Астану и Алматы. Если со столицей все понятно, то Алматы вообще как-то не вписывается в принцип служебной целесообразности.

В южной столице давно уже нет никаких министерств, куда могут вызвать на ковер подчиненных в интересах государства. Более того, даже штабы военных округов находятся в других городах.

Для чего вообще изымать из свободного обращения билеты Кызылорда – Алматы или  Актобе – Алматы? Чтобы не очень высокопоставленные сотрудники правоохранительных органов могли с семьями скромно съездить на Медео или на барахолку?

А может, это как раз резерв для будущих спекуляций? Ведь ни один из перевозчиков не имеет возможности проверить, является ли лицо, купившее билет по брони, оперативником или каким-нибудь секретным сотрудником, ведь билеты продаются по гражданским удостоверениям личности!

Между тем факт того, что 80 и больше процентов квотированных билетов в итоге не выкупается, объясняет и наличие свободных мест в поездах при якобы полном отсутствии билетов в кассах. Так что общественники с финполовцами не там ищут.

Бронь заказывается руководством министерств и ведомств. Но понятно же, что, например, глава МВД не только вряд ли сам куда-то ездит поездами, но даже никогда лично не распределяет билеты. Этим занимаются руководители территориальных подразделений — линейной полиции, транспортной прокуратуры, департаментов нацбезопасности и так далее. Как и кому они их распределяют и распределяют ли вообще?

Но зато они знают точно количество положенных им мест и знают, что вряд ли они будут проданы, если на них заявки не было. Эти знания помогают давить на перевозчиков, подсаживая зайцев самостоятельно или на пару с помогайками.

Не только проводники, но и бригадиры поездов вряд ли пойдут на скандал с людьми в погонах, так как знают, что те в отместку могут найти вагон и маленькую тележку нарушений — подвижной состав-то у нас далеко не свеж.

В каждом вагоне есть шильдик с указанием даты производства вагона. Есть такие, которым уже сто лет в обед. Но кто-нибудь слышал хоть раз, чтоб силовики и прочие смотрящие — санврачи или сотрудники транспортного контроля — взяли да отцепили вагон от состава из-за каких-то несоответствий требованиям по причине старости вагона? Я, например, никогда.

Из этого следует, что все контрольно-надзорные органы при каких-то обстоятельствах закрывают глаза на нарушения, которые, по идее, точно должны быть. Какие это обстоятельства — было бы неплохо разобраться тем комиссиям, что сейчас рапортуют своему начальству, централизованно бронирующему билеты, о выявленных фактах безбилетного проезда. Не на эти ли обстоятельства собираются средства проводниками?

Явно же, что существующая с советских времен бронь — это один из способов подпитки теневого рынка. Но почему-то ни полиция, ни прокуратура, ни финполовцы не выйдут с инициативой ликвидировать эту подпитку.

Между тем дневной заработок помогаек в сезон отпусков порой доходит до 200 тысяч тенге!

Последнее время в СМИ публикуются одна за другой новости, словно сводки с мест сражений: там-то выявлен перекупщик билетов, там-то пресечен безбилетный проезд, там-то еще что-то. Но ни разу нигде не проскользнула информация о сделанных выводах и принятых мерах.

По данным комитета по статистике Министерства национальной экономики железнодорожным транспортом перевозится в год около 18 миллионов человек. Но от 7 до 9 миллионов пассажиров передвигаются на поездах всего за три летних месяца! Естественно,  в остальные девять такого ажиотажа с билетами нет.

Можно, конечно, раз и навсегда выбить почву из-под ног спекулянтов, запустив столько поездов, чтоб в них всегда были вагоны со свободными местами. Но во что тогда обойдутся билеты? Ведь двадцатилетний пассажирский вагон стоит 42-45 миллионов тенге. Новый — от 300 миллионов.  А у нас даже сейчас не субсидируются на необходимом уровне большинство железнодорожных маршрутов (пассажирские перевозки во всех странах убыточные).

Ну и из статистики по пассажиропотоку понятно, что увеличение парка требуется не круглогодично, а только на три летних месяца. Так что дешевле все-таки наводить порядок, чем тушить проблему деньгами.

А как навести порядок? МИР предлагает пристальнее следить за работой касс.

На рынке, по сообщению пресс-службы МИР,  работают свыше 4700 билетных касс. Государственных (принадлежащих АО «Пассажирские перевозки») из них лишь 238. Да и то в это число входят все кассы, многие из которых пачками расположены на крупных вокзалах.  Но в радиусе 50-100 метров от вокзала расположены еще несколько частных. По законам рынкам — им как бы делать там нечего. Ибо кто пойдет к посреднику, если здесь же присутствуют кассы «Пассажирских перевозок»?

По законам белого рынка, они давно должны были бы разориться. Но, по законам серого рынка, живут и процветают, помогая зарабатывать еще и спекулянтам.

Информационное агентство КазТАГ, ссылаясь на данные пресс-службы МИР, сообщило недавно о факте, когда за один день произошло 30 случаев возврата билетов через одну кассу. Скорее всего, это как раз тот случай, когда теневиками заблаговременно были выкуплены билеты на фамилии друзей и родственников, а затем переоформлены уже на имена тех, кто их приобрел через спекулянтов по двойной цене.

А помогает в этом такой советский рудимент, как коллективное бронирование. О нем мало кто знает, кроме тех, кому эти знания выгодны.

Теоретически любое юридическое лицо имеет право подать заявку в любую кассу по поводу приобретения билетов на Иванова, Сидорова, Козлова для отправки на какой-нибудь слет энтузиастов. В этом случае даже деньги платить сразу не надо. Достаточно приписки к письму «своевременную оплату гарантируем». На выходе же получается, что билеты достались не перечисленным выше товарищам, а людям с совершенно другими анкетными данными. Кого привели в кассу помогайки, на того и выписали забронированные билеты. По факту ведь любое ТОО «Рога и копыта» само вправе решать кого отправлять на свои мероприятия.

Как еще минимизируются издержки в теневом билетном бизнесе, чтоб увеличить маржинальность? Спекулянты заблаговременно выкупают детские билеты по пятидесятипроцентной стоимости. Потом делают возврат и переоформляют их уже на конкретного покупателя, зашедшего в кассу через посредника. Причем в государственных кассах такую аферу сделать нереально, так как там в случае отказа от билета он сразу же улетает в систему электронного билетирования АСУ «Экспресс» и его купит первый желающий.

Напомню, что спекуляции сейчас вообще не существует как правонарушения. Помогаек, которые ведут свой бизнес прям на виду у сотрудников линейной полиции, иногда задерживают во время каких-нибудь показушный рейдов, типа тех, что прокатились по всей стране совсем недавно, но в крайнем случае штрафуют за приставание к гражданам.

Штраф в таком случае пять МРП. При рецидиве — 10. Никакой другой статьи не предусмотрено.

Понятно, что при дневном заработке в 100-200 тысяч — это не деньги. Да и штрафуют-то только во время кампаний, перед которыми вообще не ставится целей разобраться с этим явлением раз и навсегда.

Источник: time.kz (газета «Время»)

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×