Топ-100 Нефтяные зарисовки: особая точка на карте Мангистау
  • 06 октября, 19:32
  • Астана
  • Weather icon +15
  • 481,84
  • 531,33
  • 5,07

Нефтяные зарисовки: особая точка на карте Мангистау

Специально для Total.kz Нурлан Махмудов отправился в пресс-тур по «нефтяным» местам страны

Чтобы попасть из Актау в Жанаозен, участникам  медиатура пришлось преодолеть более 160 километров в юго-восточном направлении. Следующим объектом посещения должен был стать Каражанбас. А это практически северная оконечность полуострова Бузачи. Автодорога на известные месторождения углеводородов Каражанбас и Каламкас аккуратно огибает гиблые солончаковые поля, которые периодически подтапливает Каспий. Значительную часть пути дорога идет вдоль моря, которым можно любоваться в светлое время суток. Но нам предстояло ехать около 400 километров от Жанаозеня до Каражанбаса, и, учитывая время года (на Мангышлаке довольно поздно светает и рано темнеет по сравнению с южной столицей), а также состояние местных дорог, нам остается довольствоваться лишь тем, что выхватывают из темноты фары нашего микроавтобуса.

 

Сюрпризы Каражанбаса

Как редкая птица долетит до середины Днепра, так и не всякому журналисту доведется попасть на северо-западную оконечность полуострова Бузачи, где располагается Каражанбас. Хотя, если смотреть по карте, здесь формально всего 230 км от областного центра - Актау. Впрочем, случайные люди здесь точно не ходят. Солончаковые дали, скудная растительность, суровые условия, когда постоянные ветра пробивают сквозь одежду. Потому сюда попадают лишь те, кто приехал на нефтяные промыслы.

Местные коллеги, прежде всего все тот же всезнающий фотокорреспондент областной газеты «Мангистау» Талант Кусаин, просвещают нас, приезжих. «Эти пространства, - рассказывают они, - некогда были дном моря. Они и сейчас тесно зависимы от водоема: если уровень Каспия поднимется, здесь все вновь затопит». Не случайно тут довольно много низин, в которых стоит неглубокая вода. «Значит, там поверхность ниже уровня моря, и грунтовые воды выходят наверх», - звучит комментарий.

В некоторых обширных лужах на поверхности трепещет на ветру черно-коричневая масляная пленка.

- Это что, нефть? - настораживаются приезжие.

- Это, скорее, эмульсия, - разъясняют нам.

- Кстати, - оживает говорливый Талант-ага, - одной из основных версий происхождения названия Каражанбас является такая: прежде казахи часто выгоняли скотину на выпас. Та гуляла самостоятельно и периодически для отдыха ложилась на землю. Оттого их жамбас (ляжки) часто становились черными от выходящих из земли масел. Так и повелось эту местность называть Каражанбас. А выходящими из земли маслами специально мазали скот, чтобы вылечить от болезней.

 

Сюрпризы Каражанбаса-2

История появления местных нефтяных промыслов должна очень понравиться и гамблеристам – людям азартным – а как же иначе?! Ведь открытие месторождения Каражанбас стало сюрпризом для многих специалистов. В 1960 году Всесоюзный нефтяной геологоразведочный НИИ вел тут исследования, пробурил скважину в самом центре нынешней Каражанбасской структуры, дошел до глубины 385 метров, а затем плюнул и поставил на регионе крест. Только почти через полтора десятка лет другие удачливые геологи наткнулись на черное золото, причем на небольшой глубине – всего 303 метра. Затем изыскания показали, что местные запасы достаточны для промышленной разработки.

Нуркен Каражанов, заместитель директора производственного управления АО «Каражанбасмунай» по общим вопросам, торжественно привозит нас на небольшую площадь посреди степи, вымощенную брусчаткой. В ее центре – та самая первая скважина, из которой 24 января 1974 года получена первая каражанбасская нефть. Теперь она законсервирована и стала памятником.

А всего лишь в нескольких десятках метров от этого места ее потомки – действующие скважины, на которых качалки все также разгибаются и кланяются, как молодые келинки на беташаре…

Как известно, сюрпризы бывают разные. Открытый в 1974 году Каражанбас стал самым крупным неглубоко залегающим месторождением на территории СНГ. Но нефть тут высоковязкая, тяжелая, высокосмолистая, с примесями ванадия и никеля. По результатам поисково-разведочных работ в 1977 году Государственным комитетом по запасам (ГКЗ) СССР были утверждены его параметры: балансовые запасы – 238,5 млн тонн при коэффициенте извлечения 0,36; извлекаемые – 96,98 млн тонн. В эксплуатацию месторождение ввели в опытно-экспериментальном режиме только в 1980 году. Местное черное золото, из-за его вязкости, можно добывать лишь применяя технологию закачки пара в пласт. И это еще один уникальный сюрприз Каражанбаса.

За прошедшие 40 лет с момента получения первой нефти в местных степях пробурено более 2000 скважин. Они позволили АО «Каражанбасмунай» войти в тройку лидеров среди нефтедобывающих предприятий Мангистауской области.

Кто как рулит, тот туда и приезжает

Наш медиатур попал на Каражанбас в знаменательный для компании день – 12 декабря. Именно с 12.12, оказывается, у АО «Каражанбасмунай» связаны знаковые события. Так в 2007 году владельцами компании стали наша АО «Разведка Добыча «КазМунайГаз» и государственная китайская корпорация CITIC Group. По соглашению между акционерами в руководстве Каражанбаса должна происходить ротация каждые пять лет. Первым президентом в 2007 году стал представитель CITIC Group Янг Цзайян. В 2012 году на пять лет возложил на себя бремя руководства Даулетжан Хасанов. Согласно тем же правилам ротации первым вице-президентом от китайской стороны сейчас стал Ли Тецян.

На Каражанбасе обратил внимание, что почти на всех промплощадках и вахтовых поселках нефтяников стоят стенды с указателем суточной добычи черного золота в компании. На момент посещения нашего медиатура там значилось 5754 тонны в сутки. В теплое время года объем добычи бывает чуть больше. Но все равно компания сейчас идет с опережением своего годового плана. Примечательно, что если после 2007-го (1,942 млн тонн) два года динамика производства была ниже, и лишь в 2010-м и 2011-м подобралась вплотную к отметке в 2 млн тонн в год, то в 2012-м и 2013 годах уверенно перешагнула этот психологический уровень. В текущем году компания явно превысит и отметку в 2,1 млн тонн нефти.

Об этом нам уверенно заявил Даулетжан Хасанов. На встречу с приехавшими журналистами он собрал всех главных руководителей, а также позвал председателя профкома предприятия Торемурата Кобена. Залогом дальнейшей успешной работы коллектива Д. Хасанов назвал предпринимаемые сейчас активные меры. (Кстати, под словом «коллектив» президент понимал не только АО «Каражанбасмунай», но и два аффилированных ТОО «АргымакТрансСервис» и ТОО «ТулпарМунайСервис», всего общей численностью 5300 человек). Среди таких принимаемых мер – внедрение новых технологий для интенсификации добычи, автоматизация управления производственными процессами и прочие инновации. Компания активно обустраивает более комфортными условиями как рабочие места, так и места проживания вахтовых рабочих. И так далее, и тому подобное…

Мне показалось, что услышанные в ходе беседы, а затем и по ходу экскурсии заявления являются не просто традиционной управленческой риторикой. Скорее – это попытка выражения новой философии. Суть ее я бы озаглавил фразой, которую высказал сам Даулетжан Хасанов: «Работать в гармонии с окружающим миром».

 

Основные отличия новой философии

Мне много раз доводилось в различных высоких кабинетах обсуждать важность наличия для компаний долгосрочных и прочих стратегий развития. При всей актуальности темы и серьезности намерений такие проекты обычно жили ровно столько, сколько мог усидеть на своем посту инициатор. С приходом новых топ-менеджеров обычно кардинально меняется (или надолго забывается) стратегия, что, на мой взгляд, не логично.

Даулетжан Хасанов сейчас получил до 2017 года «железный» карт-бланш на занятие своего поста. Думаю, никому не придет в голову менять топ-менеджера, у которого производство хорошо работает. И в этой ситуации он взялся за реализацию своей философии «гармонии с окружающим миром». При этом окружающий мир – это не только и не столько экология, но и все основные стейкхолдеры компании. Да-да, не удивляйтесь! За пару тысяч километров от столицы, во глубине каражанбасских солончаков, на самом краю не всегда ласкового Каспийского моря – руководитель средней по меркам компании представляет нам, журналистам, среднесрочную стратегию. Где в формате красивой цветной презентации указаны пять основных стейкхолдеров, а всякими стрелками – что делается для удовлетворения их запросов.

Меня подобными картинками так просто не купишь. Если нужно – сам могу такие нарисовать, что хоть на выставку вези! Но в хасановские «картинки» я поверил, и вот почему.

Как известно, среди всех основных групп влияния на компанию (т.н. стейкхолдеров), наверное, самым сложным является трудовой коллектив: большое число людей, различные, порой даже противоречащие, интересы и т.д. Какую же тактику избрал новый руководитель? Вы не поверите, как не поверил вначале своим глазам и я! Первое – максимальная прозрачность принятия административных решений, в том числе в системе подготовки и подбора кадров. Второе – решение наиболее важных производственно-социальных вопросов через совместную с профсоюзами комиссию. Третье – регулярные социологические опросы среди коллектива по самым различным вопросам. Компания проводит анкетирование рабочих, и лишь определив мнение подавляющего большинства, принимает соответствующее решение. И все это подробно освещается в собственной корпоративной газете.

Я, например, прекрасно знаю, что для газетчика святое – сохранять подшивку газеты. Но не утерпел и, пользуясь статусом «гостя из Алматы», совершил святотатство: потребовал выдрать два последних номера, где приводится раскладка расходов компании за 2013 и 2014 год, а также данные соцопросов среди рабочих.

Зато теперь аргументировано, со ссылкой на официальный источник, могу многое чего сказать о компании. Так, к примеру, инфографикой показано, что за первое полугодие-2014 производственные расходы составили 20,556 млрд тенге (18% от общей суммы), фонд зарплаты – 5,419 млрд (5%), амортизация ОС – 13,639 млрд (12%), налоги – 40,164 млрд (34,5%), расходы по транспортировке нефти 10,243 млрд (9%). Меньше миллиарда ушло на административные расходы, и чуть больше полумиллиарда – финансовые расходы. Чистая прибыль компании – 24,913 млрд или 20%.

Также очень доходчиво – на диаграммах – даны итоги опросов рабочих. К примеру, об удовлетворенности качеством спецодежды и спецобуви, средств спецзащиты. Или удовлетворенности обустройством рабочих мест современными приборами, измерительными инструментами, автоматическими системами и т.д. Причем каждый «пирог» итогов соцопроса дополняется таблицей с ранжиром выявленных проблемных вопросов. Как говорится, вот тебе актуальный срез мнений и подсказка – что еще можно улучшить.

Именно такая «интерактивная» работа позволяет Д. Хасанову сейчас смело заявлять, что удовлетворенность в компании условиями работы составляет в среднем 70 процентов, и он ставит цель добиться на следующий год планки в 80 процентов! Не случайно в текущем году «Каражанбасмунай» массированно приобретал современные вагончики для обустройства рабочих мест, возвел большое число модульных зданий для производственных и технических нужд, активно ведет ремонт жилых и административных объектов…

 

Когда в товарищах согласие есть

На мою просьбу предоставить официальные данные АО «Каражанбасмунай», без всяких проволочек и отказов, снабдил меня цифрами уже за 11 месяцев 2014 года. Причем с точностью числа людей и сумм расходов – до единицы и тенге! Ради любопытства листаю релиз. С начала текущего года до 1 декабря компания потратила 225 248 014 тенге на обеспечение социальных льгот и гарантий. Тут и возмещение стоимости посещения детьми дошкольных детских учреждений, компенсация лекарств, летний отдых детей работников в стране и заграницей, свадьбы-похороны, матпомощь пенсионерам и т.д.

Прищуриваюсь в сторону первого вице-президента компании Ли Тецяня. Так, мол, и так – знакомая тема. Непрофильные расходы компании на социалку естественным образом увеличивают себестоимость вашего товара. А значит, уменьшают возможную прибыль. Разве рыночно это?! Зарубежный акционер-учредитель как считает?

Между прочим, Ли Тецянь работает уже восьмой год в Казахстане, в «Каражанбасмунае» с начала создания СП. Сначала был специалистом департамента маркетинга. Затем сделал карьеру, возглавлял ТОО «АргымакТрансСервис», с 2012-го был вице-президентом АО «Каражанбасмунай» по коммерческим вопросам. 8 октября 2014 года назначен первым вице-президентом. Хорошо владеет русским, немного казахским, но говорит с акцентом…

Мой вопрос если и ошеломил Ли Тецяня, то не сильно.

- CITIC Group – не узкопрофильная нефтяная компания, - замечает он в ответ, - а многоотраслевая международная корпорация, потому мы умеем широко рассматривать ситуацию. Мы приехали не только добывать нефть, это и социальный проект. Мы хотели бы удовлетворять ожидания всех сторон. Потому мы проводим политику – чтобы проект был на благо местного общества. Как учредители АО «Каражанбасмунай» мы считаем, что компания ведет правильную политику. Через улучшение условий труда и быта обеспечивается успешная производственная деятельность.

- Между прочим, - добавляет уже Д. Хасанов, - насколько мне известно, и сама головная CITIC Group обязалась от своего лица построить здесь дорогу в качестве своего вклада в социальное развитие региона.

Участники медиатура подкидывают уже новый вопрос с подтекстом:

- А каково в компании число работников, приехавших из КНР?

После некоторых уточнений между собой звучит ответ:

- Из 5300 человек, работающих в АО «Каражанбасмунай» и связанных с ним ТОО, только около 30 – из Китая. Это, прежде всего, представители редких профессий, специалисты, которые работали у себя в стране на схожих месторождениях с вязкой нефтью…

 

Пусть и белая, но зависть

В моем блокноте остается еще куча неиспользованной информации – сложно все впихнуть в один репортаж, который и так вырос до неприличных, по журналистским стандартам, размеров.

Что хотел бы выделить особо?

Это то, что слушая Даулетжана Хасанова, испытал четкое чувство зависти. Нет, не к тому, что здесь приличные зарплаты, проживание и питание в режиме «коммунизма», когда не нужно ни за что платить. И вообще забыть на время вахты о таком понятии, как деньги, пользуясь всеми благами…

Я остро позавидовал спокойному чувству уверенности в завтрашнем дне, который излучал президент АО «Каражанбасмунай»!

Представьте себе: доказанные запасы месторождения 92,253 млн тонн. За сорок юбилейных лет было выкачано 41,799 млн тонн. Остается еще 48,453 млн. тонн. При нынешнем режиме работы по 2 млн тонн в год – это еще как минимум свыше двадцати лет стабильной работы! А ведь еще предстоят доразведка, улучшение технологий. В общем, качай себе потихоньку и не волнуйся!

Поэтому, видимо, не случайно, что даже в условиях резкого спада мировых цен на нефть Даулетжан Хасанов сейчас заявил, что на 2015 год не намечается снижения зарплат и соцпакета. Напротив, компания кроме активизации прошлых программ подготовки специалистов, начинает реализацию новой программы «Мерейлі мекен», по которой хочет обеспечить работников жильем по доступным ценам…

Послесловие

Как бы ни были интересны другие края, завершать финальную часть путевых записок всегда нужно дома. Атырау и Мангистау – я надеюсь еще не раз порадоваться вашему гостеприимству! Но вот уже море огней под крылом самолета угадываемо взбирается в горы. Невольно вспоминается: «Здравствуй, Медео! Горы тянутся к небу – это Алматы!»…

Нурлан Махмудов

Алматы – Атырау – Аккыстау – Актау – Жанаозен –Каражанбас - Алматы

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×