Топ-100 Нефтяные зарисовки: у истоков великой нефтяной реки
  • 05 октября, 20:21
  • Астана
  • Weather icon +7
  • 481,84
  • 531,33
  • 5,07

Нефтяные зарисовки: у истоков великой нефтяной реки Эксклюзив

Фото: panorama.com.ve

Нурлан Махмудов, побывав на нефтяных месторождениях Атырауской области, делится своими впечатлениями с читателями ИА Total.kz

Вместо предисловия

У каждого региона Казахстана, каждой отрасли и каждой профессии есть отличительные особенности. В этой связи мне всегда вспоминается крылатая фраза киногероя Верещагина из легендарного советского фильма «Белое солнце пустыни». Помните его знаменитое: «Опять ты мне эту икру поставила! Не могу я ее каждый день, проклятую, есть. Хоть бы хлеба достала…»? Моим коллегам из СМИ Атырауской и Мангистауской областей так часто приходится писать о нефтяных промыслах, что, как и во всякой профессии, начинают «увиливать» от редакционных поручений на предприятия, которые прочие журналисты страны называют «с придыханием» – «Тенгизшевройл», Северо-Каспийский проект и прочие. На моих глазах пресс-секретарь крупного подразделения «Разведка-Добыча Казмунайгаз» – АО «Эмбамунайгаз» – Галия Каражанова была вынуждена настойчиво обзванивать местные СМИ, чтобы пригласить их на свой крупный прорывной проект! Мы, журналисты из южной столицы, такими турами не избалованы, а потому с удовольствием приняли приглашение съездить на «Запад». Конечно, мы слабо разбираемся в специфике местного производства. Но за 3-4 дня нам предстоит увидеть несколько предприятий, относящихся к «РД КМГ», в том числе и в Жанаозене…

Исторические корни

Знаете ли вы, что первые официальные сведения о наличии углеводородов в Казахстане обнаружены еще в записках Бековича-Черкасского, организовавшего по Указу Петра I военно-типографическую экспедицию в Хиву через нижнее течение р. Эмба? И относится это к 1717 году, то есть к началу XVIII века! Трясясь в комфортабельном микроавтобусе (об этом подробнее в финале!), я подумал, что с тех пор в атырауской степи вряд ли что-то сильно изменилось. Если бы не периодически возникающие на ровном пространстве уродливые распятия столбов линий электропередач – здесь все та же беспредельная равнина степи, насколько хватает глаз…

Следующие события, связанные с нефтью, в этих местах происходили уже в конце XIX века, когда были организованы специальные экспедиции, которые уточнили объемы местных подземных богатств. А в 1899 году на первом разрабатываемом в Казахстане месторождении Карашунгул был получен первый нефтяной фонтан! Именно с этого события, утверждают источники в интернете, начался отсчет истории национальной нефтедобычи.

Сейчас, через 115 лет, АО «Эмбамунайгаз», в чьи владения вошли те исторические первые скважины, обладает более серьезными сведениями о нефтяных запасах региона. Да и бурят скважины уже не на 40-300 метров, а в несколько километров глубиной.

Короли «Белой зимовки»

Первый пункт нашего тура в Атырауской области – административный центр Исатайского района поселок Аккыстау (в переводе с казахского – «Белая зимовка»). Здесь располагается «штаб» Нефтегазодобывающего управления (НГДУ) «Жаикмунайгаз». Это одно из четырех добычных подразделений «Эмбамунайгаза» (есть еще два сервисных).

Глава управления Шаймерден Толенгитов приветствует журналистскую братию: нефть в Исатайском районе добывается промышленным способом с 1968 года, НГДУ разрабатывает 10 месторождений, создав необходимую производственную инфраструктуру. Из 694 скважин в действующем режиме находится 673. Нагнетательный фонд составляют 94 скважины. В целом производственный план по добыче нефти выполняется даже с небольшим превышением – 101%. Добыча попутного газа – 100%. В НГДУ «Жаикмунайгаз» работает более тысячи человек, не менее 90 процентов из них – из местного населения.

По владениям «Жаикмунайгаза» нас сопровождает главный инженер управления Габидулла Шанаев. В ходе довольно изматывающего режима «челночного» тура по объектам предприятия мы узнаем, что здесь проходил республиканский конкурс на лучшего специалиста рабочей профессии («Лучший оператор», «Лучший токарь» и т.д.). Так вот: по 8 из 10 номинаций лучшими признаны работники НГДУ «Жаикмунайгаз»…

Инновации, куда без них?

С погодой в Атырау нам, можно сказать, повезло. Солнце светило такое яркое, что во время дежурных «снимков на память» возле работающей нефтекачалки приходилось сильно щуриться и глаза слезились. Впрочем, глаза, может, еще слезились от пронизывающего ветра, который даже небольшой морозец (градусов 6-7, может, но со знаком минус) делал таким неприветливым, что журналисты все время забегали в свой микроавтобус отогреться. А нефтяникам (прежде всего операторам добычи) приходится на этом ветру и морозе следить за своими скважинами и нефтекачалками. Работа у них – далеко не сахар!

Впрочем, изменения происходят и в этой сфере. На смену традиционным качалкам сейчас приходят штанговые глубинные насосы. На одном из основных месторождений «Жаикмунайгаза» – месторождении имени Салтаната Балгимбаева (кстати, это представитель знаменитой здесь династии нефтяников, дядя бывшего премьер-министра Казахстана Нурлана Балгимбаева) – 117 скважин оборудованы линейными приводами штангового насоса (ЛШП). В реальности это выглядит совсем невзрачно: какие-то трубы воткнулись в землю. Рядом за ограждением электрощит. Однако ЛШП, в сравнении с механическими станками-качалками менее металлоемкий, снижает износ оборудования, облегчает труд оператора по обслуживанию. Здесь уменьшается электропотребление на 30-50%, а в скором времени все скважины можно будет контролировать через компьютер. На сегодня в целом по АО «Эмбамунайгаз» установлено 53 установки  линейно-штангового насоса, в текущем году к ним добавятся еще 25.

Значительной проблемой для «Эмбамунайгаза» также являлся попутный нефтяной газ, за сжигание которого предусмотрены серьезные экологические штрафы. Сейчас компания реализовала два проекта стоимостью более 3 млрд тенге утилизации попутного газа: один здесь, на месторождении НГДУ «Жаикмунайгаз» в Исатайском районе, другой на Восточном Макате НГДУ «Доссормунайгаз». Суммарная мощность двух установок составляет 60 млн куб.м газа в год («Жайыкмунайгаз» – 20 млн куб.м, «Доссормунайгаз» – 40 млн куб.м). Специально для этого 28 сотрудников компании обучились и прошли стажировку на заводах «Татнефтегазпереработка» в Татарстане.

Вместе с главным инженером «Жаикмунайгаза» Габидуллой Шанаевым обходим вокруг газоперерабатывающую установку. «Пока ее мощности задействованы только на 35-40%, но скоро доведем до 100%, и тогда получаемый товарный газ можно будет продавать населению», – рассказывает он.

Но самое последнее внедряемое ноу-хау в «Жаикмунайгазе» – технология закачки полимеров в пласты. О «модности» этого нового тренда говорит хотя бы уже тот факт, что полгода назад эту технологию начали использовать сразу в трех нефтяных компаниях Казахстана – «Казгермунае», «Мангистаумунайгазе» и здесь, в «Жаикмунайгазе». Причем атыраусцы приступили к этому производственному эксперименту всего лишь с 22 ноября. Суть технологии в том, чтобы лучше и больше выкачивать нефть из зрелых месторождений. Для того чтобы снизить обводненность добычи углеводородов (по словам Шанаева, она доходит до 90%), в закачиваемую в недра воду добавляется полимер. Две скважины, выполняющие такую функцию, позволяют на 16 соседних скважинах увеличить добычу нефти. Правда, наибольший эффект, по подсказке французских специалистов «Алстрона», с чьей помощью внедряется ноу-хау, должен быть получен через полгода после начала реализации. Поэтому «Жаикмунайгаз» и называет это дело экспериментом…

«Ограниченный коммунизм» на отдельной территории

…Вы представляете, что такое для курильщика остаться на время без привычных сигарет?

Избалованный всепрощающим рынком, я даже не придал вначале значения тому, что оставил в гостинице портсигар. Думал, куплю сигареты в любом первом попавшемся магазине. Но не тут-то было! Мы наматываем десятки километров между объектами, смотрим скважины, цеха, рабочие общежития (немного забавный пример – на месторождении Юго-Восточный Камышитовый стоят общежития 1984, 2004 и 2014 годов постройки, представляете какая между ними разница?!)… И нигде я не вижу хотя бы мало-мальски приличного «комка». В конце концов, не выдерживаю и спрашиваю у хозяев: покажите мне хоть один магазинчик, где мог бы купить сигареты. И изумляюсь ответу – на их производственной территории магазинов нет вообще!

Запрет на свободную торговлю здесь ввели намеренно. Рабочему ничего не нужно покупать, поскольку компания обеспечивает его всем. На всех основных производственных площадках оборудованы мобильные здания «Медпункт», где работники проходят предсменное медицинское освидетельствование. Медики также в течение дня обходят свои территории. Для экстренной случаев есть специальные кареты скорой помощи. Медицинская страховка позволяет работникам, а также еще трем членам семьи в любое время и в любом месте получить необходимый объем медпомощи. Если кому-то потребуется операция, компания затем компенсирует ему расходы на нее.

Кроме того компания обеспечивает работникам комфортное проживание на время вахты (те самые общежития – чем современнее, тем уютнее). Во время рабочей вахты сотрудники питаются в столовых, где предоставляется выбор из разных блюд, а в меню обязательно входят молоко и фрукты (и готовят вкусно, пробовали сами!).

На объектах компания оборудовала новые современные вагоны-операторские для отдыха персонала. Когда мы с мороза и пронизывающего ветра зашли в такой – он мне показался просто раем! Тут и тепло, есть душ, комната отдыха. На случай летней жары вагончики оборудованы кондиционером.

Так что, по логике, магазины на огромной территории района действительно не нужны.

Кошмары атырауских дорог

«Жаикмунайгаз» за последние несколько лет вложил около двух миллиардов тенге в строительство внутрипромысловых дорог. То есть между несколькими объектами в десятки километров мы «летали», не обращая внимания на время и расстояние.

И какое же мучение было, когда мы попадали на государственную трассу международного значения Атырау – Астрахань!

Мой коллега, собкор газеты «Егемен Казахстан» по Атырауской области Жолдасбек Шопегул, печально соглашается с моим ужасным впечатлением от состояния местных дорог. «В последний раз она ремонтировалась еще в советское время, – рассказывает он. – Поскольку трасса имеет республиканский статус, областные власти не могут браться за ее ремонт, да и деньги на эти 300 километров требуются большие. В последнем Послании президента про НЭП «Нурлы жол» отдельно сказано, что необходим ремонт трассы «Атырау - Астрахань», так что, надеемся, за нее в следующем году возьмутся серьезно».

Признаюсь, мало когда прежде я «в жизни» встречал такую веру в официальные документы. Но тот, кто проедет сейчас по этой трассе, сразу поймет эмоции местных транспортников…

Впереди нас ждет Актау.

«Эмбамунайгаз», 9 декабря
Алматы – Атырау – Аккыстау
Нурлан Махмудов, специально для ИА Total.kz

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×