Топ-100 Как и почему Нацбанк и ЕНПФ рискуют пенсией казахстанцев
  • 19 мая, 11:19
  • Астана
  • Weather icon +18
  • 443,44
  • 480,51
  • 4,88

Как и почему Нацбанк и ЕНПФ рискуют пенсией казахстанцев Эксклюзив

Пытались ли спасти AsiaCredit Bank с помощью пенсионных накоплений казахстанцев — исследование Total.kz.

12 февраля 2021 года AsiaCredit Bank лишен лицензии за систематические нарушения нормативов и игнорирование требований регулятора. При этом Единый накопительный пенсионный фонд до последнего момента владел облигациями этого банка на сумму 6,13 миллиарда тенге, которые банк должен был погасить в сентябре 2020 года. По данным Агентства по регулированию и развитию финансового рынка, 9 февраля 2021 года банк выкупил эти облигации, но, на каких условиях была заключена сделка, ведомство отказалось комментировать, сославшись на то, что инвестиционной деятельностью ЕНПФ с 2013 года заведует только Национальный банк РК, передает корреспондент Total.kz.

По данным Нацбанка, AsiaCredit Bank выкупил облигации у ЕНПФ по номинальной стоимости на сумму 6,13 миллиарда тенге с начисленным вознаграждением за последний купонный период в размере 285,55 миллиона тенге. Подробности сделки в Национальном банке комментировать отказались, а также не ответили на вопрос, почему регулятор разрешил банку сдвинуть дату погашения облигаций на два года, который был задан в  официальном запросе редакции Total.kz.

Как пенсионные миллиарды оказались в проблемном банке

По данным Нацбанка, облигации AsiaCredit Bank были приобретены частными пенсионными фондами и переданы в ЕНПФ по итогам консолидации пенсионных активов, которая завершилась в марте 2014 года. Фонд получил облигаций банка на 14 миллиардов тенге в двух выпусках облигационного займа с доходностью 8%: 1) KZ2C00001766 (KZP01Y07D887) — 7,878 миллиарда тенге с погашением 16.07.2019; 2) KZ2C00002418 (KZP02Y07D885) — 6,13 миллиарда тенге с погашением 30.09.2020. Срок обращения этих бумаг ограничивался семью годами.

При этом ни по первому, ни по второму облигационному выпуску AsiaCredit Bank не вернул пенсионные деньги в срок. Банк дважды получал отсрочку с разрешения управляющего активами фонда Национального банка, но, какую прибыль от данной отсрочки получил фонд, не ясно. Подробные данные Нацбанк по запросу редакции Total.kz не предоставил.

Фото: Александр Юрин/Facebook

По мнению экономиста Александра Юрина, это может свидетельствовать о том, что участники процесса были заинтересованы больше в пользе банка, чем в сохранности пенсионных активов.

«Ситуация, когда ЕНПФ (точнее, Нацбанк от его лица) выступает главным покупателем выпуска ценных бумаг эмитента с не лучшим финансовым состоянием, а впоследствии дает добро на пролонгацию этого выпуска, в целом, не совсем нормальна. Со стороны это выглядит как «междусобойчик» эмитента и центрального банка и наводит на мысль, что пенсионные активы вполне могут использоваться как источник ресурсов для определенных организаций, причем интересы вкладчиков ЕНПФ в данном случае уходят на второй план. Хрестоматийным примером здесь стала ситуация с бумагами Международного банка Азербайджана, однако, по-видимому, она не послужила достаточным уроком», — сказал Юрин.

16 июля 2019 года AsiaCredit Bank должен был вернуть ЕНПФ 7,878 миллиарда тенге по купону KZ2C00001766 (KZP01Y07D887), но ровно за один день до назначенного срока Национальный банк утвердил изменения в проспект по данной бумаге. Теперь срок обращения этих облигаций был продлен до девяти лет, а в качестве бонуса держатели банка получили повышение дохода с них до 13%, но только на восьмой и девятый год владения этими бумагами. Свидетельство о регистрации этого выпуска ценных бумаг 15 июля 2019 года подписал заместитель председателя НБ РК Есжан Биртанов, брат экс-министра здравоохранения Елжана Биртанова, который сейчас находится под домашним арестом по обвинению в растрате бюджетных средств.

В результате сделки ЕНПФ оставил банку ровно половину от суммы, которую он должен был забрать — 3,939 миллиарда тенге в облигациях. Однако бонусные 13% фонд с этой сделки так и не получит, поскольку дата закрытия сделки была сдвинута на 16.07.2021 — ровно семь лет владения бумагами, то есть большой выгоды от продления сделки пенсионеры не получили. В конце 2020 года AsiaCredit Bank досрочно выкупил эти продленные облигации, но опять-таки неизвестно, на каких условиях была заключена сделка. В ответе на официальный запрос редакции Total.kz представители Национального банка эти вопросы проигнорировали.

6,13 миллиарда тенге по второму выпуску облигаций KZ2C00002418 (KZP02Y07D885) AsiaCredit Bank тоже не вернул в срок. Погашение этих бумаг было назначено на 30.09.2020, но дата погашения была сдвинута на два года до 30.03.2022. Когда была совершена эта сделка и ее условия не ясны, так как вопросы о ней представители Нацбанка также проигнорировали.

С 2013 года ЕНПФ от владения бумагами AsiaCredit Bank получил доход в размере 8 миллиардов тенге без учета инфляции и падения стоимости тенге.

Спасение банков за счет пенсионных активов

Проблемы у AsiaCredit Bank начались в 2016 году, а в 2018-м рейтинговое агентство Standard & Poor's понизило долгосрочный и краткосрочный кредитные рейтинги AsiaCredit Bank с «B-/B» до «CCC+/C» с негативным прогнозом. Ниже этой оценки — преддефолтное состояние организации и дефолт.

Зная о проблемах AsiaCredit Bank и имея возможность вернуть деньги, причем до наступления критического момента, Национальный банк разрешал продлевать срок обращения облигаций, а затем оставлял деньги банку от имени ЕНПФ. Такая инвестиционная политика не совсем соответствует тому, что указано на сайте ЕНПФ: «Национальный банк при управлении пенсионными и собственными активами ЕНПФ также строго придерживается принципов сохранности и сбалансированного подхода к инвестированию с учетом доходности и риска».

Корреспондент Total.kz обзвонил экспертов общественного совета при ЕНПФ. Те, с кем ему удалось связаться, в основном, не захотели комментировать ситуацию либо озвучивали мнение, что общественный совет может обсуждать только работу ЕНПФ, а сам фонд не имеет возможности влиять на то, как инвестируются пенсионные деньги казахстанцев. Инвестиционной политикой ЕНПФ управляет Нацбанк, а фонд и общественный совет при нем могут лишь «принимать к сведению» его отчеты. Хотя в совете есть люди, которые считают, что и Национальный банк не всегда принимает решения самостоятельно, но эти комментаторы предпочли остаться анонимными. В таких условиях возникает вопрос о необходимости существования общественного совета при ЕНПФ.

Некоторые участники совета предположили, что на самом деле Нацбанк продлевал срок погашения бумаг, чтобы AsiaCredit Bank успел накопить деньги и вернуть всю сумму. Ведь в противном случае у обанкротившегося банка нечего было бы забирать. Однако официально, для публикации, это мнение никто из участников общественного совета не озвучил.

Фото: Тимур Турлов/Facebook

Комментируя ситуацию, когда регулятор продолжительное время оттягивает процедуру банкротства банков, генеральный директор Freedom Finance Тимур Турлов допускает, что обычно в таких случаях руководствуются государственными интересами в целях сохранности пенсионных и других активов. Ведь в случае потери этих денег будет спрос со всех чиновников, которые принимали решения.

«Пенсионные деньги — это святое. Если банк утратил платежеспособность, он не обанкротится до тех пор, пока не вернет деньги. Потому что если действовать по-честному, то в момент, когда банк утрачивает свою платежеспособность, вводится полный мораторий на удовлетворение средств всех кредиторов, а не так: сначала спокойно вытащим пенсионные деньги, потом вытащим деньги квазигосударственных компаний, а потом то, что принадлежит каким-то особенным людям. Потом выплатим обязательную страховку по вкладам, а все остальные, кто не спрятались, сами виноваты», — сказал Турлов.

По мнению Турлова, ничего коррупционного в такой политике регулирования нет. Ведь основные усилия направлены на спасение государственных и пенсионных активов, но в общем здоровой эту ситуацию также назвать нельзя.

«Все, что вы читали в законодательстве о банкротстве, казахстанских банков практически не касается и живет в какой-то параллельной вселенной. Когда коробочка закрывается, все теряют свои деньги, но у нас это считается общественно неприемлемым. И ведь здесь нет никакой коррупции. Они действительно защищают государственную собственность, защищают активы пенсионного фонда, но страдает от этого в конечном счете все население. От того, что эти механизмы странно работают по факту», — заявил глава Freedom Finance.

Фото: Андрей Чеботарев/Facebook

Аналитик международной инвестиционной компании Андрей Чеботарев считает, что ситуация с AsiaCredit Bank в целом схожа с тем, что происходило с Tengri Bank, лицензия которого была отозвана осенью 2020 года.

«Задача фонда — это сохранность денег и максимальная доходность при минимальных рисках. А риски на облигациях казахстанских банков достаточно высоки. Это доказывает та ситуация, которая сложилась с Tengri Bank, который тоже должен был ЕНПФ. Решение по нему очень долго оттягивали и ликвидировали только после возврата средств. Насколько я знаю, с AsiaCredit Bank точно такая же ситуация. То самое китайское предупреждение регулятора от 25 декабря не было исполнено, и только спустя почти два месяца лицензия была отозвана именно из-за этих денег», — сказал Чеботарев.

Аналитик считает, что Нацбанк не изъял пенсионные деньги из AsiaCredit Bank, когда была возможность, в том числе продолжая политику спасения банковской системы Казахстана. Изъятие активов привело бы к ускорению банкротства финансовой организации, с чем пришлось бы разбираться регулятору — Национальному банку.

«Я думаю, здесь принято решение исключительно в продолжение логики спасения. Мы спасаем всех до самого последнего момента, пока он окончательно не упадет. Потому что упавший банк — это плохо. Я считаю, тут сработала такая логика: «Мы будем спасать до последнего в убыток себе». Огромной ошибкой было в 2014 году начать спасать банки. Если бы их не спасали, то оставшиеся в живых были бы более подвижные, думали бы о том, как спасти свой банк и о конкуренции. И люди думали бы, куда они вкладывают средства. А у нас предпочитают при всех равных условиях спасать всегда», — пояснил аналитик.

По мнению Андрея Чеботарева, одна из главных проблем, которая вызывает кризис доверия к ЕНПФ, — это инвестиционная декларация, позволяющая вкладывать в непонятные облигации банков второго уровня РК. Эти бумаги неликвидны и никому не нужны. Если понадобится изъять деньги ЕНПФ для вкладчиков по какой-либо госпрограмме, то это будет весьма трудоемкий процесс.

Подавляющее большинство опрошенных в рамках данного исследования редакцией Total.kz экспертов подчеркнули, что пенсионные активы не должны использоваться для спасения банков. Это деньги на старость людей, рисковать которыми Единый накопительный пенсионный фонд и Нацбанк не имеют никакого права.

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×