Топ-100 Как Боб кинул Харви: подлинная история харрасмент-скандала в США
  • 28 марта, 15:10
  • Астана
  • Weather icon +4
  • 449,58
  • 486,94
  • 4,86

Как Боб кинул Харви: подлинная история харрасмент-скандала в США

Фото: buzzfixtoday.online

Происходящее за океаном никакого отношения к борьбе за права женщин не имеет.

Американский журнал Time объявил о присвоении титула «Человек года» движению #MeToo — группе женщин и мужчин, которые первыми публично заявили, что стали жертвами сексуальных домогательств и насилия.

Титул получили актрисы Эшли Джадд, Алисса Милано, Сельма Блэр, Роуз МакГоуэн, актер Терри Крюс, режиссер Блэйз Годби Липман, певица Тейлор Свифт, бывший инженер компании Uber Сьюзан Фаулер и другие.

В Казахстане деятельность этого движения известна по осколкам информации, удивляющей социальные сети — обвинения продюсеров, режиссеров, актеров, телеведущих в сексуальных домогательствах, имевших место в прошлом. Зачастую — в весьма отдаленном прошлом.

Редакция ИА Total.kz разобралась, что происходит за океаном.

Прохладная осень-2017

Для Казахстана все началось с сенсационного (для тех, кто знает толк в Голливуде) известия о том, что известного продюсера Харви Вайнштейна, который на пару со своим братом Робертом снесли как минимум 700 золотых яиц в виде картин, вошедших в классику мирового кинематографа, обвинили в сексуальных домогательствах. Несколько актрис, включая Эшли Джадд, после появления скандальной статьи в The New York Times, вспомнили, как Харви домогался их, предлагая заняться сексом. Итальянская актриса Азия Ардженто припомнила, как двадцать лет назад, подчинившись Вайнштейну, сделала ему минет. Чисто арифметически откатив время назад, мы окажемся в 1997 году, когда братья Вайнштейны и основанная ими компания Miramax пользуются славой открывателей звезд, которой они окутаны после вышедшего в 1994 году фильма Квентина Тарантино «Криминальное чтиво». В то время процветающему Харви Вайнштейну безо всяких домогательств и шантажа делали бы минет любые актрисы ради роли в фильме — и выстраивались ради этого в очередь. Недаром в Голливуде знали, о ком идет речь, когда кто-то говорил о «девушках Харви».

А чтобы не быть голословными, напомним, что Эшли Джадд с разоблачением Харви Вайнштейна выступала еще в 2012 году! Собираясь бороться за место сенатора от штата Кентукки, она дала весьма откровенное интервью о нравах голливудской тусовки, где в числе прочего рассказала и о приставаниях Харви Вайнштейна. По словам Эшли, он пригласил ее в гостиничный номер, чтобы обсудить роль в своем новом фильме, а когда она открыла дверь, навстречу ей вышел абсолютно голый Вайнштейн, предложивший сделать ему массаж. Эшли Джадд была вынуждена бежать.

Однако в 2012 году никто поднятую Эшли волну не подхватил, и Вайнштейн продолжал домогаться девиц, мечтающих о славе актрис, целых пять лет.

А пока коротко вспомним, что вслед за разоблачением Вайнштейна травле и обвинениям в харрасменте давно забытых дней подвергся внушительный пул голливудских персоналий.

Наиболее пострадавшим стал Кевин Спейси — популярный сериал с его участием «Карточный домик» свернули, его самого уволили. Кевин Спейси, к тому же, идентифицировал себя как гея, а в домогательствах его обвинил актер Энтони Рэпп. В итоге Кевин Спейси превратился в изгоя, и на пару с Харви Вайнштейном отправился в клинику лечиться от сексуальной зависимости.

Далее словно разверзлись врата ада: обвинения посыпались как из рога изобилия. Мишенью становились и вовсе титаны Голливуда — так, Сильвестра Сталлоне обвинили, что в 1986 (!) году он принуждал к сексу 16-летнюю поклонницу. Обвинительница осталась анонимной, никаких судебных претензий не выдвинула, адвокаты Сталлоне тоже отмолчались Что это было?

Заранее принес извинения перед женщинами Алек Болдуин, опасаясь порции разоблачений в свой адрес. Чарли Шина обвинили в изнасиловании подростка — произошло это на съемочной площадке фильма «Лукас». Картина вышла в прокат в 1986 году. Якобы изнасилованный Чарли Шином актер Кори Хэйм умер в 2010 году (от передозировки медицинскими препаратами), а прессе историю его жизни и борьбы с психологической травмой рассказал актер Доминик Брашия, с которым покойный вел задушевные беседы. Опять же — якобы. В американском обществе развит институт частной психологической помощи, так что в жилетку плачутся, как правило, профессионалам, а не представителям творческой, а потому склонной к сплетням, богемы.

Остается добавить, что Чарли Шин — прекрасная мишень для обвинений, поскольку и сам неплохо влипает в скандалы. Но обвинения в изнасиловании Хэйма он отверг.

Затем зараза разоблачений перекинулась на американское телевидение. Например, телеканал NBC был вынужден уволить старшего вице-президента новостного подразделения Мэтта Циммермана. 75-летний журналист Чарли Роуз, ведущий собственного шоу, был вынужден приносить извинения за неподобающее поведение — восемь женщин обвинили его в сексуальных домогательствах.

Получил свою порцию скандала даже экс-президент ФИФА Йозеф Блаттер, коснувшийся ягодиц голкипера женской сборной США по футболу Хоуп Соло.

Мэтт Тейлор: начало

Но эта осенняя волна харрасмент-разоблачений, причем в определенные моменты носящая явно феминистический (и сексистский в адрес мужчин-руководителей) характер, имеет множество общих черт со скандалом 2014 года, в эпицентре которого оказался отнюдь не богемный человек.

Мэтт Тейлор — британский ученый, астрофизик, доктор наук, научный руководитель и организатор посадки модуля «Фила» на комету Чурюмова-Герасименко с целью изучить ядро небесного тела в рамках миссии «Розетта».

Аппарат двигался сквозь космос 10 лет, безупречный спуск «Филы» на поверхность кометы был абсолютно уникален и не имел аналогов в истории человечества.

Но когда 15 ноября Тейлор объявил об этом, ученый в свойственном ему стиле (он выглядит как байкер, у него обе руки в татуировках) надел гавайскую рубашку с принтом полуобнаженных девушек в зазывных позах.

В тот же день издание The Verge вышло с заголовком «Мне плевать, что ты посадил космический корабль на комету, если твоя рубашка сексистская и оскорбительная». Эта статья послужила стартом небывалой доселе травле человека посредством социальных сетей. Его внешний вид был превращен в планетарный мем со слоганом: «Это шаг вперед для человека, но три шага назад — для человечества».

В итоге заклейменный сексистом Мэтт Тейлор со слезами на глазах был вынужден на конференции Европейского космического агентства каяться за то, что неудачно подобрал рубашку, чтобы сообщить об успехе проекта «Розетта».

Харви и молчаливый Боб

Но вернемся к тому, с кого начался осенний марафон разоблачений. Харви Вайнштейн продюсер, конечно, авторитетный, но в последние годы удача словно бы изменила ему. Проекты проваливаются в прокате, а прибыль от тех немногих, что «стреляют», не покрывает общих расходов. Основавшие после ухода из Miramax, купленной «Диснеем», собственную компанию The Weinstein Co Харви и Боб после череды неудач уступают часть акций, оставив за собой только 46 процентов.

Компания серьезно сворачивает обороты, увольняют часть персонала, однако неудачи не отступают. Начиная с 2015 года у Харви не случилось ни единого выстрела, чтобы компенсировать падение прошлых лет. В декабре 2016 года начались разговоры о полной продаже The Weinstein Co.

В итоге Роберт Вайнштейн, который занимался финансами и бухгалтерией, особо не светился в СМИ и был как бы тенью громогласного брата, принял сторону акционеров, требующих отставки Харви.

Харви Вайнштейн уверен, что статья в The New York Times, открывшая черную дыру разоблачений, куда улетучились его карьера и репутация, появилась по заказу Боба. Причем обвинителей становилось все больше, так что в итоге оказалось непонятно, кто был оскорблен словом Харви, а кто — его конкретным действием, попадающим под определение «домогательство». Слабые голоса в защиту Вайнштейна — например, от актеров Джорджа Клуни и Лиз Херли — не были услышаны.

А Роберт Вайнштейн уже сообщил о переименовании студии — чтобы в названии не было бы никакого намека на «позорную» фамилию. Потенциального покупателя — неназванный саудовский инвестиционный фонд — не интересует бренд студии, ведь он не собирается снимать кино. Покупателей интересуют только права на выпущенные Харви Вайнштейном фильмы. А это, повторимся, семь сотен жемчужин мирового кинематографа.

#ЯнеБоюсьСказати и Дональд Трамп

И все же остается открытым вопрос — если кампания против Харви была инициирована его братом Робертом, почему она приняла такой размах и похоронила репутацию не только продюсера, но и совсем посторонних лиц, того же Кевина Спейси, например?

А дело все в том, что Роберт воспользовался уже имевшейся технологией, отработанной в 2014 году на ученом Мэтте Тейлоре, о котором мы говорили выше. Успех ее очевиден — ученый был вынужден публично извиниться, научная победа отступила на второй план, выводя на первый — внешний вид, поведение человека, то есть, по сути, оболочку.

Социальные сети, в частности, Facebook и Twitter, уже в 2015 году предложили новую начинку для имеющейся технологии травли — в Великобритании прошла кампания с хэштегом #NotGuilty, призывающая женщин, переживших насилие, делиться своими историями. Идея родилась в студенческой газете в Оксфорде как ответ на письмо девушки своему обидчику.

В том же году схожие кампании прошли в США и Турции. Американцы в сети провели международный флешмоб против насилия над женщинами с хэштегом #RedMyLips. Участницы красили губы, фотографировались и выкладывали свои портреты. Акция стала ежегодной и с тех пор проходит в США каждую весну. В Турции флешмоб прошел под хэштегами #sendeanlat и #ozceganaslan — он стал ответом на зверское убийство молодой девушки, отчаянно сопротивлявшейся насильнику, пока тот не забил ее железным бруском до смерти.

В 2016 году флешмобы в социальных сетях против насилия продолжились украинской и белорусской акциями, позже подхваченной в России — под хэштегами #яНеБоюсьСказати или #яНеБоюсьСказать. Внезапно, эта акция была подхвачена за океаном — в США и Канаде, правда, там она развилась как собственный сюжет. Все началось с твита писательницы Келли Оксфорд, которая призвала женщин, ставших жертвой насилия, рассказывать свои истории под хэштегом #NotOkay. Примечательно, что флешмоб стал ответом на сексистские высказывания Дональда Трампа. Причем высказывания эти были сделаны в 2005 году, когда Донни и не думал о президентстве. Тогда он разоткровенничался в телевизионном шоу, заявив, что когда ты богат, женщины дают тебе делать с собой что угодно. В ходе предвыборной кампании ему это припомнили, развернув флешмоб с откровениями жертв изнасилования.

Наконец, то самое движение #MeeToo, получившее коллективное звание «Человека года» от самого влиятельного американского журнала, началось с твита актрисы Алиссы Милано под этим хэштегом. И, по сути, является логическим продолжением прошлогодней акции писательницы Келли Оксфорд. Алисса Милано призвала делиться историями уже не столько изнасилований, сколько сексуальных домогательств, и сделала это на фоне скандала вокруг Вайнштейна.

Милано попала в яблочко. По статистике, предоставленной Facebook каналу NBC, порядка 4,7 млн публикаций были сделаны с пометкой #MeToo. Меньше чем за сутки с момента появления тренда контент с хэштегом #MeToo получил в общей сложности более 12 млн реакций, комментариев и постов.

В «Твиттере» за это же время с хэштегом #MeToo вышло более полумиллиона публикаций.

Скандалы, наподобие этого, вызванного действиями Роберта Вайнштейна, сложно удержать под контролем, а равно и предсказать его развитие. Пока что кроме репутаций не страдает абсолютно никто — это такая богемная разборка на полпланеты, которая, впрочем, разрушительную силу имеет лишь в США. Попытки, например, Сиднейского театра обвинить в чем-то непристойном актера Джеффри Раша, потерпели позорное поражение. Бравый капитан Барбосса даже бровью не повел.

Однако для Казахстана подобные скандалы с гнильцой имеют, скорее, негативное влияние — ставится под сомнение сама необходимость борьбы за право женщины не быть избитой или изнасилованной, а потом еще и оплеванной нашим полудиким обществом, до сих пор практикующим похищение невест против их, невест, собственной воли.

Так что происходящее за океаном должно нас интересовать только как шоу — обвиняют известных бабников и тусовщиков в грехах столетней давности, те плачут и каются, приносят глубочайшие извинения, но к реальной борьбе за безопасность женщин этот спектакль не имеет ровным счетом никакого отношения.

Для этого и был написан данный текст...  

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×