Компенсация по-алматински: почему сохнут городские деревья?
За последние три года в Алматы, как утверждают власти города, высажено 100 300 зеленых насаждений — деревьев и кустарников. При этом на посадки из местного бюджета в 2016-2017 годах было выделено более 279 млн тенге.
Незаконная вырубка деревьев в Алматы, о новом случае которой мы недавно сообщали, усугубляется тем, что растения, которые высаживают в качестве компенсации, зачастую не приживаются. Бывает и так, что компенсационные посадки проводятся для «галочки», и за деревьями потом никто не следит, передает Total.kz.
Вот и в последнем случае владелец здания, которому помешали четыре здоровых, дающих трехметровую тень карагача, высадил вместо спиленных деревьев некоторое количество компенсационных. Согласно правилам, этих компенсационных деревьев должно быть сорок штук из расчета 1:10 — вместо одного срубленного десять компенсационных. На фотографиях видно, что фасад здания отнюдь не загорожен частоколом из компенсационных деревьев, да и те, что были посажены, уже демонстрируют симптомы засыхания — листья желтеют, кора трескается. Отметим также, что это платаны, которые в наших широтах плохо приживаются — трещины на коре приведут к замерзанию деревьев зимой и окончательной гибели. По сути, бизнесмен лишил горожан здоровых деревьев, взамен подсунув брак. К слову, саженец платана в Алматы стоит 10 000 тенге — так что всего лишь за четыреста тысяч (повторимся, всех сорока компенсационных деревьев мы не видели, но поверим, что их ровно четыре десятка) бизнесмен решил все свои вопросы с фасадом, который теперь не загораживают карагачи.
Вот так выглядит компенсационная посадка по пр. Жибек жолы (напротив ТД «Зангар») взамен вырубленных карагачей.
Еще один сравнительно свежий пример борьбы с городской растительностью. В феврале 2018 года бизнесмен вырубил многолетнюю тяньшанскую ель и большую тую на пересечении проспектов Назарбаева и Райымбека. Тогда же сообщалось, что за нарушение правил содержания и защиты зеленых насаждений Алматы был наложен административный штраф в размере 15 МРП, что составляет 36 075 тенге. Кроме того, бизнесмен на этом же месте должен был высадить 20 аналогичных деревьев, то есть 10 тяньшанских елей и 10 туй из соотношения 1:10, а также обеспечить уход за ними в течение двух лет после завершения озеленительных работ.
Мы задали вопрос алматинскому управлению природных ресурсов и регулирования природопользования, было ли сделано все вышеперечисленное.
Из управления нам ответили коротко: «Было высажено 11 можжевельников и 9 елок».
А вот так выглядит компенсационная посадка на пр. Райымбека (уг. ул. Назарбаева) вместо вырубленных деревьев.
Как видим, большая часть саженцев засохла, так и не получив должного ухода. Да и сама территория выглядит неухоженной и заросла сорняками. Видимо, бизнесмен посчитал свой «долг» исполненным и, главное, теперь все могут любоваться баннером о сдаче в аренду помещения. Остается надеяться, что руководитель УПРиРП Асет Масабаев обратит внимание на этот факт и примет соответствующие меры. В общем, ждем комментариев со стороны управления.
К слову, можжевельник во многом схож с туей, а тюрки называли оба растения одним словом — «арча», но, тем не менее, можжевельник — это кустарник, а туя — дерево. Разница очевидна, только в городском акимате ее предпочитают не замечать.
Также непонятно: почему «елок» всего девять? Ведь если была срублена одна тяньшанская ель, на ее месте должны появиться десять. Или лишний куст можжевельника, который высадили вместо туи, должен, по замыслу, заменить и тяньшанскую ель?
Самое интересное, что ни туи, ни можжевельники, ни другие хвойные заменители лиственных деревьев акимат Алматы не интересуют. На наш запрос в упомянутое уже управление природных ресурсов, сколько туй планируется высадить за счет городского бюджета в текущем, 2018 году, и сколько было высажено ранее, нам ответили следующее:
«В городе Алматы за последние три года высаживались лиственные и хвойные деревья за счет компенсационных посадок и бюджетных посадок. За счет средств местного бюджета дерево хвойной породы туя не высаживалась».
Туя же нас заинтересовала не только в связи с варварской вырубкой огромного дерева этой породы практически в центре города, но и в связи с состоянием этих растений на территории Казахского национального университета им. аль-Фараби.
Вдоль территории главного вуза Алматы были высажены туи, которые быстро засохли. На наш вопрос управлению, за чей счет произведена высадка этих деревьев, а также кто несет ответственность за их нынешнее состояние, в управлении природных ресурсов и регулирования природопользования пояснили, мол, городская администрация тут ни при чем.
«Туи были высажены за счет вуза. Город не имеет к ним никакого отношения. Поэтому претензии необходимо адресовать руководству КазНУ им. аль-Фараби», — прокомментировали в управлении возникшие дополнительные вопросы редакции.
Мы попробовали было последовать этому совету, однако пресс-служба университета на телефонные звонки упорно не отвечала.
В дополнение темы туй в городе, которые, согласно ответу алматинского управления, администрацию мегаполиса как бы не интересуют, мы бы хотели поинтересоваться: что в таком случае делают эти самые туи, причем в плачевно засохшем виде, на улице Панфилова среди тех растений, которые, как нас уверяют, закуплены в Германии?
К слову, по условиям Правил содержания и защиты зеленых насаждений Алматы при санитарной рубке за каждое вырубленное аварийное дерево гарантийная компенсационная посадка производится в соотношении 1:1. При вынужденном сносе — в трехкратном размере. При несанкционированном сносе зеленых насаждений компенсационное восстановление производится за счет средств виновных лиц, допустивших нарушение, из расчета 1 к 10. Плюс нарушители обязаны осуществлять уход за саженцами в течение двух лет.
При этом требования к компенсационным саженцам следующие: лиственные породы должны быть высотой не менее трех метров, а хвойные не менее двух метров (I или II класса качества), диаметр ствола от верхней корневой системы саженцев должен быть не менее 3 сантиметров (на высоте 1,3 метра стволовой части).
В заключение немного статистики. По данным управления природных ресурсов и регулирования природопользования г. Алматы, в мегаполисе за последние три года за счет компенсационных и бюджетных посадок высаживались деревья лиственных и хвойных пород. «За счет средств местного бюджета дерево хвойной породы — туя — не высаживалась», — утверждают в УПРиРП г. Алматы.
Итак, если верить официальным данным, за последние три года (2015-2017 годы) в городе высажено 100 300 деревьев: из них лиственных пород — 62 333 штуки, хвойных — 8 136, кустарников — 29 831. Вот только вопрос: где они высажены? Что касается финансовой части, если в 2015-м посадки за счет бюджета не проводились, то уже в следующие два года на эти цели городские власти выделили 279 755 407,8 тенге: 2016 — 89 075 892,8 тенге (969 единиц деревьев и 10 175 штук кустарников), 2017 — 190 679 515 тенге (5515 и 9306 соответственно). В этом году, как утверждают в УПРиРП г. Алматы, высажено 7000 штук деревьев и кустарников, а так называемых бюджетных посадок не будет.
При этом, по информации городских властей, ежегодное недофинансирование в сфере озеленения составляет 30%. А принятие дополнительных точечных мер на местном уровне недостаточно, чтобы привести в порядок пришедший в упадок зеленый фонд Алматы. Поэтому с 2019 года в мегаполисе будет работать единый оператор, который обеспечит управление городскими зелеными зонами, парками, скверами и общественным пространством. Этим оператором выступит ТОО «Eco Almaty» (единственный учредитель — КГУ «Управление природных ресурсов и регулирования природопользования города Алматы»).